Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Обострение общественной жизни и литературно-критических позиций




Инновационный продукт ГБОУ гимназии № 293 Красносельского района Санкт-Петербурга

Литература в условиях ЕГЭ.

Учебные конспекты и электронные презентации.

Дидактическое пособие для старшеклассников и учителей литературы

Авторы пособия:

Г.А.Иоффе, учитель литературы гимназии № 293, заслуженный учитель РФ,

Ю.Г.Чернова, учитель литературы гимназии № 293

Санкт-Петербург

Предисловие

Данное пособие представляет собой попытку соединения учебного материала с компьютерными презентациями и адресовано в первую очередь старшеклассникам, поставленным перед проблемой итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ, а также учителям литературы в старших классах.

В пособии содержится образец предельно сжатого, иногда доведённого до формул изложения основного содержания линейного курса литературного образования в 10 – 11 классах, включающего следующие компоненты:

· системное представление об особенностях развития литературной ситуации в каждый изучаемый период;

· сведения биографического и концептуального характера о писателях (частично – с электронным сопровождением в формате презентаций);

· особенности поэтики каждого изучаемого автора;

· основные элементы анализа литературных произведений и их компонентов (дидактические инструкции);

· терминология и понятийный аппарат, включённый в систему заданий ЕГЭ;

· образцы анализа различных литературных компонентов;

· образцы сочинений учащихся в формате ЕГЭ;

· электронные презентации по биографии писателей, художественному миру, героям произведений, проблемам и т.п.

Материал пособия значительно более удобен и лёгок для восприятия и использования, чем содержание всех известных сегодня учебников, так как структурирован короткими главами, чёток, ясен, содержит необходимые для итоговой аттестации в форме ЕГЭ понятия, может служить не для примитивного «натаскивания», а для результативного закрепления старшеклассниками изучаемого на уроках литературы в школе содержания.

Учителя-словесники могут применять данный продукт как при подготовке к занятиям, так и непосредственно на уроках:

· в качестве содержательного компонента;

· в качестве дидактического материала, причём, в ряде случаев с возможностью размножения материалов в форме раздаточных карточек;

· в качестве обучающих рекомендаций;

· в качестве готовых аналитических образцов или элементов диагностики.

Представленные в пособии в качестве приложения к разделам компьютерные презентации созданы авторами пособия и их учениками, то есть являются плодами личного творчества учителей и учащихся.

Таким образом, пособие вполне способствует решению задачи создания условий для реализации индивидуальности учащихся и педагогов, их самореализации и самоактуализации, а также помогает решить утилитарную задачу подготовки к сдаче итоговой аттестации по литературе в формате ЕГЭ.

Содержание пособия представлено в бумажном и электронном форматах, имеет обширное приложение, состоящее из электронных дисков с учебными презентациями по большинству разделов учебной программы. Материал пособия – результат многолетнего опыта авторов, имеющих большой стаж преподавания литературы в старших классах средней школы.

10 класс – литература II половины ХIХ века

50-е – 60-е годы XIX века. Расцвет реализма

Литература как служение

В сознании большинства просвещённых людей XIX века литература – не только изящная словесность, но и основа духовного бытия нации, общенациональное дело. Не случайно в этот период так сближаются писательство и литературная критика – почти до неразделимости. Для русских писателей и литературных критиков литература – не профессия, а служение, а литературное слово – дело, поступок.

Обострение общественной жизни и литературно-критических позиций

Обострение общественно-политических противоречий в России в середине ХIХ века ведёт к усилению различий во взглядах на литературу и критику. Таких универсалов, как В.Г.Белинский, не стало. Критика разделилась по взглядам на два ведущих направления:

· революционно-демократическое («мужицкие демократы»);

· либерально-реформаторское (дворянство).

В свою очередь либеральные критики разошлись по взглядам на западников, славянофилов и почвенников.

Революционеры-демократы

Основные теоретики и практики: Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Н.А.Некрасов, Д.И.Писарев (на первом этапе). Основной рупор – журнал «Современник» (редактор Н.А.Некрасов) – самый популярный в те годы журнал, в котором до поры до времени печатались и прошли литературную школу все ведущие писатели и критики 2-й половины века.

По своим политическим взглядам революционеры-демократы вынашивали идею крестьянской революции, видя опору общинного земледелия не в смирении и христианстве, а в революционных, социалистических инстинктах русского мужика.

Н.Добролюбов изобрёл так называемую «реальную критику». Её задача – не столько анализировать произведение, сколько сделать его поводом к обобщениям, к призывам изменить действительность. Задача реальной критики – завершить начатое писателем, т.е. привести приговор русской жизни, якобы содержащийся в произведениях, к исполнению. Нередко анализ произведения перерастал в осмысление острых проблем современности, приводя критика к таким далеко идущим выводам, о которых автор даже не думал. Н.Чернышевский, к примеру, написал статью «Русский человек на рандеву» о повести И.С.Тургенева «Ася», где подменил художественный анализ размышлениями о судьбе России. Причину несчастья героев критик-демократ видит в неспособности главного героя господина NN к решительным действиям, а далее он ведёт читателя к обобщению о слабости и пассивности лучших людей России. Не выдерживающий проверку любовью не способен спасти Отечество – примерно так выглядит логика автора статьи. Между тем И.С.Тургенев меньше всего при работе над повестью думал об освободительном движении в России. Поступками его персонажей всегда руководят не только социальные условия или даже личностные качества героев, но и необъяснимые рациональным способом таинственные законы человеческой природы и природы вообще, идя против которых человек приближается к духовной или даже физической смерти.

