РАНЕЕ ТВОРЧЕСТВО Мандельштама. Не очень плодовитый поэт. Не так много всего опубликовано. В 16 году вышел сборник «Камень», в 22 году «Tristia» (печаль, грусть), в 23 году сборник – «Вторая книга», туда входили первые два сборника, 28 год сборник «Стихотворения» - объединял все предыдущие сборники и 2 книги прозы. «Египетская марка» и сборник критических статей «О поэзии». Начал как поэт, продолжающий традиции символистов. Усложнённость стиха, ассоциативность и многомерность. Сразу несколько смыслов. Ассоциативность создаётся через обращение к различным культурным слоям. Он обращается к литературам прежних эпох, к архитектуре. Сборник «Камень». В этом сборнике Мандельштам выступает как акмеист, он и сам был теоретиком этого литературного течения. Идея этого сборника: единственная реальная вещь – это произведение искусства. Произведение искусства, как некий объект. Лирический герой здесь уподобляется каменщику, материалом здесь служит слово. Лирический герой создаёт, строит произведение искусства, как строит из камня дома, храмы. Как и в архитектуре каждый камень связан с другим камнем, так и в поэзии Мандельштама слово связано ассоциативно с другими словами. «Адмиралтейство», «Нотр Дам». После революции Мандельштам предпринимает попытку писать просто и ясно. Стихотворения 18 года – «Сумерки свободы». Использует приёмы, подобные Маяковскому. Агитация, плакат, отсутствие лирического «я». Проблема взаимоотношения революции и культуры. Революция обновляет общество, но необходимо сохранять традиции, культурные слои. Именно культурные слои, гуманизм, и способны сохранить человека. Настроения изменяются в сборнике «Tristia». Главный жанр – элегия, главная тема – прощание с прошлым. Тема сборника – любовь, смерть, религия, революция, история, личная судьба. Центральное стихотворение этого сборника «На розвальнях уложенной соломы». Это стихотворение строится из двух пластов: сюжет и метафорический подтекст. Сюжет – поездка самозванца по Москве. А метафорический – это вообще судьба личности в России. Плотная цитатная культурная возникает. СТИХИ 20х ГОДОВ. В период с 21 по 25 годы создаёт 20 стихотворений, который стали своеобразным циклом стихотворений 20х годов. Тема этих стихотворений – борьба поэта с временем. Угасание гармонии и изображение «раненого века». Стихотворение «Век». Время уподобляется зверю, хищнику, и одновременно жертве. В 30е годы Мандельштам едет в Тифлис, и он полностью порывает с современностью, начинает переводить древнюю поэзию. В это же время создаёт «Московский цикл», в котором герой обличает ложь времени. Это простые, конкретные стихи, исчезает ассоциативность. По жанру – это плачи, застольные песни, сатира. Стихотворение «Ленинград». В нём он сталкивает два имени: Ленинград и Петербург, и сталкивает два времени: прошлое и настоящее, показывает, как город умирает. Жёлтый болезненный цвет сгущается до желтка. В этом же сборнике появляются стихи о большом терроре. Его самого репрессировали. «Ночные гости», «Кандалы – цепочки, двери». Цикл «Волк». Лирический герой открыто вступает в поединок с веком «волкодавом». Он бросает вызов времени, тем, кто делает историю. Так возникают стихи о Сталине. Возникает образ «кремлёвского горца». Памфлет на Сталина. За это и был арестован и отправлен в лагерь. Попадает в Воронеж. Там создаёт «Воронежские тетради». «ВОРОНЕЖСКИЕ ТЕТРАДИ». Цикл из 60ти стихотворений. Образ города выступает в двойственном свете. С одной стороны это каратель, палач, судья. С другой стороны – это неофициальная жизнь. Возникает ассоциативная цепочка, Воронеж, ворон, смерть. Образ ограниченного пространства. Лирический герой сливается с реальной личностью, с поэтом. Резко возрастает роль разговорно–бытовой речи. В 1937 году пишет оду Сталина и цикл стихов, прославляющих советскую действительность. Что это? Уступка Сталину, что бы ему смягчили жизнь? С другой стороны лирический герой представляет себя придворным поэтом и тогда это завуалированная критика. Высшей точкой воронежских тетрадей стали стихи о неизвестном солдате. Главная тема – тема жертвы в угоды истории. Умер в 38 году, но не тела, ни могилы не нашли.