Примеси соединений металлов. Образование токсических концентраций соединений металлов в пище и пищевых продуктах возможно за счет поступления их из материалов и покрытий посуды, котлов и аппаратуры на предприятиях пищевой промышленности и предприятиях общественного питания, а также за счет применения недостаточно освобожденных от ядовитых соединений металлов, различных добавок к пище. К числу вредных неорганических веществ относятся соединения свинца, меди, цинка, мышьяка и др.
Свинец. В числе свинецсодержащих покрытий основное значение в возникновении отравлений имеют глазури, эмали, краски и металлические покрытия. Современные эмали, применяемые для эмалирования посуды, не содержат свинца; наличие свинца в эмали свидетельствует о нарушении ее рецептуры.
В олове, используемом для лужения пищеварных котлов, кастрюль и другой посуды пищевого назначения, содержание свинца допускается в количестве не более 1%. В оловянных покрытиях консервной жести содержание свинца не должно превышать 0,04%.
Медь. Источниками повышенных количеств меди в пищевых продуктах и пище являлись в основном медная посуда и медная аппаратура, широко использовавшаяся ранее в пищевой промышленности и в общественном питании.
В настоящее время отравления соединениями меди в значительной степени теряют свои значение, так как медная посуда и медная аппаратура заменены более совершенными видами, изготовленными из нержавеющих и некоррозирующих материалов.
Цинк. Источником поступления соединений цинка в пищевые продукты является цинковая посуда и пищевая аппаратура. Цинковые поверхности при увлажнении образуют на воздухе пленку углекислого цинка. Последний, взаимодействуя с органическими кислотами пищевого продукта, образует соли органических кислот, которые оказывают раздражающее действие на слизистую оболочку желудка.
Согласно действующим законоположениям, оцинкованные изделия для пищевого предназначения — приготовления и хранения пищи в оцинкованных ведрах, кастрюлях и баках — категорически запрещены. Оцинкованные материалы допущены только для производства емкостей для воды — баков, ведер, кипятильников.
Олово. Вопрос о токсичности олова нельзя считать решенным. По-видимому, олово, введенное даже в большом количестве, не обладает токсическими свойствами. Однако при введении в пищеварительный тракт больших количеств олова возможны нарушения ферментативных процессов и расстройства пищеварения. Основанием к нормированию олова в пищевых продуктах является главным образом то, что в нем всегда присутствует некоторое количество свинца. Согласно действующим законоположениям, в жестяночных консервах допускается содержание олова до 200 мг на 1 кг продукта. Эффективной мерой ограничения поступления олова в консервированные продукты является замена оловянных покрытий консервной жести на устойчивые лакированные покрытия.
Мышьяк. Высокая токсичность соединений мышьяка заставляет с особой строгостью относиться к осуществлению всех мероприятий по предупреждению проникновения мышьяка в пищевые продукты. Источником поступления мышьяка в пищевые продукты в прошлом служили пищевые красители, органические кислоты, поташ, пищевая желатина, глюкоза, патока и другие продукты, в производстве которых использовались химические материалы низкого качества, не освобожденные от примесей мышьяка. В настоящее время примесь мышьяка к пищевым продуктам не допускается.
Острые отравления ртутьсодержащими пестицидами. К ртутьсодержа-щим пестицидам относятся гранозан (препарат НИУИФ-2) и меркуран, используемые в качестве сухого протравителя семенного зерна. Оба препарата отличаются высокой токсичностью. Ошибочное использование протравленного зерна для пищевых целей, как правило, приводит к тяжелому отравлению, чаще всего заканчивающемуся летальным исходом.
Профилактика этого рода острых пищевых отравлений заключается в исключении возможности использования протравленного зерна для пищевых целей (изолированное хранение, специальная маркировка тары, охрана идр.).
В связи с большой опасностью для здоровья ртутьсодержащих препаратов назрел вопрос о полном изъятии их из применения в сельскохозяйственной практике и замене менее токсичными препаратами.
Длительное поступление в организм нитритов в конечном итоге приводит к существенным нарушениям вплоть до развития анемическойанок-сии и других нарушений.
Образование метгемоглобина при отсутствии цианоза и других проявлений нитратной метгемоглобинемии, даже при сравнительно низких уровнях метгемоглобина в крови, является небезразличным для здоровья детей и взрослых с заболеванием легких, коронарной недостаточностью, при анемиях различного характера и др. Установлено, что в этиологии алиментарной хронической нитратной метгемоглобинемии, кроме колбасных изделий и копченостей, известную роль играют некоторые растительные пищевые продукты: свекла, картофель, морковь, репа, редис, цветная капуста, салат и др.
Возникновение нитратной метгемоглобинемии у детей связывают также с потреблением сухого молока, поскольку последнее нередко оказывается обсемененным нитратредуцирующей микрофлорой.
К мерам профилактики водной нитратной метгемоглобинемии относится выявление и недопущение потребления воды из источников, содержащих нитраты в концентрациях выше 10 мг азота в 1 л. С целью профилактики нитратной метгемоглобинемии необходимо также снижение содержания нитритов в колбасах.