Базунова А.В.
РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДВУХГОЛОСНОГО ПЕНИЯ В АНСАМБЛЕ ДЕТСКОЙ ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «ЗВУК»
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, клубов и студий. Цель деятельности студии «Звук» - развитие творческой личности ребенка посредством приобщения его к вокальному искусству.
Вовлечение учащихся в музыкальный творческий процесс в доступной каждому ребёнку форме пения способствует формированию общей музыкальной культуры, приобщает детей к подлинным нравственным и моральным ценностям.
Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, и другими свойствами личности; способствует воспитанию у детей лучших человеческих качеств, а также укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребёнка.
Всё вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы исследования и определило её актуальность. Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей развития навыков двухголосного пения в ансамбле детской вокально-эстрадной студии, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых навыков.
Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы в детской студии «Звук» позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие навыков двухголосного пения в ансамбле детской студии становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных качеств воспитанников.
Объектом исследования являлись занятия в студии, как организационная форма формирования первоначальных навыков хорового пения у воспитанников студии.
Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования первоначальных навыков двухголосного пения в ансамбле детской вокально-эстрадной студии.
Работа в рамках исследования проводилась с воспитанниками детской вокально-эстрадной студии «Звук» г. Козьмодемьянска.
При организации исследовательской работы принималось во внимание, что основной формой организации образовательного процесса в студии является групповое и индивидуальное занятие. Одним из первостепенных предметов студии является вокальный ансамбль, который проходит 2 раза в неделю. Ансамблевое пение способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Голоса детей в 7-11 лет характеризуются легким фальцетным звучанием, небольшим диапазоном и силой звука (от p до mf). Именно в этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники и, конечно же, ансамблирование. Начиная с семилетнего возраста, мы вводим первые попытки двухголосия.
Важным этапом подготовки к двухголосному пению является развитие внутреннего слуха у детей. Для этого мы используем на занятиях метод пения «цепочкой», когда песня разбивается на короткие мотивы и пропевается в медленном темпе по цепочке каждым воспитанником по очереди. На начальном этапе пение можно сопровождать игрой аккомпанемента, в последствии можно оставить только гармоническую поддержку, а позднее и вовсе отказаться от сопровождения. Еще один метод развития внутреннего слуха - «пение про себя». Воспитанники поют песню про себя, по команде педагога начинают петь вслух, по другой команде снова про себя. Петь вслух можно как группой, так и индивидуально. Педагог показывает вступления в самых неожиданных местах, что вызывает положительный отклик у детей на данный метод.
Подбирая репертуар для ансамбля, мы ориентируемся на уровень готовности детей, где немаловажным является чистое унисонное пение. Для начала можно уже в знакомое произведение добавить элементы двухголосия (например, расхождение на терцию в конце фразы). Затем можно брать песни, построенные на терции, постепенно усложняя репертуар, для этого хорошо подходят русские народные песни. Достаточно эффективно пение в виде канона. Параллельно мы используем в свой работе ряд упражнений на развитие навыка двухголосного пения.
Деление воспитанников на первые и вторые голоса в возрасте 7-8 лет условное, так как дети пока не обладают ярко выраженным тембром. Диапазон у большинства детей совпадает, поэтому при разучивании упражнений, партии I и II голоса полезно менять местами. При разучивании произведений каждая группа воспитанников исполняет только первоначально данную партию. В начале разучивания песни, разбираем партию второго голоса, только потом добавляем первый, который, как правило, запоминается быстрее. Партию первого голоса можно играть на фортепиано, партию второго пропевать вместе с детьми. При разучивании мы активно используем ручные знаки, пение в ладошку или с закрытым ухом. На последующих этапах устраиваем прослушивания по партиям, прослушивание по двое, учим детей слушать себя и ансамбле, чтобы было созвучие. Добиваемся чистого звучания a capella. Большое значение при этом имеет развитие вокального слуха, который характеризуется, способностью чутко относится к звучанию своего голоса. Педагогу необходимо добиваться от воспитанников осознанного отношения к мышечным, слуховым, зрительным, резонаторным ощущениям, ощущениям мускульной комфортности, удобства и свободы. Каждый воспитанник должен учиться анализировать качество интонации, динамики, тембра и дикции. Для этого необходимо воспитывать у детей критическое отношение к своему пению и пению других воспитанников.
