К концу 20х годов появился термин советская литература. Сейчас – русская советская литература. Всего три периода. 1917 – 1930 гг. (внутри 1917 -20, 20 - 30); второй период – 30е годы; третий период – литература ВОВ. Характеристика 1 периода. 1917-20. Литература первых лет революции отличается крайней политической, идеологической и художественной свободой. Главный пафос – пафос борьбы, подвига, ради нового мира. Романтическое двоемирие. «Интернационал». В это время крайнее отрицание традиций, поиск новых форм, экспериментов. Появляется пролетарская литература, непрофессионалов, выходцев из рабочей среды. Главный герой литературы этого времени – человек массы, толпы, а не индивид с его переживаниями. Ведущий жанр – небольшие по объёму произведения, очерки, репортажи, рассказы. Возникает эффект документальности. «Чапаев» Фурманова. Интерес к массовым действиям, к театральным действиям. Театр – это мистерия, игра на время. Произведения Маяковского, Мейерхольда, Таирова. Но главное место в литературе этого периода занимала поэзия. Устраиваются массовые поэтические конкурсы, выступления поэтов, открываются литературные кафе. «Кофейный период русской литературы». 20е – 30е годы. НЭП. Появляется множество частных изданий, открываются журналы, газеты. Относительное материальное благополучие. Возникают «Толстые журналы». «Новый мир» 1925 год. Главный пафос – поиск новых форм, эксперимент. Произведения отличаются экспериментом, эклектикой. Авторская фантазия. Фантастика, антиутопия. 22 год. Советское правительство высылает за границу на корабле писателей и философов. 24 год: Смерть Ленина и на политическую арену выходит Сталин. Основная тема произведений того периода – осмысление революции и гражданской войны. В стране господствует особая идеология. Россия воспринимается лишь как начало мировой революции (плацдарм). Петербург – столица мира, должна породить космополита – человека мира. Всё национальное принижается. Ведущие жанры – повесть, рассказ, очерк. Появляются романы – эпопеи. («Жизнь Клима Самгина»; «Тихий Дон»). Живопись и музыка – то же время экспериментов и творческой свободы. Сотрудничают с государством Малевич, Кондинский, в музыке Прокофьев, Шостакович. Сохранялась иллюзия творческой свободы. Однако в 22году создан главлит. Это орган, который контролировал и цензурировал писателей. Период 30 годов. Ликвидирован НЭП. Сталин начинает индустриализацию и коллективизацию страны. Нужно мобилизовать народ. Методы гражданской войны. Расстрелы при неподчинении. Подготовка большого террора. Сталин меняет команду, уничтожая врагов, союзников, палачей. Аресты, возникает ГУЛАГ. Меняется политика партии. Сталин понимает, что мировая революция невозможна сейчас. Нужно сильное военное государство с жёсткой иерархией. Космополитизм теперь предательство, в школу возвращается истории, родной язык. Литература становится частью государства. Сталин начинает целую программу подчинения литературы государству. Сталин возвращает из эмиграции Горького и др.писателей. Алексей Толстой, Куприн. Создаёт союз советских писателей, платит деньги, распределяет дачи, курорты, ставит на очередь в печать. Сталин поручает Горькому подготовить всесоюзный съезд советских писателей. В 1934 год он состоялся. На нём провозглашается новый метод – соцреализм. Единственно правильный метод. Экспериментов больше нет. Государство полностью монополизировало литературу. Главная тема литературы этого периода – это человек труда, который своим трудом изменяет мир, борется с внутренними и внешними врагами. Появляется практика «творческих командировок». Писателей отправляют на большие стройки, на предприятия. Ведущие жанры: производственный роман, о том, как строится, как работает какое-то производство. Появляются производственные стихи. Однако в это же время возникает такое явление, как внутренняя эмиграция писателей, которые не могли покинуть России: Булгаков, Ахматова, Мандельштам. Главный пафос – героического прошлого России, которая восставала из пепла. Оправдать в массовом сознании поступки руководителя партии. В лирике – массовая песня. («Катюша» М. Исаковский). Шаблоны фольклора и газетной пропаганды. Период литературы ВОВ.
2. Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
Остро стояла в поэзии 1917—1930 годов проблема художественных форм и какими путями шла поэзия к новаторству. В ряде случаев поэты считают, что новое содержание можно выразить и в «старых формах». Бережно относится к традиционным формам Бедный. Поэт вспоминал, что В. И. Ленин, обратившийся к нему с призывом создать новую революционную песню, советовал: «В привычной своей, народной форме — новое содержание». Но и Бедный разрабатывал необычные для прежней поэзии публицистические, агитационные жанры, наряду с силлабо-тонической метрикой широко пользовался не получившим ранее распространения размером пушкинской «Сказки о попе и о работнике его Балде». Горький отмечал чуткость поэта и «к затейливой игре языка», словотворчеству. Большинство же поэтов того времени считали, что традиционные формы не вполне выражают новое содержание, и заявляли о желании писать по-новому. Но как? Здесь начинались разногласия. Впервые послеоктябрьские годы высказывались максималистские взгляды. Футуристы требовали «взорвать, разрушить, стереть с лица земли старые художественные формы». Крайнюю «левую» позицию в этом вопросе занимал пролеткультовский поэт и теоретик А. Гастев, намеревавшийся пойти еще дальше футуристов в попытках произвести «ошеломляющую революцию художественных приемов». Требование взрыва существовавших до них поэтических форм, «чистки формы от пыли содержания», «поломки старой грамматики» входили в программу имажинистов. Изобретавшиеся ими вычурные образы не служили раскрытию содержания, а становились его антагонистом. Это называлось у них «победой образа над смыслом» и «освобождением слова от содержания» (В. Шершеневич, «2X2=5»). О коренной реформе поэтических средств, опираясь на «орнамент слов», «образы двойного зрения», «фигуральность нашего языка», мечтал Есенин; такой фигуральности оп не находил ни у Блока, ни у Пушкина. В письме к Р. Иванову-Разумнику (1921) он указывал на первые плоды задуманных им преобразований — «Октоих» и «Кобыльи корабли», произведения запутанные, оснащенные вычурными тропами, лишенные значительного содержания. По увлечение Есенина имажинистским изобретательством было непродолжительным, и это время оказалось для него наименее плодотворным. К середине 20-х годов понятие «революция формы» выходит из употребления; стало ясно, что новое возникает не на основе нигилистического разрыва с художественными традициями, а в результате их обновления, творческого развития и обогащения. Поэты на первых порах недооценивали «старые» жанры, особенно строгие канонические формы, считали, что они жили лишь со своим содержанием и вместе с ним умерли. Творческая практика показала, что формы сохраняют устойчивость в течение длительного времени, способны вмещать новое содержание, обновляться этим содержанием. Вопреки разрушительным наклонностям ряда поэтов и поэтических групп 20-е годы стали периодом обновления традиционных поэтических жанров и художественных форм. Поэзия С. Есенина. Фольклорные и народно-христианские истоки ранней поэзии С. Есенина. Идея «мужицкого рая» в «маленьких поэмах» – «Отчарь», «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Эстетический трактат Есенина «Ключи Марии» как отражение его творческой концепции поэтической образности. Имажинизм как попытка обновления поэтической образности в творчестве Есенина. Поэтические циклы «Москва кабацкая», «Персидские мотивы»: отражение духовного кризиса и выхода из него. Цикл «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая»: противоречивость и раздвоенность чувств лирического героя; непримиримость города и деревни. Жанр поэмы в лирике С. Есенина («Анна Снегина», «Черный человек»). Духовная и творческая драма поэта. Творчество В. Маяковского. Деятельность Маяковского в пореволюционный период. Работа в «окнах РОСТА»: стихотворная публицистика и реклама; агитационная поэзия 1917-20 гг.. ЛЕФ и его воздействие на творчество поэта. Поэзия «факта» и лирическое «я». Своеобразие лирики советского периода: мотивные ряды, ритмико-поэтические особенности. Лирическое, публицистическое и сатирическое начала его поэзии. Жанр поэмы в творчестве Маяковского, соединение лирики и эпоса («Люблю», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»). «Во весь голос…» как итоговое произведение. Поэзия 30е г. Публицистическая поэзия: творчество Н.Асеева, В. Луговского, И. Сельвинского, Н. Тихонова, А. Безыменского; основные мотивы и жанры. Ориентация на «эпическое» начало. Романтическая линия – Э.Багрицкий, Н. Тихонов. Увлеченность литературными переводами – Б. Пастернак, Н.Заболоцкий. Творческая судьба П. Васильева. Д. Кедрина, А. Ахматовой, О. Мандельштама и др. «неугодных» поэтов. Судьба «крестьянской» поэзии и ее представителей.