Общество может рассматриваться не только как социальная организация людей в границах определенного государства. Каждый из нас и каждый из трех тысяч народов Земли является частью глобального сообщества – мировой системы и мировой цивилизации. Отсюда естественно стремление объединить усилия различных государств в борьбе с глобальными проблемами: голодом, нищетой, болезнями, преступностью, терроризмом, загрязнением окружающей среды, опасностью мировой войны и т.д.
Мировое сообщество предстает и как мировая экономическая система –сообщество государств, объединенных общими экономическими связями. Для мировой экономической системы не существует государственных границ. В целях удовлетворения потребностей происходит интеграция национальных экономик, кооперация и специализация общественного труда на международном уровне.
В эпоху глобальной экономики судьбы разных стран и народов переплетаются, они являются участниками мирового рынка.
Термином глобализация обозначают усилившуюся взаимозависимость мирового сообщества. Ее следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих от нас далеко.
Этот процесс глобализации начался около двух-трех веков назад, когда влияние Запада стало распространяться по всему миру. Глобализация социальных отношений протекала не гладко, на ней с самого начала сказывалось неравенство между различными регионами мира. Огромный разрыв в степени благосостояния отделяет индустриальные страны первого (развитые) и второго (развивающиеся) миров от третьего (слаборазвитых – бывших колониальных) мира.
А в последних живет большинство населения планеты. Целостность современного мира обусловлена не только принадлежностью к человеческому роду, но и стремлением объединить усилия различных государств в борьбе с глобальными проблемами.
Глобальное неравенство – различия в уровнях благосостояния индустриальных стран и стран третьего мира пытаются объяснять три теоретических подхода: империализм, теория зависимости и теория мировой системы.
Теория империализма впервые предложена английским историком Дж. Гобсоном, поддержана Лениным. Работа Гобсона опубликована еще в начале 1900-х г.г. во время борьбы за Африку между западными странами. С точки зрения Гобсона, колониализм явился следствием попыток найти новые рынки для инвестиций.
Имперализм, по Гобсону это стремление завоевать и поработить другие народы. Одним из проявлений его был колониализм – направленная вовне экспансия: расширение сферы господства, влияния. Указанный процесс способствовал как экономическому развитию западных стран, так и обнищанию большей части остального мира. Из неиндустриальных районов выкачивались ресурсы. С этого начался всевозрастающий разрыв между богатством Запада и бедностью третьего мира. Ленин считал, что ведущую роль в этих процессах играют крупные корпорации при поддержке своих правительств. Позднейшие авторы на идеях Ленина и Гобсона создали теорию неоимпериализма. В современном обществе индустриальные государства утверждает эта теория, удерживают контроль над остальным миром, обеспечивая контроль над ценами в мировой торговле.
Теория зависимости связана с неоимпериализмом, впервые была сформулирована в результате анализа ситуации в Южной Америке. В соответствии с этой теорией мировое сообщество развивалось неравномерно, в результате ядро индустриального мира (США, Европа, Япония) играет доминирующую роль, а страны третьего мира находятся в зависимости от этого ядра. Зависимость есть последствие колонизации и выражается в том, что экономика стран третьего мира базируется на производстве товарных культур для развитых стран. «Банановые» республики все больше отстают в своем развитии, в них начинается стагнация. Богатые страны – это центральная метрополия, вокруг них сателлиты (третий мир). Они зависят от первых и нищают.
Теория мировой системы разработана американским социологом и историком Эммануюлем Валлерштейном (род. 1930). Это попытка интерпретации картины мирового неравенства. С XVI в. по наш дни шел процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей на основе экспансии капиталистической экономики. Капиталистическая мировая экономика предполагает существование:
- стран – ядра (Великобритания, Нидерланды, Франция, Германия).
- стран полупериферии – на юге Европы (Испания);
- стран периферии – по Восточному краю Европы (Польша и др.);
- и внешней арены – третьего мира, - периферии обширной мировой системы. В ее ядро вошли США и Япония. СССР и страны Восточной Европы (общества второго мира) выпадали из мировой экономики.
Все эти теории сходятся в том, что дисбаланс в распределении богатств и ресурсов между первым и третьим мирами был порожден капитализмом. Отношения зависимости в тот период утвердились. В результате индустриальные страны становятся более процветающими, а третьего мира находятся в состоянии застоя. Индустриальные общества и страны третьего мира возникли как составляющие единого процесса развития.
