ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН 1920 годов. (Б. Пильняк, Е. Замятин).
В русской литературе 19 веке существовал жанр идеологического романа (Тургенев, Достоевский, Герцен). Это роман о споре различных идеологий. В советской литературе 20-30 годы идеологический роман выродился в идеологизированный роман. Роман об одной идее. Единственными следами идеологического романа были роман Пильняка «Голый год» и роман «Мы» Замятина. Борис Пильняк. Автор романа «Голый год» 1921 год. Название многозначно. Событие в романе происходят в 19 году. Самый тяжёлый год для советской России. Первый смысл – голод, разруха, обнищание. А метафорический подтекст – обнажение человеческой природы, срывание всех покровов культуры. Время действия в романе – это лето и зима 19 года. Пильняк здесь сталкивает несколько идеологий, мировоззрений и пытается понять, куда пойдёт Россия, куда пойдёт русский народ. С одной стороны это Ордынины, князья, в честь которых назван целый город. Это вырождающееся дворянство, гнилой дом, с полными безумия детьми. С другой стороны – революционеры. Это молодые люди, которые воспринимают революцию как игру, это Лайтис, Оленька Кунц. Третья идеология – это анархисты. Они поселились в поместье Ордыниных общиной. Ещё одна идеология «идеология китай-города», буржуа, капиталистов, семья Радчиных. Автор как бы проигрывает каждый сценарий в романе. А выход и будущее он видит в синтезе дворянского прошлого и молодого, большевистского духа. Поэтика романа: роман нарушает традиционный тип повествования. Нет линейной фабулы. Роман распадается на книги, подглавки, которые между собой часто не связаны. Автор использует музыкальный принцип повествования – лейтмотив. Автор ставит перед собой задачу показать, что грандиозны события обнажают и разрушают душу русского человека. Влияние Достоевского, Андрея Белого. Главное, что повлияло. Это идея исторического развития России. Евгений Замятин «Мы». Роман «Мы» - попытка воплотить определённые философские идеи автора. Сам Замятин был философом, учёным, создаёт концепцию борьбы двух начал в истории: энергии и энтропии. Энергия – это то, что движет вперёд, изменяет жизнь. А энтропия – это косность, застывание энергии. После всплеска энергии наступает энтропия. В романе «Мы» автор пытается понять, как формируется мировоззрение. С одной стороны в романе показано технократическое общество. Там нет свободы личности, герои имеют цифровые и буквенные обозначения. Автор доводит до логического конца идеи писателей «пролиткультовцев» о создании нового человека. Приходит к выводу, что возникает общество технократического порабощения. С другой стороны он изображает лесных жителей, людей, живущих в дикой природе. Там, наоборот – господствует тотальная анархия и свобода. И в какой-то момент эти два мира сталкиваются. Автор сознательно сталкивает эти идеологии Тем самым он ставит вопрос: сколько в человеке должно быть свободы, а сколько конформизма. По своей форме роман так же экспериментален. Замятин заимствует идею Ницше о борьбе Аполоновского и Дионисийского начала. По жанру роман – типичная антиутопия. То есть разрушение идеологических схем, уверенности в правоте создателей новой жизни.
23. Трилогия А. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
Трилогия “Хождение по мукам” — это роман о русской интеллигенции, о ее пути к Октябрьской революции. Работа над эпопеей, над одним из главных созданий художника, продлилась больше 20 лет, от одной эпохи к другой, от гражданской войны к Отечественной. I часть трилогии — роман “Сестры” — он писал в 1919—1921 годах, II часть — “Восемнадцатый год” — в 1927—1928 годах, и III — “Хмурое утро” —в 1939—1941 годах. В “Хождении по мукам” встречаются стержневые для Толстого вопросы: куда и как движется история, что ждет Россию, какая роль принадлежит воле отдельного человека в главном общественном движении эпохи? В I части романа— в “Сестрах”— предреволюционное буржуазное общество, его нравы, искусство, политика, охваченная “духом разрушения”. В картинах быта, в выразительных зарисовках героев художник верно передал