Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война привели к появлению огромного числа беженцев из России. Эмиграция по политическим причинам была и раньше, еще с 16 века (кн.А.Курбский), однако такого массового исхода все же не было никогда. Исход беженцев из России после 1917 года по конец 1930-х годов принято называть эмиграцией первой волны. Массовый отток эмигрантов шел до середины 1920-х годов, затем он прекратился, и вдали от родины возникло российское общество в изгнании, по сути, вторая Россия, где были представлены все слои русского дореволюционного общества. Социальный состав эмиграции первой волны был в действительности достаточно пестрым. Интеллигенция составляла не более трети потока, но именно она составила славу Русского Зарубежья. Эмиграция первой волны отличается тем, что большая часть эмигрантов (85-90 %) не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Константинополь. Был не так популярен, как Берлин и Париж, но через него последовали в Европу почти все эмигранты. Была создана комиссия по оказанию помощи соотечественникам, которую возглавил Е. Чириков. Издавалась газета «Русское эхо», где впервые прозвучал мотив трагедии изгнанничества, столь характерный для всей последующей литературы русского зарубежья. Вышел первый альманах писателей-эмигрантов «Рассвет». Т. обр., Константинополь был прообразом всей будущей Великой Русской Эмиграции, кторая сложилась в Праге, Берлине, Париже, Харбине. Прага В 1920 году чехословацкое правительство провело «русскую акцию»: пригласили в Прагу 5 тыс. студентов-эмигрантов, соответственно, профессора и преподаватели вузов, а также казаков. Был создан Русский народный университет в Праге. До Второй мировой войны издавалось около 20 журналов и 18 газет. Наиболее крупный – общест.-лит. журнал, еженедельник «Воля России» (ред. М. Слоним). Можно говорить о пражской поэтической школе, которая ближе к московской, чем к парижской (напр., М. Цветаева). Действовало творческое объединение «Скит» и Союз русских писателей и журналистов. Пражская диаспора обогатила русскую литературу прежде всего поэзией М. Цветаевой и прозой А. Аверченко. Однако самое главное значение Праги – в сохранении ею славянской культуры, в близости к родине, в достаточно тесной связи с Россией и литературой эмиграции. Берлин Играл примерно такую же роль, как и Прага, но достаточно недолго (1921–1923). Русская диаспора до прихода Гитлера составляла 150 тыс. человек. С 1918 по 1928 гг. в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств. Особенность русского Берлина – в тесных контактах с писателями метрополии. Эту позицию («неразделения» на литературу метрополии и эмиграции) декларировал журнал «Русская книга». Крупнейшее русское издательство в Берлине «Петрополис», наряду с классиками, первым зарубежным Полным собранием сочинений И. Бунина и книгами известных еще до революции О. Мандельштама и А. Ахматовой, издало книги молодых советских авторов К. Федина, Вс. Иванова, Б. Пильняка, А. Мариенгофа, Н.Никитина, М. Слонимского. Также существовали издательства «Скифы» и «Эпоха». Контакты межу писателями Берлина и метрополии (как личные, так и на страницах книжных изданий) усиливали литературное единство литературного процесса диаспоры и метрополии. Считается, что литературная жизнь Берлина пошла на убыль в 1923 году в связи с экономическим кризисом. Харбин. Это был восточный центр русского рассеяния. Харбин был центром Китайско-Восточной железной дороги, связывающим Россию и Европу. Порой его называли восточным Петербургом не только из-за одинакового названия улиц, но и по размаху культурной жизни. Харбин был замечателен соединением русской и восточной культур. Наиболее существ. направление харбинской ветви литературы составляла этнографическая литература (Н. Байков). В 20-е годы возникли вечера «Зеленой лампы» (возгл. Алексеем Ачаиром), потом на их основе возникло литературное объединение «Чураевка». Париж Уже в 1923 году литературная жизнь русского зарубежья стала перемещаться в Париж. Были созданы семь высших русских учебных заведений. П. Н. Милюков основал газету «Последние новости» (1920-1940), потом с Винавером издавали еженедельный литературный журнал «Звено». Религиозные философы печатались в газете «Возрождение» (ред. П. Струве). И. Фондаминский-Буняков издавал журнал «Современные записки» (1920-1940). Журнал отличался широтой политических взглядов и эстетической терпимостью. Объединяющим центром, собирающим весь цвет «русского Парижа», являлись воскресные чтения у Мепрежковских. Из этих вечеров выросло более широкое объединение «Зеленая лампа». Если «Союз писателей и журналистов» (как и «Современные записки») объединял в основном «стариков», то молодеь входила в «Союз молодых писателей и поэтов» (Ю. Терапиано, В. Андреев, Д. Кнут, А. Ладинский, В. Мамченко, Ю. Фельзен).