Одним из наиболее «продвинутых» и наиболее опасных из «открытых» проблем биомедицинской этики выступает сегодня нейролингвистическое программирование – НЛП (neuron linguistic programming) – новое междисциплинарное направление, целью которого является формирование модели успешной психотерапии на основе использования методов лингвистического изменения текста и его воздействия на человека. Эффективные приемы общения на основе методик НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими, активизировать умственные способности («нейро»), совершенно особым образом использовать язык («лингвистическое») для достижения своих целей, и, наконец, научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами («программирование»).
НЛП отличается практическим результативным подходом, способствующим быстрым переменам в поведении и личным достижениям в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности (в медицине, образовании, спорте, коммерческой деятельности, управлении персоналом, бизнесе, для подготовки спецслужб и спецподразделений). Основную проблематику НЛП, таким образом, составляет межличностное общение, восприятие и путь к совершенствованию.
Иногда НЛП определяют как «искусство и науку совершенствования личности», или «изучение субъективных переживаний», которые описываются с помощью простых моделей того, как мы думаем; как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки; и как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств, превращается в понимание. С точки зрения выявления механизмов объяснения, НЛП показывает, как с помощью пяти органов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят к пониманию и вызывают переживания.
Философско-этическим основанием концептуальной модели НЛП является адекватное соотношение мысли и поступка, которое можно выразить фразой: “ Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов ”. В рамках же технологически-прагматического подхода НЛП предлагает несколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышления, в соответствии с чем неизбежно меняется и наше поведение. Мысли становятся одновременно результатом, исходом, достижением, успехом или неудачей; они превращаются в поступки, влекущие за собой соответствующие перемены.
Cубъективность, уникальность и неповторимость человеческого Я, его субъективные переживания принимаются в НЛП как факт, ибо каждый из нас воспринимает мир, в котором живет, особым, субъективно-личностным образом в соответствии со своими убеждениями, ценностями, настроениями. Отдавая дань существованию этой таинственной и неповторимой субъективности, НЛП осознанно и рационально ставит перед собой задачу выявить ту структуру, которая наделяет смыслом саму субъективность, проникнуть в «черный ящик» нашего сознания, разобраться в субъективных переживаниях, чтобы помочь их обладателю справляться с тем, чем он занимается, т.е. овладеть технологией совершенствования своих беспредельных потенциальных возможностей.
С этих позиций становится возможным моделировать успех, использовать стратегию успеха, т.е. успех становится тем, что можно моделировать, последовательно выявляя идеи и поступки, которые дают возможность другому человеку выполнить ту или иную задачу. Сама же модель НЛП отражает переживания как процесс или как систему, компонентами которой являются, прежде всего, пять органов чувств, обращенные не только во вне, но и во внутрь.
НЛП позволяет разобраться, как мы представляем различные явления, т.е. истолковываем их, прибегая при этом к механизмам обобщения, искажения и опущения преобладающей части сведений, оказавшихся в нашем распоряжении. Каждый из этих компонентов НЛП оказывает влияние на все грани и результаты нашего поведения.
Предполагается, что овладев искусством синтезирования мысли и поступка, человек в состоянии манипулировать воспринятым и вызывать у себя новые переживания, изменять достаточно устойчивые настроения, убеждения и ценности, творить свои переживания, вызывать ясные мысленные картины желаемого результата, повышая вероятность его достижения. Не просто реагирование на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, а умение творить свои переживания означает, что каждый человек имеет широкий спектр выбора, возможность управлять своей жизнью и творить собственное будущее.
Теория и практика НЛП, несомненно, помогает установить личные взаимоотношения и улучшить их; развить дар убеждения; прийти к позитивному мировосприятию; повысить уровень самооценки; преодолеть последствия негативных переживаний прошлого; сосредоточиться на намеченных целях и направить все силы на их достижение; управлять своими ощущениями; верить в свои силы в любых начинаниях; достигать взаимопонимания с друзьями и коллегами.
Эффективные и апробированные средства общения между людьми, практические способы изменения мышления и поведения, предлагаемые НЛП, делают эту область «искусством и наукой совершенствования личности». Но как и большинство современных научных дисциплин НЛП сегодня нуждается в глубоком философско-этическом осмыслении. Может ли эта новая наука быть ценностно-нейтральной? Будут ли ее постулаты обращены на совершенствование и самосовершенствование личности, чтобы человек мог творить свои субъективные переживания, а значит и будущее, или возможно использование принципов НЛП для манипуляций нашим сознанием, нашими ценностями и убеждениями для достижения желаемых кем-то целей? В самой сущности нейро-лингвистического программирования и моделирования заложены возможности и того, и другого, что несет в себе как большие перспективы, так и серьезные опасности. Однако подобные «открытые» проблемы возникают сегодня в связи не только с НЛП, но и с целым рядом направлений современной биомедицинской этики.