атмосферу жизни петербургской интеллигенции. Особую социальную заостренность приобретают в романе “Сестры” образы интеллигентов-либералов — адвокат Смоковников, журналист Антошка Арнольдов, члены редакции буржуазной газеты “Слово народу”. А. Толстой метко очерчивает физиологию либералов — их мизерное двоедушие, карьеристские устремления. В ироническом освещении автор дает описания картин и стихов футуристов, с их вывернутыми понятиями о красоте и путаницей ассоциаций. Поэт Бессонов изображен в романе как мрачный пророк всеобщей гибели, загадочный и демонический гений. Он завораживает юную Дапгу своими стихами, пропитанными ядом философии “расточения”. В душе Даши спорят два начала, два увлечения — “бессоновское” и “телегин-ское”. В романе сразу же бросается в глаза лейтмотив образа инженера Телегина, мотив ценности реального и надежного. С Телегиным для Даши связаны надежды на духовно крепкую, серьезную, не выдуманную жизнь. Чувство национальной чести, стремление к сближению с народной жизнью^ нравственная чистота — все это отличает Телегина, как и Дашу, Катю, Рощина, от декадентствующей интеллигенции. Телегин теснее других связан с реальностью, с трудной жизнью. Его демократичность — залог верного выбора пути — на стороне революции. Но в романе эти два мира — мир сестер и исторической жизни — пока существуют порознь. Главные герои романа “Сестры” — натуры внутренне подвижные, честные перед своей совестью. “Идея России” и идея революции в “Сестрах” еще не соединены. Во II части трилогии — “Восемнадцатый год” — сердцевиной произведения становятся кардинальные проблемы эпохи революции, народа и интеллигенции в период гражданской войны. Основной пафос “Восемнадцатого года” — пафос великих трудностей, мук борьбы и их преодоление. Через весь роман проходит образная идея года — “урагана”, разбушевавшейся крестьянской стихии. Роман открывается эпизодом совещания совнаркома, на котором обсуждается вопрос об угрозе, нависшей над Республикой. Заканчивается “Восемнадцатый год” картиной трагической гибели черноморского флота, контрреволюционный мятеж и, наконец, о покушении на Ленина. Драматичны образы людей из народа, которые наиболее рельефно выписаны в романе “Восемнадцатый год” — Семен Красильников, Мишка Соломин, Чертоногов. А. Толстой в этом романе рисует начало гражданской войны в образах войны-митинга. Враги революции представлены в романе различными фигурами — Корнилов, Деникин, Каледин и другие белогвардейцы. Просветленность преобразующего себя мира и человека — основной мотив последней книги трилогии “Хмурое утро”. В образах “Хмурого утра” брезжит не только “утро” военных побед, но и утро “Молодой России”, начавшей строить. Финал романа — картина партийного съезда в Большом театре с волнующим обсуждением ленинского проекта электрификации, преобразования страны. В образах героев войны в “Хмуром утре” А. Толстой показывает гармоничность характера. Особенно интересна в этом отношении образная связь-отталкивание между Латугиным и Шарыгиным. Если Латугиным движет сила чувств, вдохновение, то в образе рабочего Шарыгина обрисован человек, усвоивший “главное” в революции — ее “науку, разум, дисциплину”. Между Латугиным и Шарыгиным идет постоянный спор об этом. Ивана Гору в романе “Хмурое утро” мы видим впервые глазами Даши. Иван Гора выглядит здесь существом непроницательным, чуждым всякой жалости, но в какой-то момент его душа открывается своей другой стороной. Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булави-ны приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем. На страницах трилогии оживает политическая и военная стратегия Октябрьской революции. Герои “Хождения по мукам” стали участниками и свидетелями всех важнейших событий времени. В финале трилогии-эпопеи герои навсегда осознают свое родство с родиной и народом. Художественный мир трилогии захватывает нас героизмом и страданием, через которые проходит русский народ. В “Хождении по мукам” впервые столь ярко раскрылось богатство языка А. Толстого.
24. Лирический герой послеоктябрьской поэзии С. Есенина: противоречия и эволюция.