В течение года на предмете «Ансамбль» мы развиваем внутренний и вокальный слух, продолжаем работу над развитием мелодического и гармонического слуха. Воспитанники учатся слушать себя и ансамбль, приравнивать свой голос общему звучанию, согласовывать свои действия с действиями других воспитанников и в последующем без труда осваивают навык двухголосного пения.
В ходе выполнения исследовательской работы были получены следующие результаты.
1. Показана актуальность развития навыков двухголосного пения в ансамбле воспитанников детской вокально-эстрадной студии.
2. Определена конкретная последовательность формирования первоначальных навыков двухголосного пения в начальный период обучения воспитанников в ансамбле.
3. Разработана система музыкально-певческого материала (песен и упражнений), способствующая результативному формированию навыков двухголосного пения.
4. Экспериментально обосновано применение на занятиях в студии таких педагогических приемов и методов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных навыков двухголосного пения в ансамбле детской вокально-эстрадной студии.
Литература:
1. Образовательная программа дополнительного образования детей детской вокально-эстрадной студии «Звук». Составители: Громова С.Н., Базунова А.В. - Козьмодемьянск, 2010. - 90 с.
Барцева Е.И.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «СОЗВЕЗДИЕ»
Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения современной социокультурной ситуации, когда в обществе преобладают потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем, современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане. Но нельзя говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от сформированности его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров. Поэтому музыкальное искусство в настоящий момент заняло прочные позиции в области воспитания и развития духовно-нравственных и культурных качеств личности.
Музыка (как способ отражения жизни) является формой освоения действительности, выполняет задачу художественного познания мира, познания человеком себя в мире. Поэтому, в системе общего образования изучение музыкального искусства становится условием обретения жизненных ориентиров, воспитания духовно-нравственных качеств личности, возможностью формирования культурных потребностей детей.
Духовно-нравственное развитие личности - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется становление человека как целостного существа, воспитание человеческого в человеке.
Издавна духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность работы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей средствами музыкального искусства.
Цель работы - формирование у детей младшего возраста, подростков и юношества понимание истоков современной русской музыкальной культуры как культуры изначально православной; привитие им уважения к духовно-музыкальной культуре; способствовать формированию ценностно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения.
Задачи состоят в том, чтобы пробудить интерес к духовному прошлому нашего народа, привить любовь к национально-музыкальным традициям, используя историко-краеведческую, духовную, художественную литературу средствами музыки и музыкального искусства в целом.
Правильный грамотно подобранный музыкальный материал в виде песенного репертуара, тематических бесед и встреч с духовными служителями, слушание духовной музыки и ее вокальное исполнение, дает возможность содействовать решению тех острых проблем, с которым столкнулось наше общество, школа в столь непростое нынешнее время, время возрождения нравственности и патриотизма как важнейшей духовной ценности.
В МОУ лицее № 11 им. Т.И.Александровой г. Йошкар-Олы ведется планомерная и целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. В этом направлении используются разнообразные пути, средства и формы деятельности. Одной из таких форм является пение детей лицея № 11 в вокальной студии «Созвездие». За небольшое время существования ансамбль дважды принял участие в региональном фестивале-конкурсе духовной православной песни «Благой ковчег» в п. Килемары, открывал духовной песней городскую конференцию «Взаимодействие школы и церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания», был почетно приглашен на межрегиональный музыкально-духовный форум «Россия - родина святая». Такая музыкальная деятельность детей была отмечена благодарственным письмом Йошкар-Олинской и Марийской епархии и архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном. Вокальная работа ансамбля проходит в тесном сотрудничестве со школьным кружком «Наследники - юные богословы», с завучем по воспитательной работе и педагогами лицея. Используя разнообразные формы и методы работы, педагоги лицея прививают детям любовь к истории нашего Отечества и культуре нашего народа.
Таким образом, работа по формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся средствами музыкального искусства направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.
По мнению Ивана Ильина «судьба будущей России лежит в руках русского учителя», поэтому он должен знать и понимать, как пробудить и укрепить духовность в детях. Педагогу необходимо самому постигнуть, «что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать… православие…, патриотизм». Для достижения этой цели у нас есть великое наследие светильников нашей земли, которое является воспитывающим материалом для укрепления нашего духа.
Литература:
1. Азбука нравственного взросления / В.И.Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 336с.
3. Базиков, А.С. Музыкальное образование в современной России / А.С.Базиков. - Тамбов, 2002. - 310с.