Основным недостатком каждой из теорий является то, что они концентрируются почти исключительно на экономических факторах развития общемировой системы. Но и политика, военные столкновения, культурные факторы имеют значение для глобальной взаимозависимости.
Несмотря на различия и неравенство различные общества втягиваются в мирохозяйственные связи, подчиняются законам социального прогресса. В основе его распространение ценностей индустриальной цивилизации: рационализма, демократии, гуманизма, урбанизации, прав человека.
Изменения в различных странах на современном этапе раскрываются с помощью теории модернизации (буквально - осовременивания). Модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного (сельскохозяйственного) общества к современному (индустриальному). Классическая органическая модернизация характерна для стран Западной Европы, США, Австралии, где переход к современному обществу начался в XVI веке. Синхронно и последовательно созревали экономические, социальные, правовые, политические и культурные факторы модернизации. Последовательно развился и получил правовое закрепление институт частной собственности. На этой основе сформировалось правовое государство – гражданское общество.
Запаздывающая, неорганическая модернизация в Японии, Бразилии, Аргентине, на Балканах начинается на рубеже XVII-XIX в.в. Отсутствие развитого рынка, гражданского общества обуславливает ее несинхронный и авторитарный характер. Незрелость экономических факторов уравновешивается политической властью. Генератором изменений становится государство, его лидеры, что ведет к бюрократизации, непоследовательности в осуществлении реформ.
С октябрьской революции 1917 г. Россия осуществляла собственный вариант интеграции в мировое сообщество – социалистической неорганической модернизации. Здесь отрицались ценности индивидуальной свободы, приоритета прав личности, правового государства. Упор был сделан на контроле над всеми сферами жизни личности.
И все же на социалистическом пути были достигнуты известные результаты. Но в 80-90 гг. XX века советское общество оказалось в глубоком кризисе. Смысл реформ 90-х гг. состоял в отказе от утопического коммунистического варианта развития и возвращении к мировой цивилизации с ее ценностями демократии, рационализма, прав человека, свободы предпринимательства, частной собственности и т.д. Так как географически Россия находится между Западом и Востоком, ее культура включает в себя две структуры: либеральную с ценностями индивидуализма, свободы личности, частной собственности и коммунистическую с ценностями равенства, справедливости, коллективизма. Конфликт этих противоположных ценностей препятствует достижению согласия относительно целей развития общества.
В результате номенклатурной приватизации 90-х гг. в России был создан номенклатурный капитализм. Произошла концентрация богатства в руках незначительной группы олигархов. А одна треть граждан живет ниже черты бедности. Отчуждение большого числа граждан от государственной собственности препятствует созданию устойчивой социальной структуры, порождает конфликты.
Существенной чертой процесса мирового развития является возникновение транснациональных корпораций – компаний, действующих в двух или более странах. Это усиливает взаимозависимость этих стран. Изобретение телекоммуникационных технологий позволяет осуществлять связь между различными частями мира. Достижения в области транспорта сделали возможным регулярный и быстрый обмен товарами. Возникли негосударственные структуры по обслуживанию процессов мирового сотрудничества и коммуникаций. Среди главных опасностей для человечества – угроза окружающей среде. Проблема эта имеет глобальный характер, касается земли как целого. Имеются три основных источника угрозы – утилизация отработанных материалов, загрязнение, истощение минеральных ресурсов. Активная атака человечества на окружающую среду – это социальная, а не технологическая проблема. Это следствие развития социальных институтов и экономического роста.
Ощущение того, что мы живем в едином мире, есть результат международной деятельности средств массовой информации. Возникает мировой информационный порядок. Так как лидирующее положение в нем занимают индустриальные страны, страны третьего мира оказываются объектом новой формы экспансии – империализма средств массовой информации.
контрольные вопросы для самостоятельной работы
1. Какова природа социальных изменений в обществе?
2. В чем сущность социального процесса? Дайте его определение и назовите его основные формы.
3. Охарактеризуйте сущность процесса глобализации.
4. Что такое модернизация и каковы ее виды?
5. В чем суть теории империализма Дж. Гобсона?
6. Каковы особенности модернизации в России?