После реформы 1861 года среди демократов произошёл раскол: журнал «Русское слово» во главе с Д.И.Писаревым выступил против «Современника». Писарев выдвинул в качестве революционной силы не крестьян, а разночинцев, несущих в народ естественнонаучные знания, разрушающих духовные основы общества нигилизмом и отказом от искусства. В этих взглядах Писарева – причины его пародийных статей в адрес А.С.Пушкина, его Татьяны, а также Катерины из пьесы А.Н.Островского «Гроза» и других авторов и героев, далёких от его убеждений.

Либералы-реформаторы

В политике они выступали за реформы сверху, без революционных потрясений. В искусстве – за торжество вечных ценностей над преходящими, в критике – за углублённый анализ литературного текста и отказ от его подмены анализом действительности. Либеральная мысль выделила два основных направления – западники и славянофилы. Крайности этих двух антагонистических позиций пытались снять почвенники.

Западники

Основной общественно-литературный рупор западников – журнал «Русский вестник». Идеологи и практики – С.Катков, П.Анненков, А.Дружинин. Русскую историю они отсчитывали только от времён Петра I, когда Россия встала на путь цивилизованного развития. Считали, что преимущество русского человека в том, что он свободен от груза исторических традиций, что он прогрессивней любого европейца в силу своей «переимчивости».

В литературе выступали против общественного содержания искусства, за «чистое искусство», обращённое к «вечным» вопросам, против злобы дня, за «абсолютные законы художественности».

А.Дружинин разделил писателей на дидактов и артистов. Дидакты, непосредственно поучая, выигрывают в общественном смысле и проигрывают в красоте (пример – Н.А.Некрасов); артисты бескорыстно служат не интересам минуты, а идеям вечной красоты, добра и правды. Они (артисты) живут в возвышенном мире (на Олимпе) и сходят на землю, при этом не забывая о высоте.

Славянофилы

Идейный рупор – журнал «Русская беседа». Идеологи и практики – И.Киреевский, К. Аксаков. В отличие от западников, признавали древние самобытные исторические корни русского народа. Если западники видели лишь количественную разницу в просвещении Европы и России (Европа просвещённее России), то славянофилы отмечали качественную разницу: Россия не меньше образована, а по-другому. Эту разницу они видели как минимум в трёх ипостасях:

1. В культуре: Европа и Россия усвоили разные типы античной культуры. Запад ориентирован на древнеримскую культуру (рассудочность, буква закона, пренебрежение к преданиям, традициям), а Россия – на византийскую и древнегреческую (свобода и чувственность).

2. В вероисповедании: в Европе католичество (формальная рассудочность, подчинение веры логическим доводам, освобождение разума от веры – путь к атеизму в немецкой классической философии), в России – православие (самобытность, чувственность, церемониальность).

3. В государственности: западная государственность возникла в результате завоевания германцами коренных жителей бывшей Римской империи. В России же не существовало завоевателей и побеждённых. Здесь святость преданий выше юридической формулы, нравственность выше внешней пользы. Русская церковь не рвалась к власти, как папский Рим. В России сильнее общинные, коллективные начала.

В европеизации России (со времён Петра) славянофилы видели угрозу сущности русского национального бытия. Они выступали против демократии, за реформу самодержавия в духе русской соборности.

Литературная программа: задача народного слова не в том, чтобы указать на дурное в народе, на болезни (выступали против критического реализма), а в «поэтическом воссоздании того, что дано ему лучшего для своего исторического предназначения». Они критиковали социально-аналитические начала в литературе, утончённый психологизм Л.Толстого, Ф.Достоевского, И.Тургенева.

Почвенники

Идейные рупоры – журналы «Время», «Эпоха». Идеологи и практики – Ф.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов. Пытались снять крайности западников и славянофилов. Опирались на взгляды В.Г.Белинского: «Известно, что французы, англичане, немцы так национальны каждый по-своему, что не в состоянии понимать друг друга, тогда как русскому равно доступны и социальность француза, и практическая деятельность англичанина, и туманная философия немца». Почвенники утверждали, что характерная черта русского народного сознания – «всечеловечность».

Идеал почвенников – А.С.Пушкин. Они говорили, что нужно принять в себя народный элемент, но при этом не отказываться от просвещения и культуры, соединить народные корни (взгляды славянофилов) с «переимчивостью» (взгляды западников). Ценили творчество А.Н.Островского. Н.Страхов написал наиболее глубокие статьи о произведениях И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого.

Демократическое и «чистое» искусство

Это ещё один водораздел, предмет непримиримых споров мыслящих людей середины века. Сторонники демократического искусства утверждали, что «прекрасное есть жизнь» (Н.Чернышевский), и писатель должен изображать жизнь такою, «какова должна быть она по нашим понятиям». В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевский ставил перед искусством три основные задачи: воспроизвести жизнь, дать ей объяснение и привести её к приговору. Приоритет сторонники демократического искусства отдавали сиюминутным проблемам общества и отказывались от вечных проблем. Поэтически идеи противостояния двух видов искусств воплотил в своём творчестве Н.А.Некрасов.

Сторонники «чистого» искусства опирались не на преходящие, а на вечные ценности и считали задачей художника подниматься над реальной действительностью и создавать свой собственный художественный мир силой своего творческого воображения, а переделывать земную жизнь – не задача художника. Поэтически идеи «чистого» искусства наиболее глубоко воплотили А.Фет и Ф.Тютчев.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 648 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.