Как аукнется, так и откликнется
Из народной мудрости
Следующая историческая ступень развития моральной регуляции – «золотое правило нравственности». В истории культуры это правило существовало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, основной принцип, требование житейской мудрости и т.п. О золотом правиле мы читаем у Конфуция, который сам берет его из более ранних источников, в древнегреческой мысли у семи мудрецов, в частности, у Солона, мы находим это правило в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии, у Гомера. Одному из семи греческих мудрецов[103] Фалесу, который известен многими нравственными высказываниями (например, «ни даже дурное помышление не скроем от богов), приписывается одна из формулировок золотого правила нравственности (можно говорить, что в нем выражена идея равенства людей как субъектов морального требования). Среди вопросов и ответов «по Фалесу» есть следующие: «Что труднее всего? Познать себя! Что легко? Советовать другим! Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
Как сегодня звучит «золотое правило» нравственности? «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». С этим нравственным принципом, по сути, рождается труднейшая практика восприятия другого человека, который вправе рассчитывать на отношение к себе такое же, как и автор поступка желает себе. Естественно, что нормальный человек, нравственно воспитанный, не пожелает себе зла, грубого отношения и т.п. «Золотое правило» имеет, безусловно, положительное нравственное значение, так как личность берет на себя ответственность задавать принцип своего поведения, исходя из своего же представления о наилучшем варианте для себя и, следовательно, для другого.
Общечеловеческий смысл «золотого правила» восходит к идее равенства, и на сегодняшний день, «золотое правило» достаточно универсально, эффективно, и прекрасно регулирует взаимоотношения людей, особенно как принцип этикета. Однако это правило имеет историческую ограниченность, что отметил И. Кант, Во-первых, оно допускает пассивно гуманистическую позицию (я для вас ничего не сделал, и мне от вас ничего не нужно); во-вторых, прямо не требует добрых поступков (мне не надо добра, и другим его не окажу); в-третьих, оно не выражает зависимости желаний и действий от разума (можно действовать неразумно по отношению к другим и желать, чтобы они действовали также неразумно по отношению к тебе). Недостатки золотого правила преодолеваются кантовской этической системой в содержании категорического императива. Дадим самую общую редакцию этого универсального, абсолютного и потому абстрактного этического требования: по ступать только согласно такой максиме (высшему принципу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим нравственным законом.
Как пишет социолог Хабермас: «Категорический императив впервые порывает с эгоцентризмом «золотого правила» (не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе), признавая максиму (высший принцип) справедливой лишь тогда, когда «все» могут хотеть, чтобы каждый следовал ей в аналогичных ситуациях. Необходимо, чтобы каждый мог пожелать: максима нашего поведения должна стать всеобщим законом. Только максима, способная претендовать на всеобщность в перспективе всех, кого она касается, может считаться нормой, заслуживающей всеобщего одобрения и уважения»[104].
На практике же преодоление эгоцентризма крайне трудно, более того, в отдельные культурные эпохи обнаруживаются тенденции достаточно массового несоблюдения «золотого правила». Приведем следующий пример.
В начале перестройки редакция популярного журнала «Знание-сила» провела заочный опрос читателей о путях самосовершенствования. На основе ответов психологи выявили четыре типа самосовершенствования:
А – обрести твердый характер вместе со всеми, сделать мир и себя сильнее. (Логика здесь простая и понятная: люди разболтались, пора наводить порядок, «закручивать гайки» и т.п.);
Б – утвердиться самому в более мягком окружении. То есть другие должны смягчить свой нрав, зато мне нужно стать более сильным и твердым, (а то не успеешь на улицу выйти, тебя всякий может обвести вокруг пальца, ведь ты такой добрый, такой мягкий человек!). Пусть другие становятся добрее;
В – смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим. Редкостные представители подлинного альтруизма;
Г – стать мягче со всеми вместе, сделать себя и мир добрее. (Помните призывы кота Леопольда к мышам о том, чтобы жить дружно!);
Позже психологи, изучая данные опроса, пришли к необходимости выделить еще один тип самоутверждения.
Д – утвердиться в любом окружении любыми средствами, поскольку мир вокруг наполнен злыми, жадными, хитрыми людьми.
Полагаю, что читатель увидел себя в одном из типов и даже постарался ответить на вопрос, какой из типов оказался самым многочисленным? Конечно, за 15-20 лет изменилось многое в нашей стране, поэтому ответ может не совпасть с тем результатом, который был зафиксирован. Данные оказались следующими: самый многочисленный тип – Б (я-то хороший, но вот люди!), самый малочисленный тип В, это тоже понятно, альтруистов всегда не так много в любом обществе. Психологи продолжили опрос своей аудитории (напомним, что это читатели достаточно интеллектуального журнала) и попросили «добавить» себе и другим в условленных единицах доброжелательности, искренности, уверенности, силы воли. Что же получилось?
Добавить: себе другим
Доброжелательности 22 45
Искренности 9 25
Уверенности 23 6
Силы воли 21 4
Итак, что же получается: от вас, т.е. других, мне нужны мягкость и доброжелательность, искренность, а мне, напротив, нужны воля и уверенность в себе… Очевидно, что такой путь самосовершенствования не способствует нравственному оздоровлению общества и может привести, и привел(!) к еще большему дефициту доброты, увеличивая уровень взаимного недоверия и тревожности. По сути, происходит нарушение «золотого правила» нравственности, когда большая часть общества другим желает того, чего не желает себе. В соответствие же с древним, универсальным правилом основным принципом самосовершенствования должно стать: изменяй в себе то, что хотел бы изменить в других. И вообще, когда тебя обуревает жажда переустройства жизни, гораздо целесообразнее, эффективнее во всех смыслах действовать по принципу: «начни с себя»!
Напомним, что моральная регуляция есть способ выражения общественной необходимости: побуждать человека к поступкам, ориентированным на общественное благо, но совершаемых в результате собственного волеизъявления. Табу, талион – воплощенная общественная необходимость, практически не оставляющая индивиду выбора, разве что смерть, остракизм. Тогда как «золотое правило» выступает уже как рекомендация, просьба, неисполнение которой не влечет неминуемую гибель нарушителю, изгнание и.п. Как заметил Ф.М. Достоевский: «Вместо твердого древнего закона – свободным сердцем должен был решать вперед сам, что добро и что зло».