В личности как системе выделяются две основные подсистемы: одна – внутренняя – сознание – скрытое от других, зачастую непонятное и для самой личности; вторая – поведение – открытое для людей, позволяющее наблюдать внешние проявление личности и проникать в ее внутреннюю жизнь. Сознание и поведение тесно связаны между собой. Это связь может проявляться в совпадении актов сознания и поведения или наоборот в их несоответствии, противостоянии.
В социологии и социальной психологии под сознанием понимается то, что формирует и определяет готовность к поведению, его регуляции и саморегуляции. В него входят потребности и интересы, цели и мотивы, ожидания и ориентации, установки и диспозиции. Их взаимодействие образует мотивационный и диспозиционный механизмы.
Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов и, в конечном итоге, – цели личности. Потребности выступают как исходные побудители ее деятельности. Это естественные потребности (нужда в еде, одежде, жилье и т.п.) и социальные потребности (в различных формах деятельности, общения).
Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы обуславливают мотивы поведения и оказываются главными причинами действий личности. Направленность личности на определенные ценности представляет собой ценностные ориентации.
Потребности и интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют стремление удовлетворить их или внутренние побудители действий – мотивы. Смысл таких действий – в достижении определенной цели.
Диспозиция личности – это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, выбор деятельности. Этот выбор происходит в результате взаимодействия мотивов и стимулов и появления установок личности. Если мотивы – внутренние побудители, то стимулы – внешние побудители к деятельности.
Под стимулами обычно понимают экономические, социальные и политические и другие факторы, действующие в среде, окружающей личность.
Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление действительности. Социальные установки – один из регуляторов поведения личности, выражают ее готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки отражают «вектор» поведения. В западной социологии их называют «аттитюдами» (от франц – attitud – поза).
Структура личности кроме мотиваций и диспозиций характеризуется еще памятью. В качестве социальной памяти она предстает: во-первых, на уровне освоенных опыта и знаний человечества. И во-вторых, на уровне внешней, динамичной оперативной информации. Такая память в процессе взаимодействия с мотивами и диспозициями определяет поведение личности.
Поведение предстает как совокупность поступков личности, в которых отражается все механизмы сознания. Поведение личности зависит от ее демографического, социального, профессионального положения, места в системе общественных связей.
В зависимости от характера отношения личности к окружающему миру ее деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую. По отношению личности к ходу исторического процесса выделяется прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. По результату выделяется творческая и воспроизводящаяся, инновационная и рутинная деятельность.
Все формы и виды деятельности характеризуют образ жизни – это превращение внутреннего во внешнее, наблюдаемое. Социологическое исследование образа жизни имеет важное значение, включает в себя выявление ценностных ориентаций, установок, интересов личности и анализ условий (и уровня) ее жизни. Это позволяет комплексно изучать личность, выявлять образ жизни как основу трудовой деятельности и его влияние на личность (скажите мне, каков ваш образ жизни и я скажу, что вы за личность).
Проблема активности личности актуализируется в период реформ, в период общественных перемен. Сейчас много говорят и пишут о «менталитете личности». «Менталитет» (от анг. – mentality – умственно-интеллектуальное состояние субъекта). На личностном уровне это социальное самосознание личности, ее образ мышления, уровень мыслительной культуры. Менталитет часто связывается с духовностью человека, а в российской традиции – с русской душой и русской идеей.
Менталитет россиянина связан, опирается на духовные основы и социальные традиции русской народной жизни, в том числе и советский период истории. Он не отделим от национального самосознания и образа жизни.
Еще менталитет связан с «русской идеей» - объединяющим, гуманистическим началом для всех народов, населяющих Россию. Социальные традиции определяются как элементы социального и культурного наследия, передающегося из поколения в поколение.
Чем определяются особенности менталитета россиян?
1) Естественно-географической средой, прежде всего. Более суровый климат, холодные, долгие зимы, короткое, порой дождливое лето, менее вегетативный период для растений в сравнении с Западной Европой. Отсюда изворотливость, терпеливая борьба с невзгодами и лишениями. Русские медленно запрягают, но быстро едут, долго раскачиваются, но сильно бьют.
2) Артельной формой труда как традицией. Она поддержала в свое время коллективизацию. Ее истоки в сельской общине. Отсюда коллективизм как национальная черта.
3) Стремлением к равенству и справедливости.
4) Гостеприимством, взаимопомощью в беде, уважительным отношением к старшим, к детям, к женщинам. Это тоже народные традиции.
контрольные вопросы для самостоятельной работы
1. Объясните разницу в понятиях “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.
2. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу личности?
3. Охарактеризуйте социальную структуру личности.
4. В чем особенности ролевой теории личности?
5. В чем сущность социализации личности?
6. Что такое “социальный тип личности”? Приведите примеры социальных типов личности современной России.
7. Что такое социальная роль и социальный статус? Как эти понятия связаны между собой?
8. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современных обществах?