Веденкова М.С.
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОРАСТА В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Для ребенка-дошкольника двигаться так же естественно, как дышать и спать. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются точки, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов. Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.
Именно поэтому в театральном кружке «Сказочка» мы не только развиваем навыки инсценирования, но и используем музыкальные упражнения, включающие в себя телесные и танцевательные методы. Нами собрана картотека упражнений, которые развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают дошкольникам ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и взрослого в «Сказочке» способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию. В своей работе мы используем такие упражнения, как например: «Танец пяти движений». Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа. «Течение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. 1 минута. «Переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. 1 минута. «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). 1 минута. «Полет бабочек» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. 1 минута. «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса - стояние без движений, «слушание» своего тела. После окончания упражнения можно поговорить с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом. Упражнение «Походка и настроение», его уже можно использовать для детей с 4 лет. Руководитель кружка показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее». Для развития детей применяем упражнения: «Подари движение», «Свободный танец», «Походка и настроение» и другие. Для выполнения упражнений мы используем музыку разных темпов.
Таким образом, научившись свободно двигаться под музыку, у детей развиваются навыки общения, снимаются психо-эмоциональные напряжения, развиваются музыкальные способности детей, творческая активность.
Литература:
1. Каплунова, И.М. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии / И.М. Каплунова, И.А.Новосельцева. - СПб.: Композитор, 2000.- 80 с.
2. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева.- Ярославль: «Академия развития», 1997. - 205 с.
Викторова Е.П.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДОУ
С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто «Конечно, они же гении. Создатель всемирно известной фирмы «Сони», Масару Ибука полагает, что ни Моцарт, ни Мидл не были рождены гениями, их талант развивался максимально благодаря тому, что им.с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.
Хочу поделиться опытом работы на отделении раннего эстетического развития в группах 4-5 летних детей в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы».
Это отделение существует в нашей школе второй год. Я пришла на отделение, имея накопленный опыт работы, методические разработки в этой области и убеждена - чем раньше начинается гармоничное развитие ребёнка, тем лучше будут первые впечатления и острее, прочнее будут укрепляться в памяти. 4 года - самый «податливый» возраст для музыкально-эстетического воспитания.
При разработке учебного плана были учтена уже имеющаяся практика работы с детьми 3-6 лет в детских школах искусств России, и методические рекомендации таких известных педагогов, как И.Е.Домогацкая, О.П.Радынова, С.С.Альтерман. Швейцарский композитор, педагог, музыкальный и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз разработал систему раннего музыкально-эстетического развития. Его методика, применяется и на наших занятиях.
В результате, учебный план были включены групповые предметы: «Развитие музыкальных способностей», «Коллективное музицирование» «Шумовой оркестр».
Специфика групповых преподаваемых предметов такова, что дети ещё не знают нот, музыкальной грамоты, почти не интонируют. Это их первые шаги по огромному музыкальному миру.
Подбираемый репертуар для уроков 4-5 летних детей должен точно соответствовать их возрасту. Это должны быть достаточно простые пьесы, марши, польки, песни, но несущие огромную смысловую нагрузку. Не у всех детей в раннем возрасте хорошо развит музыкальный слух, среди них есть «гудошники», дети слабо координируют голос со слухом, свои движения, не чувствуют затактов, окончаний фраз. Каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает всё налету, и работать с ними одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной и кропотливой работы без быстрых результатов. Уроки строится в свободной игровой форме.
Надо отдать должное педагогу по групповому предмету. Именно его задача организовать и направить в нужное русло творческую инициативу детей, а также показать ярко и доступно, вместе с тем развивая способности ребёнка, чтобы не было копирования педагога, что очень присуще маленьким детям. Поэтому музыкальные занятия ведут два педагога, один из которых концертмейстер. Их работа не взаимозаменяемая. Присутствие каждого из них нужно и важно.
Чем меньше ребёнок, тем сложнее провести урок, удержать внимание детей. Чтобы ребёнок ушёл домой с яркими впечатлениями, захотел вернуться снова в школу, нужно провести большую подготовительную работу к уроку.
На помощь в данной ситуации могут придти разные виды искусств. Например, поход в «Музыкальный зоопарк» или «Музыкальный лес» с последующим лесным оркестром, представить детям яркие музыкальные характеристики животных. Возможно вспомнить сказки или мультфильмы, где встречались такие животные. В заключение урока раздать музыкальные инструменты и изобразить общий шумовой оркестр под весёлую танцевальную музыку. Если остаётся время, можно предложить зарисовать любимых животных.
