Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Личность и художественный мир




Вырос в особой атмосфере Замоскворечья, знал досконально купеческую среду и стал, по сути дела, «поэтом» этого сословия. В творчестве отдал полное предпочтение драматургии, создав в середине XIX века русскую драматургическую и театральную школы.

Многие его пьесы («Бешеные деньги», «Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница» и др.) посвящены проблемам купеческой среды. Но он всегда шёл дальше, в его пьесах подняты проблемы общечеловеческие, выходящие далеко за рамки изображаемой обстановки. Главный конфликт он видел в противостоянии денег, корысти, власти самодурства – и любви, живых чувств, чистоты помыслов.

В мужских и женских персонажах в пьесах А.Островского можно увидеть определённые повторяющиеся типы. Среди мужских характеров почти в каждой пьесе есть как самоуверенные хозяева жизни, для которых всё определяет власть денег, так и безвольные, почти безропотные, слабые духом герои, не способные ни на малейшее противоборство. Кроме того, в ряде пьес появляются чистые духом наивные мечтатели (Кулигин в «Грозе», Мелузов в «Талантах и поклонниках»).

Столь же интересны женские характеры. Один из женских типов представлен корыстолюбивыми, властительными самодуршами. Но главное достижение А.Островского – создание целой галереи образов молодых чувствительных женщин – «горячих сердец». Обычно они естественны, искренни, мечтательны, романтичны, свободолюбивы, но скованы либо неустроенностью, либо самодурством окружающих, либо собственными предрассудками и нравственными переживаниями.

Второй после купечества интерес А.Островского – театр. Лучшие из пьес о театральной жизни – «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники». В них тоже обнаруживается связь с купеческой темой. Всё ли продаётся и покупается? Но несправедливость жизни в этих пьесах предстаёт в усложнении конфликтов – возникновении своеобразного треугольника: деньги – искусство – любовь. Деньги важных персон открывают таланту дорогу к искусству, но выбор в пользу искусства ведёт к предательству любви.

Особенности поэтики А.Н.Островского-драматурга:

· частое использование так называемых «говорящих» фамилий героев;

· строгое следование драматургическим канонам в композиции: экспозиция, завязка действия, его развитие, кульминация, развязка (обычно лишь в 5-м действии);

· яркие речевые характеристики персонажей;

· взаимохарактеристики героев;

· употребление большого количества народных, просторечных выражений, поговорок и пословиц (даже в названиях пьес);

· наличие в пьесах явного и внутреннего конфликтов;

· использование контрастов, иносказаний, образов-символов.

«Гроза»

Драма написана с июня по октябрь 1859 года, под впечатлением от недавнего путешествия по Волге. Опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С.В.Васильевой, с Л.П.Никулиной-Косицкой в роли Катерины.

Символика названия

Гроза в общем понимании – явление многогранное. Это и что-то страшное, грозное, громкое в природе. Но это и прозрачный ливень, освежающий землю. Кроме того, гроза ассоциируется с очищением от грязи, свежим запахом озона, остающимся после неё в воздухе.

Так и в самой пьесе. Для Катерины гроза – кара небесная за её грехи. Для странниц – что-то загадочное и страшное. Для Кулигина – обычные электрические разряды, имеющие простое научное объяснение. Для Тихона – власть Маменьки. Наконец, для пьесы в её общем понимании гроза – символ начала очищения от власти самодуров и тёмной силы предрассудков и страха.

Афиша. Экспозиция

Среди действующих лиц заметны «говорящие» фамилии (имена): Дикой (подчёркнуто самодурство), Кабаниха (нечто злое), Тихон (безропотность), Кулигин (напоминание о Кулибине), Кудряш (лихой парень).

Интересна ремарка: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это подчёркивает особость Бориса в провинциальном Калинове, что дополнительно привлечёт внимание Катерины к нему.

Действие происходит «на высоком берегу Волги», что, с одной стороны, обещает русскую красоту и раздолье, а с другой – словно предупреждает героиню об опасности.

В первом же диалоге (Кулигина с Кудряшом) используется художественный приём контраста: красота русской природы и поэтическое любование этой красотой Кулигиным контрастирует с невежеством Кудряша и безобразным размахиванием руками Дикого. Эта антитеза предваряет будущую картину дико устроенной жизни в столь райском уголке русской природы, что усиливает трагедийность.

В первых же сценах 1-го действия намечаются черты деспотизма и самодурства «хозяев жизни» города Калинова: разнузданность, грубость и безнаказанность Дикого и двуличие и хитрость Кабанихи («всё под видом благочестия»).

Кудряш и Кулигин предлагают два противоположных способа противостояния самодурству: Кудряш – самодурство против самодурства, Кулигин – «лучше уж стерпеть» (снимает шляпу перед проходящими мимо Диким и Борисом).

В экспозиции читатель узнаёт также ряд важных обстоятельств:

· о зависимости от Дикого и жалком положении Бориса;

· о возможной внутренней слабости внешне грозного Дикого (рассказ Кудряша об обругавшем Дикого гусаре);

· о противоречивости Кулигина: с одной стороны – «надо стараться угождать как-нибудь» (Кудряшу), «как можно, сударь! Съедят, живого проглотят» (Борису); с другой стороны, в самом начале говорит Борису: «Охота вам жить у него да брань переносить», - а позже произносит полный обиды и скрытого протеста монолог о «жестоких нравах». Кроме того, узнаём о добрых намерениях Кулигина («работу дать… мещанству») и о точной оценке, вполне открыто данной им Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Лишь в 5 явлении появляется главная героиня Катерина. Видимо, драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ героини.

Первой же своей репликой в пьесе Катерина не просто вступает в разговор, а заступается за мужа, что сразу подчёркивает силу и красоту её характера. Кроме того, тема первой реплики – любовь, и это тоже не случайно, т.к. именно любовь составляет сущность её натуры. Катерина говорит ворчливой свекрови: «для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты…» И это не лицемерие и не ложь. Она лишь может принимать желаемое за действительное. Воспитанная в любви в родительском доме, она хочет, чтобы и здесь ей жилось по любви. Именно таким будет и её отношение к Тихону.

Тихон с первых же своих появлений в пьесе показан слабым, но не глупым. Его уничижения перед «маменькой» - всего лишь искусная игра (не случайна реплика «в сторону» в момент маменькиных наставлений). Он пытается лишь побыстрее «отвязаться» и от маменьки, и от всех – лишь бы отстали.

По всей обстановке видно, что подлинная, внутренняя власть над близкими уже выскользнула из рук Кабановой, и она превращается в формалистку: если нет настоящей власти, то пусть будет хотя бы видимость порядка, его обрядовая сторона, всё как положено.

Характеры Катерины и Варвары продолжают развиваться в их диалоге в 7 явлении. Мы узнаём о таких чертах Катерины, как искренность, любовь к людям, нежность, наивность, поэтичность, мечтательность, вольнолюбие. Но важнее другое. Во-первых, её предчувствие (особенность тонких натур): «Я умру скоро». Во-вторых, колебания в ней, раздирающая душу героини внутренняя борьба и, наконец, зарождающееся вопреки представлениям о долге чувство к Борису. В Варваре же поражают дружелюбие, простота, проницательность и предельные практичность и приземлённость в решении жизненных проблем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 424 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.