Общество – живой организм, оно развивается и изменяется. Для структурно-функциональной концепции характерны идеи стабильности, неизменности и незыблемости общества. На смену им приходят критические идеи (Говард Беккер (1899-1960), Нейл Смелсер (род. 1930) и др.) о необходимости и готовности к переменам – фундаментальным изменениям в обществе. Это, так называемые, концепции социальных изменений социальных систем, общностей, организаций, их взаимодействий. Социальные изменения – переход социальных явлений, отношений из одного состояния в другое. Они всегда имеют определенную направленность. Движение от низшего к высшему, от простого к сложному, с положительными последствиями называется прогрессом. Негативные изменения в обществе, которые ограничивают его возможности к саморазвитию, адаптации есть регресс.
Если в функционализме социальное изменение отождествлялось с адаптацией, то теперь оно приобретает новое значение реформы.
Рассмотрение социологического изменения включает вопросы:
1) насколько изменения случайны или целенаправленны?
2) каков их источник и начальные условия?
3) что является нормой изменения?
4) каковы их механизмы?
5) как соотносятся управляемые и спонтанные процессы изменений и др.?
6) насколько глубоко изменились структуры и социальные институты?
Виды социальных изменений:
- структурные – в любой общности, институте, ценностях;
- процессиональные – в сфере социальных взаимодействий и отношений – это отношения солидарности, напряженности, подчиненности;
- функциональные – функционирования различных систем, институтов, организаций;
- мотивационные – мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.
Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных изменений в обществе в целом или в его частях называется социальным процессом. Люди совместно обучаются, производят продукты, потребляют их, участвуют в политике, культуре и т.д. Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы с общими чертами и создать их классификацию (Роберт Парк (1864-1944), Эрнст Берджес (1886-1966): кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация. К ним присоединяют еще два процесса в группах: поддержание границ и создание системы связей.
Кооперация – от двух латинских слов: ко – вместе и операри – работать. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Главный ее смысл – в обоюдной пользе.
Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, которые ограничены и неравно распределены (деньги, власть, статус, любовь, признательность и др.). Это попытка достижения вознаграждения или опережения соперников. Конкуренция - один из методов распределения вознаграждения, которого не хватает для всех.
Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей новой среды, когда нормы и ценности старой не приводят к удовлетворению. Обязательное условие процесса приспособления – подчинение.
Компромисс – форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Компромисс – это баланс, временное соглашение. Когда ситуация меняется, ищется новый компромисс.
Необходимым условием приспособления является терпимость к новой ситуации, новым образцам культуры и ценностям.
Конфликт – скрытое или открытое столкновение сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии. Конфликтующие стороны стремятся навязывать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, а межгрупповой конфликт обычно носит безличностный характер.
Ассимиляция – это взаимное, культурное проникновение. Через него личности и группы приходят к общей культуре.
Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Ассимиляция и амальгамизация стирают границы между группами.
Поддержание границ – это главный аспект социальной жизни. Для многих групп такими границами могут служить язык, диалект, жаргон, отличительные знаки. Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями к тем, кто границ не соблюдает, и вознаграждением тех, кто стремится к их упрочнению.
Создание системы связей. Все группы нуждаются в связях с другими группами. Это процесс, когда они выглядят как единая система.
Все процессы тесно связаны между собой, часто протекают одновременно. При этом развиваются группы, изменяется общество.
В науке существуют две основные точки зрения на вопрос об источнике социальных изменений и его формах.
Конфликтологическое направление рассматривает в качестве решающего источника развития общества конфликт. Конфликт – это нормальное состояние общества, предотвращает его консервацию и загнивание, способствует лучшей адаптации к новым условиям.
Функционалисты считают, что источник социальных изменений находится во внутреннем взаимодействии связанных между собой элементов системы. Функционирование общества основано на согласии его членов, хотя и не исключает социальных изменений.
Формы социальных изменений в зависимости от их характера бывают революционные и эволюционные. Революция как форма социального изменения характеризуется радикальной сменой политического и социального строя, участием широких слоев населения в преобразованиях, реализацией конкретных жизненных потребностей людей, ниспровержением существующего строя путем применения силы. Социальная революция является формой закономерного перехода от одного общественного строя к другому, когда власть переходит от одного класса к другому. Революция всегда имеет разрушительные последствия, потому отдается предпочтение реформам.
Эволюция – это постепенные количественные изменения, которые подготавливают качественные. Наиболее типичной формой эволюции является реформа. Она не посягает на основы социального строя, а изменяет те или иные стороны общества в рамках установленного порядка. Реформы осуществляются мирными средствами, обычно сверху, правящим классом или его частью.
Социальные изменения всегда есть результат социального взаимодействия, социальных действий. Массовые действия могут быть стихийными, неорганизованными (массовая истерия, паника, погром, бунт) либо подготовленными (социальные движения, революции, демонстрации, войны). Самой организованной и массовой формой поведения социальных групп являются социальные движения. Они отличаются включенностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений.
В зависимости от целей и средств их достижения социальные движения подразделяются на:
- реформаторские – за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы;
- революционные – за коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов;
- регрессивные – за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам;
- утопические – за построение идеального общества.