Второй вид урока - рассказ музыкальной сказки в различных интерпретациях. Например «Музыкальный теремок», «Сказка о глупом мышонке», «Репка», или «Бременские музыканты». Здесь важно показать, что с добавлением музыки сказка становится ещё интересней и необычней. Обязательно в действие включать детей. Все сказки должны хорошо заканчиваться, поэтому допустимы изменения: кошка не съела мышку, спасли собаки; медведь не раздавил теремок, а научил новому танцу; лиса не съела колобок, он оказался хитрее и проворнее и т.д.
Третий вид урока - урок-концерт. Цель такого урока - познакомить детей с разнообразными музыкальными инструменты, услышать их звучание, расширить музыкальный кругозор, воспитание эмоционального восприятия.
Для пятилетних детей - это профориентация на обучение на каком-либо инструменте. На таких уроках детей также вовлекают в процесс. Они становятся не только слушателями, но и участниками. Для этого выбирается произведение, в котором можно подыгрывать на деревянных ложках (например, Ж.Металлиди «Мой конь»). Совместное музицирование вызывает огромный интерес у детей, и они всегда с удовольствием участвуют.
Каждое полугодие показывается открытый урок для родителей и всех желающих коллег. Зимой - это традиционная новогодняя ёлка, весной - небольшое музыкальное «путешествие».
Необходимо отметить, что только из всех имеющихся отделений раннего эстетического развития только в детской школе искусств № 5 г. Йошкар-Олы, в учебный план введен предмет «Знакомство с музыкальным инструментом» -1 час в неделю. Но для большей результативности, преподаватели занимаются 2 раза в неделю по 15 мин.
Естественно, открытие отделения раннего развития в нашей школе потребовало изучения методики обучения детей раннего возраста.
Для этих целей администрация школы установила творческие контакты с преподавателем МОУДОД «Детская школа искусств № 5 г. Кирова» Стижевской Маргаритой Ивановной, имеющий большой практический опыт занятий с детьми, начиная с 3-хлетнего возраста.
В ноябре 2009 года был проведен семинар с приглашением М.И. Стижевской, с практическим показом и использованием видеоматериала.
Преподаватели школы разработали образовательные программы по всем предметам цикла.
Естественно, что даже при всей самой тщательной подготовке, первые два года, по сути, являются экспериментальными.
Но уже первый год работы показал, что работы в этом направлении следует продолжать. Так, набрав группу в количестве шести 4-5-леток, к середине года группа разрослась до 12 человек. А к новому учебному году набор в группу раннего эстетического развития детей составил уже 20 человек.
Каждый урок для 4-5 летних детей требует тщательной подготовки, как для педагога, так и для концертмейстера. Никогда не знаешь, какие подводные камни могут тебя настичь в работе. Следует помнить, что занятия проходят вечером. Дети целый день были в саду, где уже занимались, гуляли, играли и к вечернему уроку многие из них устали. Никто не может сказать, какое у них будет настроение, захотят ли они петь ту песню, которую им предлагают. Поэтому педагог должен чутко улавливать моменты, когда необходимо перестроиться, а концертмейстеру следует быть всегда начеку и держать в своём арсенале детский репертуар и, конечно, владеть быстрым подбором по слуху.
Литература:
1. Ибука М. После трех уже поздно / М. Ибука. - Минск:Устье 2004.-80с.
2. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская М.:Таланты. XXI век. 2004.- 493 с.
3. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я-детский педагог/Т.Б. Юдовина-Гальперина. - М.:Союз художников. 2002.- 238с.
4. http://mama.tomsk.ru/rasvivayka/methods/methods1/.
Глезер М.В.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В современном понимании музыкальное образование-это процесс и
результат духовно-практического постижения созидательно-гуманистических
функций музыки, направленного на оптимизацию личности во всем богатстве
проявлений ее ценностных ориентаций идейственно-эстетического
отношения к культуре и обществу [1,133-134]. Исследование воспитательного потенциала музыкального образования опирается на определенные в педагогической науке методологические подходы: целостный, личностно-ориентированный, деятельностный, диалогический, гуманистической, культурологический, антропологический и аксиологический.