В 20е годы пролетарские поэты становятся не актуальными, воспевая механизмы, нивелируя личность. Появляется потребность в новой лирике, в новом стихе и Сергей Есенин эту потребность выражает ярче всего. Главное, что поменялось – это интерес к внутреннему миру героев. Судьба личности в переходный период. Лирика Есенина - она автобиографичная. В литературу вступает Есенин до октябрьской революции и именно тогда складываются основные лирические черты лирического героя. ЧЕРТЫ: герой социально индифферентен; круг переживаний ограничивается любовью, отношением к природе, деревне; пафос приятия жизни во всей полноте, со всеми её противоречиями; авторская позиция заявляется прямо; один из центральных образов – Родина, но образ получает самые разные оформления и виды. Есенин использует приём метонимии, он называет Родины через какие-то детали, косвенные признаки (изба, кобыла, берёза). И уже в ранних стихах звучит предчувствие близких страданий, изменений. «Устал я жить в родном краю…». Ключевой мотив – прощание с Родиной, с такой, какой она была. Есенин создаёт особую теорию поэтического образа. Чрезвычайная метафоричность. Один и тот же образ получает двойственное, тройственное толкование. Здесь видны следы народного мифологического сознания. Мир уподобляется. Например: стога – церкви. Ещё одна черта мировоззрения Есенина – пантеизм. И в этом влияние народного сознания. Природа – как большой храм, в котором человек как бы служит мессу. Он одушевляет природу, одушевляет неживое. Стирается грань между человеком, животным, растением. «Вербы – журавли». Другой сквозной образ – образ дороги. Дорога не пространственная, а дорога времени, соединяет прошлое, будущее и настоящее. К 1917 году завершается первый этап творчества Есенина. Жизнерадостная поэзия приятия мира сменяется психологическими противоречиями. До октября лирический герой – гармоничная личность, после революции – бунтарь, пророк, противоречивая личность. Есенин изображает революцию в библейских образах, как конец старого мира. Буря, половодье. Ощущает себя пророком, который разговаривает с Богом о судьбах старого мира. В стихах появляется социальная проблематика, интерес к социальным потрясениям. Поэт принимает революцию с крестьянским уклонам. Поэма «Инония» - крестьянский рай и революцию он воспринимает как наступление рая на земле для крестьян. В поэме идёт противопоставление старого Бога, тщедушного жалкого, и нового Бога, крестьянского бога. Бог – хлебопашец, кормилец. «Преображение», «Небесный барабанщик». Но Есенин утверждает, что будущее за деревенской жизнью, а не в городе. С 1919 года возникает разлад лирического героя с городом. Стихотворение «Сорокоуст» - поминки по деревне, по человеку деревни. В целом ставит вопрос об умирании деревни в общефилософском масштабе. У лирического героя усиливаются мотивы озорства, хулиганства. В этот момент он сближается с имаженистми. Ему были близки поиски метафорического образа. В стихах 1920х – 23 гг лирический герой строится на контрастах. Есенин разочаровывается в социализме, в революции. Революция уничтожает всё живое. Образ лирического героя строится на таких контрастах как: жизнь и смерть, высокое и низкое. Герой всё больше раздваивается. Стихи скандалиста – 4 стиха. Плюс ещё 16 и возникает цикл «Москва кабатская». Буйство и искренность, цинизм и душевная чистота. «Сыпь гармоника». Лирический герой констатирует бессмысленность бунта, трагичность своей судьбы. В декабре 24го года пишет последнее стихотворение этого цикла: «Эта улица мне знакома». И здесь уже ищет выход из кризиса, из раздвоенности. Он возвращается к детству и малой родине. В это время он пишет лучший любовный цикл «Любовь хулигана». Там герой противопоставлен герою циклу «Москва кабатская». Это лирический дневник, возрождение души. Он начинает воспевать женщину, поэтизировать её. В цикле появляются Пушкинские мотивы, благородство по отношению к женщине. Завершается цикл стихотворением «Вечер, чёрные брови…». Последние годы жизни Есенина считаются творческим взлётом. Главный пафос – деревня не умерла, а жизнь движется вперёд. Русь он воспринимает двояко. Русь советская, новая и Русь уходящая. Главное дня него – найти своё место. Этому посвящено стихотворение 1924 года – «Письмо женщине». Там жалеет об ушедшем счастье, и надеются, верят в будущее. Следующий цикл – «Русь советская». Лирический герой не дитя природы уже, а аналитик. В последние годы пишет поэмы: «Анна Снегина». Это лиро-эпическая поэма. Изображение революции и судьба личности на фоне событий. Поэма построена как несколько фрагментов воспоминаний из жизни героев. Однозначно влияние Евгения Онегина Пушкина. Пытается так же дать картину русской жизни. Судьба человека на фоне эпохи. 24 – 25 году – «Персидские мотивы». Есенин едет в Баку, что бы посмотреть на экзотическую природу Кавказа. В этих стихотворениях чувствуется всё та же двойственность лирического героя. Он создаёт картины персидской жизни, но всё время вспоминает о России несчастной. Контрастные образы. Персия – мир любви и счастья, а Россия – это многострадальная родина. Меняется лирический образ, и героиня уже не просто русская женщина, а восточная красавица, загадочная. Сквозной мотив всего цикла – мотив смерти. Есенин не боится смерти, просит спокойной кончины и это тоже русская традиция – преодоление страха смерти. Второй мотив – всё то же приятие жизни. Таким образом Есенин проходит типичный путь русского человека – от мятежа к покою. «Зимний цикл» 1925 год – господствует покой, точка и тревога уходит. Последнее произведение Есенина – поэма «Чёрный человек» - Пушкинские мотивы. Лирический герой встречается с чёрным человеком, своим вторым «я», двойником, чёртом. Это второе «я» воплощает всё, что было неправильного в жизни Есенина. Этот человека – саморефлексия в жизни художника. В финале поэмы герой разбивает зеркало, тем самым как бы освобождаясь, но это сомнительно. После гибели Есенина утверждается лакированный взгляд на его, утверждается. Возникает термин «есенщина».