Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теории происхождения государства и права. Почему у разных народов различные причины привели к образованию государства и права?




Почему у разных народов различные причины привели к образованию государства и права? Какие факторы сыграли решающую роль в этом процессе? Почему у одних народов этот процесс начался и завершился раньше, а у других позднее? Чем объяснить различия не только в темпах государствообразования, но и в формах?

На все эти вопросы неоднократно пытались ответить мыслители разных стран и времен, различных научных направлений:

1. Патриархальные теории (Аристотель, Р.Филмер, Н.К.Михайловский): государство и право – результат исторического развития семьи и норм семейного общежития; монарх выступает как «отец» («патер») по отношению к подданным, хранитель данных богом норм права и обеспечивающий для необходимые условия жизни; власть монарха в государстве – естественное продо­лжение власти отца в семье (патриарха); монарх как отец не выбирается.

2. Теологические теории (Аврелий Августин, Ф.Аквинский, официальная доктрина Вати­кана, идеология католицизма, иудаизма, ислама и др.) исходят из того, что государство возникло как результат божественной воли, доверившему избранному народу (пророкам) завет, писание для организации общественной жизни; государство вечно также как и сам Бог; представители власти проповедуют послушание, покорность людей воле государства как продолжению воли Бога; особое место в жизни общества отводится церкви.

3. Договорные теории, естественного происхождения государства (Платон, Цицерон, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев, Л.Дюги) признают государство и право продуктами человеческого разума; до возникновения государства было «естественное состояние» человека, когда шла «война всех против всех» (Гоббс); государство – результат соглашения между людьми о правилах совместного общежития, по которым люди обязывались, отказавшись полностью или частично от свободы, подчиняться власти государства, выполнять в его пользу обязанности, платить налоги, а государство – защищать граждан, их собственность, территорию и др.

4. Психологические теории (З.Фрейд, Л.Петражицкий, Г.Тард) акцентируя внимание на факторах психики человека, признают государство и право результатами свойств психобиологических влечений и инстинктов индивида: стремление некоторых из них к власти, а других, составляющих большинство – подчиняться, подражать;

5. Теории насилия (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский, М.Маффесоли) исходят из признания государства результатом насилия, завоевания одних народов другими; насилие необходимо для удержания в повиновении покорен­ных народов, что в свою очередь порождает необходимость создания специального аппарата принуждения – государства.

6. Органическая теория (Иоанн Солсберийский, Г.Спенсер, Р.Вормс, Г.Прейс и др.): формирование государства – результат влияния биологических факторов; государство можно представить как биологический организм, обладающий мозгом (в этом качестве выступают представители власти) и другими органами, под которыми подразумеваются подданные.

7. Мате­риалистическая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.): возникновение государства – результат действия социально-экономических факторов: отделение от земледелия скотоводства, ремесла, а позднее торговли, рост производительности труда – возникновение избыточного продукта – основы возникновения частной собственности, приведшей к расколу общества на собственников и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых; классовая борьба обусловливают возникновение государства.

5. Понятие «исторический тип государства и права»

Для анализа происхождения государства и права, основных этапов их развития используют категорию «тип» государства или права, понимаемую как совокупность взятых в единстве существенных признаков, свойственных определенной группе государств и нормативно-правовых систем.

Категория «тип» характеризует историческое развитие государства и права, ее использование зависит от подхода исследователя к периодизации развития общества в целом. В настоящее время в науке используются два основных подхода к типологизации: формационный и цивилизационный.

В основе первого подхода лежит теория общественно-экономической формации К.Маркса, по которой история общества – это последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная прежде всего развитием базиса – способа производства (соединения уровня развития производительных сил общества, формы собственности, производственных отношений), а также надстройки – идеологии, политики, права, морали (государство и право отнесены в основном к надстройке). Развитие базиса детерминирует изменения в надстройке. И каждый раз, когда надстройка становится тормозом для развития экономических отношений, в обществе происходит смена идеологических, политико-правовых надстроечных элементов.

К.Маркс, выделил в истории азиатский, античный, феодальный, буржуазный способы производства, соответственно 5 общественно-экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую и 4 исторических типа государства и права – рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Сторонники цивилизационного подхода к периодизации истории (О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби, Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилев) наряду с учетом экономических факторов признают также воздействие особенностей природной среды (географических условий), демографического положения, этнического состава населения, духовно-нравст­венных ценностей, историко-культурных факторов. История общества предстает как последовательная смена «цивилизаций» – крупных социальных образований, характеризуемых, прежде всего, определенным уровнем развития материальной и нематериальной культуры. К материальной культуре относят общественно-экономическую деятельность, экономико-технологический способ производства, а нематериальной (духовной) – религию, культуру в узком смысле слова, а также политическую культуру, отражающуюся в уровне государственно-правового развития.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2493 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.