Целостный подход основан на том, что формирование личности не происходит по частям, поскольку «подобно тому, как личность целостна и едина, так и процесс формирования личности целостен» [2,81]. Получить представление о личностном становлении человека можно путем целостного постижения различных сфер его жизнедеятельности (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и др.) в их единстве с биологическими возможностями и социокультурной средой.
Личностно-ориентированный подход направлен на понимание формируемых в процессе жизни человека в обществе личностных смыслов, которые определяют его деятельность и поступки в проблемных ситуациях (А.Н.Леонтьев). Личностный подход означает ориентацию педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и основной критерий его эффективности.
Принципиальную основу профессиональной деятельности педагога
составляет система взглядов и убеждений, основанная на вере в возможности
развития положительных сторон личностного потенциала ученика.
Основная задача личностно-
ориентированной педагогики - оказать содействие человеку в определении
отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и своей
практической деятельности.
Опора на принципы личностно-ориентированного обучения музыке
способствует индивидуализации становления личности ученика в
соответствии с ее особенностями и реалиями окружающего мира; помогает ученику найти свое место в обществе, реализовать свои запросы и
потребности, ощутить личную и общественную пользу; дает возможность
почувствовать через музыку гармонию с самим собой и внешним миром;
формирует характер отношения к культуре, окружающему миру, самому себе
и другим людям. В результате учащиеся включаются в процесс постижения
гуманистического потенциала музыкального искусства и культурных
традиций человечества.
Деятельностный подход снован на понимании деятельности как
преобразования людьми окружающей действительности. В результате
материальной и духовной деятельности человека наряду с творческим
преобразованием окружающего мира происходит преобразование самого
человека как субъекта своего развития.
Современная психология, опираясь на
положения эстетики, характеризует музыкальную деятельность как
деятельность духовную, как форму художественного общения, отражения и
познания действительности. Музыкально-исполнительская деятельность
способствует активизации учащегося, раскрывает творческие стороны его личности, ведет к обогащению музыкальных интересов и увеличению
потребности в общении с искусством. Специфика музыки допускает вариантность интерпретации
художественного образа, что требует умения вносить в исполнительство свое
субъективное отношение и переживание. Удачно сформулировал эту мысль
Я.И.Мильштейн: «Исполнение есть не что иное, как искусство выражать
неслышимое посредством слышимого» [3,12]. Сотворчество означает, что
исполнитель, пропуская музыкальный образ через воображение и чувства,
наполняет его своими эмоциями, ассоциациями с другими видами искусства и
жизненными явлениями. Для того, чтобы исполнение произведения
становилось «сотворчеством», необходимо сопереживание авторского
замысла, ясное представление о художественном образе, анализ средств
музыкальной выразительности и яркое воплощение на инструменте.
Процесс музыкального обучения ориентируется на формирование у детей
духовно-ценностного отношения к миру средствами музыкального искусства.
Источником активности учащихсястановится их художественно-
эстетическая деятельность на уроке музыки, сочетающая в себе
эмоциональное восприятие произведения, понимание его смысла, анализ
средств музыкальной выразительности, исполнение музыки и
воплощение в интерпретации собственной трактовки его образов.
Диалогический подход связан с идеями создателя диалогической
философии М.Бубера, охарактеризовавшего образование как
диалогическое взаимодействие учителя и ученика,
осуществляющееся в совместной деятельности. Монологизированное
педагогическое взаимодействие, когда учитель является источником
информации, контролирует и оценивает ответы, выступает в роли
личностного эталона для ученика, основано на частичном понимании и
принятии личности ребенка. Система «учитель-ученик» с позиций
диалогического подхода рассматривается как постоянно развивающаяся
духовная общность. Для ее функционирования
необходимо, по мнению А.А.Бодалева, перейти от традиционных субъектно-
объектных, монологических и функциональных отношений к реализации субъектно-субъектныхотношений в форме общения - диалога, общения-
обсуждения [4,11].
В музыкальном образовании диалог способствует успешному
формированию у школьников активной позиции противостояния
бездуховности в сознании, самосознании,мотивационной сфере и поведении.
В результате возникают благоприятные условия не только для
профессионального роста, но и духовно-нравственногоразвития личности ученика.
Гуманистической подход в педагогике представляет собой ценностно-
духовную ориентацию, основанную на перестройке личностных установок
педагога, изменении характера педагогического взаимодействия, осознании
необходимости доверия, сотрудничества и сотворчества.
