Люди пытаются реализовать свои потребности сообща, находят способы этого, их повторение превращается в обычаи и привычки, поддерживается общественным мнением, узаконивается. Так, как способ выбора партнера, утвердился обычай назначать свидание, а из него институт ухаживания.
Процесс упорядочения, формализации, стандартизации социальных связей, норм, правил, статусов, ролей есть институционализация. Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных действий;
- формирование общих целей;
- появление социальных норм, правил в ходе стихийного социального взаимодействия методом проб и ошибок;
- появление процедур использования норм и правил;
- институционализация норм, правил, процедур, т.е. их практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил;
- создание системы статусов и ролей всех членов института.
Финалом институционализации можно считать создание статусно-ролевой структуры, института. Без этого современное общество существовать не может. Таким образом, социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, система социальных связей, совокупность социальных норм, ролей, статусов. Например, институты семьи, образования, государства, здравоохранения и другие. Каждый из них характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями по достижению этой цели, набором типичных для него социальных позиций и ролей, а также системой санкций.
Институты – символы порядка и организованности в обществе. Стремление к этому проявляется в самых разных областях деятельности. Развитие общества во многом идет через развитие социальных институтов. Чем больше институционализация, многообразие, тем выше возможности, зрелость общества.
Анализ эволюции социальных институтов и социокультурных ценностей позволяет понять природу кризиса российского общества. Советское общество конца 60-х – начала 70-х гг. XX столетия было обречено на длительное кризисное развитие, так как в нем усилиями государства были сформированы устойчивые ценности и социальные институты индустриальной модели развития с тоталитарным государством. Такое государство все может – предоставить жилье, работу, прописку и т.д. Но это – ценности и институты, выражающие личную зависимость людей от государства. Такая модель развития исторически исчерпала себя. Нужен был переход к гражданскому обществу, к другим отношениям, признающим самоценность интересов людей.
Но государство и партийный государственный аппарат не были заинтересованы в умалении своего всевластия. Для перехода от индустриальной к постиндустриальной модели развития нужен не только соответствующий уровень индустриализации и образования, но и наличие ценностей и статусов, адекватных новому этапу. А они должны вызреть.
На это требуется время, да и трансформация ценностей и социальных институтов Запада с учетом российских традиций. Иначе это будут псевдоценности. И грош им, как говорится, цена. Они заведут нас совсем не туда.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Их можно представить на примере нескольких социальных институтов.
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
1. Установки и образцы поведения. | ||||
Привязанность, уважение, ответственность | Послушание, лояльность, субординация | Производительность, экономичность, производство прибыли | Тяга к знаниям, посещаемость | Почтительность, поклонение |
2. Культурные символы (представление об институте, его образ) | ||||
Обручальные кольца, брачный ритуал | Герб, гимн, флаг | Фабричная марка, патентный знак | Эмблема | Крест, иконы, полумесяц |
3. Утилитарные культурные черты. | ||||
Дом, квартира, мебель | Общественные здания, работы | Магазин, фабрика, оборудование | Классы, библиотека | Церковные здания, реквизит |
4. Устные и письменные кодексы поведения | ||||
Запреты и допущения, клятва | Конституция, законы | Контракты, лицензии | Правила | Вера, запреты |
5. Идеология (система идей) | ||||
Романтика, любовь, совместимость, индивидуализм | Государственное право, демократия, национализм | Монополия, свобода торговли, право на труд | Авторитаризм, демократия, равенство | Православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам |
Социальные институты есть во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, духовной. Вебер назвал их фабриками по производству и воспроизводству социальных связей.
Социальные институты стабилизируют деятельность людей, делают ее регулярной, надежной, предсказуемой. Но может происходить нарушение взаимодействия института с социальной средой. Это называется дисфункцией социального института. Например, когда структура и функции социального института перестают соответствовать изменившимся общественным потребностям, он не может их удовлетворять. Падает его авторитет, меняются функции в зависимости от интересов уже отдельных лиц. Происходит персонализация деятельности социального института. Исправление дисфункции может быть путем изменения социального института или же создания нового.
Важное свойство социальных институтов – их консерватизм или относительная устойчивость к изменениям в обществе. Социальные институты обладают большим запасом инерции и могут тормозить общественный прогресс. И все же социальные институты не являются совершенно устойчивыми образованиями. Они разнообразны и изменчивы как условия, в которых действуют.
2. Социальные институты: виды и функции.