Основные положения гуманистического подхода к
личностному развитию школьников опираются на
педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения;
отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного
стимулирования; терпимость к детским недостаткам [5,57].
Гуманистическая ориентация педагогического взаимодействия предполагает
правдивость, искренность, справедливость, заботу и внимание в отношениях с
ребенком. Педагог должен быть чутким, уметь сочувствовать ребенку, оказывать ему помощь и психологическую поддержку. «Такт и деликатность
учителя,- пишет И.Я.Лернер, - важнейший фактор как успешности
обучения, так и эффективности воспитания» [2,52].
В основе гуманного отношения лежит вера педагога в ребенка, которая
придает ему оптимистическую уверенность в своих силах и создает условия
для духовного развития. Ш.А. Амонашвили обоснованно утверждает, что
стержнем гуманистической позиции педагога является принятие ребенка
таким, каков он есть, и включение в содержание общения с ним его жизни во
всех ее проявлениях. «Действительно гуманная педагогика, - подчеркивает
он, - это та, которая в состоянии приобщить детей к созиданию самих себя»
[6,46].
Культурологический подход в педагогике предполагает, что образование
обращено к человеку и ориентировано на культуру и личностные смыслы.
Такое образование «обеспечивает смысловое развитие учащихся,
поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой
личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию»
[7,38].
Культурологический подход означает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию. Как социально-философское направление культурологический подход заключается в осмыслении личностью основных категорий культуры, осознании преемственных связей с духовным наследием прошлого, интериоризациюкультуры на основе личностно-ориентированных принципов и последующем движении к созданию новых ценностей.
Основными компонентами культурологического подхода являются:
- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному
саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой,
способному ввести его в мир культуры и оказать помощь в индивидуальном
самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими
силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество
его участников;
- отношение к школе, как к целостному культурно-образовательному
пространству, где осуществляется творение культуры и воспитание человека
культуры [8,44].
В рамках отношения к культуре
музыка является социально-организующим,обобществляющимжизненным
импульсом, концентрирующим чувства и мысли людей (Б.В.Асафьев).
Музыкально-эстетическое воспитание представляет собой одно из
универсальных средств духовного развития человеческой личности,
способствующих гармонизации ее общественного бытия [9,21].
Анализируя влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие
личности, М.М.Князева отмечает, что совершенствование музыкально-
эстетического воспитания и его результатов на всех трех уровнях
художественного, общеэстетического и общеличностного развития требует
«эстетической организации самого музыкально-воспитательного процесса» [10,5]. Эстетическое воспитание, понимаемое
как культивирование человеческого в человеке, возможно в такой школе, где
логика процесса познания, структура учебного плана и среда обитания
строятся по эстетическим законам [11,11].
Представление о музыке не как объекте изучения, а как явлении жизни
стало содержанием программы музыкального воспитания учащихся Д.Б.Кабалевского, которая коренным образом изменила концепцию
отечественной музыкальной педагогики. Многие положения системы
Кабалевского являются продолжением общих идей Б.В.Асафьева, Л.А.
Баренбоймаи, Б.Л.Яворского, направленных на раннюю подготовку детей к
восприятию классического музыкального наследия.
Основной тенденцией музыкального воспитания Д.Б.Кабалевский
считает переориентацию на систему общечеловеческих духовных ценностей
путем воздействия через музыку на внутренний мир школьника и его
нравственность. В егопрограмме в качестве
приоритетного направления выделено формирование музыкальной культуры
школьников на основе целостного представления о музыке и ее связи с
жизнью. В основе всех форм приобщения школьников к музыке лежит яркое
эмоциональное впечатление от активного восприятия музыки. В трудах Д.Б.
Кабалевского [12,147] разработаны основные направления работы педагога-
музыканта по приобщению школьников к музыкальной культуре: развитие
интереса к музыке, формирование способности осмысленно ее воспринимать
и размышлять о ней, приобретение навыков выразительного исполнения.
В работах последователей Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.
Алиева, Л.В.Горюновой, Р.A.Тельчаровой и др.) музыкальная культура
школьника определяется как «индивидуальный социально-художественный
опыт, детерминирующий удовлетворение высоких художественных
потребностей и формируемый преимущественно под воздействием музыки»
[13,27]. Музыкально-эстетическое воспитание представляет собой
двусторонний процесс: развитие у школьника и нтереса и любви к музыке,
музыкальных способностей в комплексе с соответствующими знаниями,
умениями и навыками, сочетается с формированием духовно-нравственных
качеств личности, основанных на эстетическом отношении к
действительности и гуманистическом понимании общечеловеческих
ценностей.