Одним из необходимых условий появления социальных институтов является социальная потребность в чем-либо, для ее удовлетворения и необходимо организовывать совместную деятельность людей. Удовлетворение конкретных общественных потребностей – главная функция социального института. При этом, социальный институт не просто сумма связей, отношений, взаимодействий. Их интеграция в рамках социального института имеет надиндивидуальный характер, выступает как самостоятельное образование.
Еще одна особенность социальных институтов в том, что они регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество для удовлетворения той или иной потребности. Если потребность исчезает, то жизнь социального института довольно быстро прекращается.
К непреходящим потребностям и институтам социологи относят пять: семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Со второй половины XX столетия к ним причисляют еще один – науку. Все ближе к ним в последние десятилетия социальная работа, медицина и ряд других, где большое значение приобретают жестко установленные образцы и нормы поведения, статусы и роли.
Социальные институты называют великим изобретением человечества. Если социальные связи – нити, то социальные институты – канаты, несущие конструкции организма общества.
Итак, социальный институт это: 1) ценности, нормы, образцы поведения; 2) их освоение индивидами; 3) организационное оформление для выполнения общественных функций Социальные институты отличаются:
1) постоянством и самовозобновляемостью связи участников;
2) четким определением функций, прав и обязанностей;
3) регламентацией и жестким контролем связей;
4) наличием подготовленных людей, их профессионализацией на основе разделения труда;
5) созданием для выполнения своих функций учреждений управления.
Социальные институты делят на формальные (на основе законов, договоров) и неформальные (дружба, любовь). Например, дружба – характерный элемент жизни любого общества, обязательное, устойчивое явление. Регламентация в дружбе четкая и подчас жесткая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, знакомство и т.п.), но нет учреждений. Дружба имеет четкое разграничение, например, от любви, взаимоотношений с товарищем по учебе и т.п. В ней нет профессионального статуса, четких прав и обязанностей. И все же она регулируется на основе неформальных моральных норм, обычаев, традиций.
Наряду с наиболее важной функцией социального института –удовлетворением конкретной социальной потребности, еще есть функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Это происходит путем сведения взаимодействий к предсказуемым образцам социальных ролей, стандартам поведения.
На этой основе проявляется и регулятивная функция социального института. Он регламентирует деятельность людей в конкретной сфере, необходим для совместной деятельности. Эта функция осуществляется на основе выполнения каждым ролевых требований, ожиданий и рационального распределения имеющихся в обществе ресурсов.
Сплочению, взаимосвязи и взаимозависимости людей способствует интегративная функция социального института. В результате происходит упорядочение взаимодействий индивидов, слаженность, они подчиняются одним правилам.
Через социальный институт осуществляется и передача накопленного опыта новым поколениям. В этом их функция трансляции.
Весьма актуальна и коммуникативная функция социального института или передачи через них и распределения информации. Это важно для управления обществом, контроля за соблюдением норм и взаимодействия. Особую роль здесь играют средства массовой информации. Их даже называют четвертой властью, вслед за законодательной, исполнительной и судебной.
Социальные организации.
Общество как система это многообразие взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов, социальных организаций.
Термин «организация» применяется очень широко. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности. В социологии организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Социальная организация имеет ряд характерных черт:
во-первых, создается для реализации определенных целей, причем таких, которые не могут быть достигнуты людьми порознь, в одиночку. Т.е. отличительный признак социальной организации – совместная деятельность (клуб любителей шахмат, завод, партия, движение).
во-вторых, представляет собой сложную систему социальных позиций и ролей. Люди исполняют эти роли и удовлетворяют тем самым свои потребности и интересы;
в-третьих, социальная организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Кто-то занимается разработкой технологии, другой – поставками сырья, третий – производством продукта и т.д. Одни обеспечивают общее руководство, другие выполняют приказы, указания. Проявляется иерархия отношений. Отсюда организации всегда строятся по вертикали, в них довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы;
в-четвертых, управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации, правила (должностные инструкции, трудовое законодательство);
в-пятых, представляют собой целостную систему. А целое больше своих частей. На базе соединения различных элементов в организации в целом создается особый организационный или кооперативный эффект, прирост энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников.
Называют три основных составляющих этого эффекта:
- организация объединяет усилия многих своих членов, одновременность этих усилий дает прирост энергии;
- единицы в организации специализируются, выполняют определенную функцию. Энергия концентрируется и тем самым прирастает;
- благодаря управляющей подсистеме действия синхронизируются и повышают эффект.
Такое явление приращения усилий в ходе совместной деятельности называется синергией.