Антропологический подход в педагогике базируется на идеях
философской антропологии, в которой представлен целостный образ
человека.
В настоящее время в соответствии с эволюцией современных
философских воззрений в центр образовательной системы помещен человек.
Антропологическая направленность учебно-воспитательного процесса
предполагает ориентацию на человека как уникальное явление, как личность,
способную к самовыражению и саморазвитию, а также стремление к
раскрытию личностного потенциала каждого ребенка путем создания
благоприятных условий для реализации его потребностей и интересов.
Антропологический подход к музыкальному образованию определяет
цель школы искусств: воспитать целостную личность, готовую к
самоопределению в культуре и социуме, способную к пониманию
прекрасного в искусстве и в жизни.
Преобладание субъектно-
субъектных отношений между педагогом и учеником способствует созданию
благоприятных условий для развития у него
эстетических чувств, потребностей, отношений, художественного вкуса,
формирования мировоззрения, личных и общественных представлений,
нравственного и эстетического идеала.
Аксиологический подход в педагогике определяет
содержанием жизнедеятельности человека
направленность на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культурное наследие человечества. В центре аксиологическогоподхода -понимание человека как высшей
ценности общества и самоцели социального развития.
Аксиологический компонент обучения музыке способствует введению
учащихся в мир ценностей и помогает им в выборе личностно-значимой
системы ценностных ориентаций.
Особенно
важно, чтобы в своем поведении школьники опирались на общечеловеческие
ценности и соответствующие им побуждения и мотивы. Мир ценностей дает
педагогу возможность включить ребенка в активную целенаправленную
деятельность, основанную на самовоспитании, саморазвитии, устремлении к
избираемым целям и ценностям. Музыкальное обучение в соответствии с гуманистической педагогической традицией основывается на аксиологических утверждениях о ценности человека, личностно-ориентированной цели образования, природосообразной организации учебного процесса и ориентации на воспитание духовно развитой личности.
Таким образом, обучение музыке является фактором формирования
музыкальной и духовной культуры учащихся в их неразрывном единстве. Для реализации педагогического потенциала музыкального образования необходимо
создание обстановки успеха в процессе обучения,
дифференцированный подход к уровню учебных требований и нагрузке,
повышение интенсивности исполнительской деятельности путем вовлечения
учащихся в процесс совместного музицирования.
Литература:
1. Терентьева, Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: учеб. пособие: в 2-х частях / Н.А. Терентьева. - СПб.: Образование, 1994. -Ч. 2. - 148с.
2. Мильштейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я.И. Мильштейн. - М.: Сов. композитор, 1983. - 236 с.
3. Личность в воспитательной системе школы: сб. ст. / под ред. А.В. Гаврилина и Л.И. Новиковой. - Владимир: Изд-во ВГПИ, 1993. - 153 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А.Амонашвили. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. - 469 с.
5. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная цель / Е.В.Бондаревская // Педагогика,1999.- № 3. - С. 37-43.
6. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепции до технологий: учеб.-практ. пособие / С.В.Кульневич. - Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001. - 160 с.
7. Бодина, Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: автореф. Дис.д-ра. пед. наук / Е.А.Бодина. - М., 1992.- 32с.
8. Князева, М. М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности: автореф. дис…канд. филос. наук / М.М.Князева. - М., 1992. - 20с.
Громова С.Н.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «ЗВУК» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, клубов и студий.
Фундамент для развития всех способностей человека, в том числе и музыкальных, закладывается в раннем детстве. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. При этом важность музыкально-певческого воспитания трудно переоценить.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей детской вокально-эстрадной студии «Звук», направленная на духовное развитие обучающихся.
Детская вокально-эстрадная студия «Звук» существует в МОУ ДОД «Дом детского творчества города Козьмодемьянска» десять лет.
Особенность программы дополнительного образования детей детской вокально-эстрадной студии «Звук», в том, что она разработана для детей и подростков, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь.