Причины появления организаций:
- в потребности людей объединяться, что способствует выживанию, большей эффективности усилий. В группе удовлетворяется и потребность в одобрении, человек чувствует себя значимым, получает поддержку. Есть даже такое выражение: группа поддержки звезды эстрады, спортивной команды, политического деятеля;
- в промышленной революции и переходе от индивидуального ремесленного труда к кооперативному, промышленному.
Социология организаций возникает на стыке социологических, психологических наук и изучает социальную сторону жизнедеятельности организаций. Ее интересует личность как ядро организации и тем самым соотношение личностного и структурного, технологического в организации, индивидуального и общего (личных целей и интересов организации).
Организации – это группы с определенной степенью формализации, где правила, регламенты, рабочий порядок определяют поведение ее членов. В типологии организаций наиболее часто их различают на формальные и неформальные.
Для формальной организации главным являются организационные отношения. Ее характеризует способ организационного построения связей, статусов, норм. В его основе – разделение труда, специализация в виде системы должностей со специфическими функциями.
Формальная организация:
1) обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия;
2) включает в себя различные регуляторы деятельности организации: нормы и образы поведения, программы деятельности, принципы вознаграждения;
3) рациональна, в ее основе принцип целесообразности движения;
4) принципиально безлична, рассчитана лишь на служебные отношения индивидов. Все это и дает организационный эффект.
Формальная организация имеет и недостатки, ограничения:
1) не все процессы поддаются формализации;
2) может стать невосприимчивой к изменениям внутренней и внешней среды;
3) ограничивает личную свободу, возможность творчества. Проявляется так называемый эффект бюрократии.
В социологии существуют противоположные оценки и характеристики бюрократии. В кратком словаре по социологии (М. 1988, с. 24.) бюрократия определяется как власть, господство канцелярии – специфическая форма управленческих структур и отношений. Она характеризуется: 1) наличием привилегированного слоя служащих, призванных осуществлять власть в организации; 2) отрывом исполнительной власти от законодательной, и их от большинства членов организации; 3) безличной системой управления; 4) поручением контроля лицам ответственным за выполнение; 5) главенством формы над содержанием деятельности.
Вебер рассматривал бюрократию как специфическую форму организации современного ему общества и выделял в качестве ее основной черты рациональность. Он высоко оценивал возможности бюрократии, а ее развитие рассматривал как положительную перспективу исторического процесса.
Большое место в социологии организаций отводится исследованию противоречия между бюрократической организацией управления и восприимчивостью организаций к нововведениям. В бюрократической организации действия подчиненных толкуются как правильные, если они соответствуют уставам и приказам начальства. Однако, знания и способность к творчеству не могут передаваться в приказном порядке.
Нововведения и стабильность входят в противоречие друг с другом.
Нововведения Стабильность
1. Разрушение устоявшихся форм. 1. Поддержание прежнего уровня.
2. Неизбежный риск. 2. Минимальный риск.
3. Противоречия с нормативными 3. Использование только
положениями. существующих положений.
4. Нарушение сложившихся полномочий 4. Сохранение полномочий и ролей.
и ролей.
5. Преодоление психологического 5. Усиление психологического
барьера. барьера.
6. Изменение стиля и методов 6. Сохранение устойчивого стиля.
руководства.
Итак, формальная организация необходима, но ее рамки узки, а бюрократия искажает суть. С ней надо бороться, но не с необходимостью организаций.
В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций возникают и функционируют неформальные организации. Они представляют собой систему межличностного и межгруппового общения и возникают там, где деятельность формальной организации вызывает нарушение важных функций социального организма. Неформальные организации компенсируют эти нарушения за счет самореализации и саморегуляции на основе общности интересов организации и ее членов. Часто они существуют в рамках любой формальной организации. В них нет жесткого закрепления в виде стандартов связей, взаимодействий, что делает организацию устойчивой. Напротив, превалируют групповые нормы, спонтанное, ситуационное взаимодействие. Тем самым создаются большие возможности для творчества, нововведений. В неформальной организации основные отношения эмоциональные, а основная черта – принадлежность к группе. Иногда она фиксируется во внешних признаках (кожаные куртки рокеров, украшения металлистов).
контрольные вопросы для самостоятельной работы
1. Что собой представляет социальный институт?
2. Назовите общие черты и признаки социальных институтов.
3. Каковы функции социальных институтов в социальной системе?
4. Назовите и охарактеризуйте основные виды социальных институтов, которые существуют в любых цивилизованных обществах.
5. Какие подходы к понятию “социальная организация” можно выделить на сегодняшний день?
6. Что заставляет людей объединяться в организации? Какой эффект при этом наблюдается?