При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа дополнительного образования детей детской вокально-эстрадной студии «Звук» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу обучающихся, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Особенностью данной программы является ее многоступенчатость. Начиная с самых ранних лет, ребенок развивает свои музыкальные способности, вокально-исполнительские навыки, совершенствует их, переходя из одной ступени обучения в другую. Пройдя подготовительный и основной курс программы, воспитанник активно участвует в концертно-конкурсной деятельности, оттачивая исполнительское мастерство.
Цель программы: Развитие творческой личности ребенка посредством приобщения его к вокальному искусству.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в различных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Настоящая программа рассчитана на возраст детей от 4 до 16 лет.
Программа включает в себя 3 ступени обучения:
I ступень - подготовительный этап - 3 года обучения. (4-7 лет). Способствует пробуждению у малышей интереса к вокальному пению и развитию их музыкальных способностей.
II ступень - основной этап освоения программы - 7 лет обучения. (8-14 лет). Дальнейшее развитие музыкальных способностей, отработка, закрепление и углубление ранее полученных знаний, умений и навыков, 2-х и 3-х голосовое пение в ансамбле, введение музыкальной грамоты, общего фортепиано и дисциплины по художественному слову и актерскому мастерству.
III ступень - совершенствование профессиональных навыков - от 1 до 3 лет обучения. (15-17 лет). Предполагает активную концертную и конкурсную деятельность, практическое применение полученных теоретических знаний, умений и навыков, работа по совершенствованию исполнительского мастерства, приобретения профессиональных навыков исполнительства.
Программа предусматривает набор детей желающих заниматься вокальным творчеством в подготовительную ступень независимо от результата прослушивания. По окончании первой ступени отбираются способные дети, планирующие продолжить обучение в студии, остальным детям выдается свидетельство о прохождении трехгодичного курса. По окончании основного курса 7-летнего обучения выдается свидетельство об окончании студии. Желающие могут продолжить обучение на третьем этапе, где проходит подготовка к профессиональной вокальной деятельности.
Форма вокальных занятий преимущественно групповая (от 4 до 10 человек). Занятия I ступени проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут, при необходимости раз в неделю проводятся индивидуальные занятия с наиболее способными детьми.
Групповые занятия на II и III ступенях обучения проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Индивидуальные - раз в неделю для всех обучающихся, продолжительность занятия 45 минут.
На второй и третьей ступени обучения предусмотрены репетиционные часы на подготовку к конкурсам и концертам
Используется также форма общих занятий и репетиций с целью преемственности поколений, которая характеризуется увлеченностью общим делом, дружбой и взаимопомощью.
Программа предусматривает занятия по хореографии во всех ступенях, музыкальной грамоте (сольфеджио), художественному слову, актерскому мастерству продолжительностью 45 минут, общему фортепиано (по желанию), продолжительностью 25 минут на второй ступени обучения.
Работа студии осуществляется по нескольким направлениям деятельности:
Учебная деятельность. Обязательные предметы:
- ансамбль;
- вокал;
- хореография (ритмика);
- мастерство актера (художественное слово);
- сольфеджио.
Приоритетом в занятиях студии является ансамбль, вокал.
Предметы по выбору:
- индивидуальные занятия по фортепиано.
Массовая деятельность:
- организация и проведение музыкальных лекториев, бесед, концертов, конкурсов;
- учебно-познавательные выходы и поездки учащихся студии в другие коллективы с целью изучения положительного опыта;
- участие в конкурсах, фестивалях, проводимых в районе, городе, республики, регионе, за рубежом.
Концертная деятельность.
- организация и проведение концертов в общеобразовательных школах, социально-культурных центрах и на предприятиях города, для ветеранов и инвалидов;
- концертные поездки по муниципальным образованиям РМЭ, в соседние регионы.
Совместная деятельность с родителями:
- проведение родительских собраний;
- посещение классных родительских собраний в школах;
- индивидуальная работа с родителями;
- организация работы родительского комитета;
- проведение открытых уроков;
- организация праздников.
Методическая деятельность.
Повышение педагогического мастерства педагогов вокально-эстрадной студии через совершенствование содержания, форм и методов бразовательной деятельности, изучение новых профессиональных методик, командировки, поездки, творческие встречи и обмен опытом:
- разработка, совершенствование образовательных программ с учетом специфики образовательного процесса в студии;
- разработка новых методических и дидактических пособий с учетом опыта педагогов студии;
- проведение открытых уроков, мастер классов для педагогов и учителей образовательных учреждений;
- организация и проведение семинаров в ДДТ.
Издательская деятельность:
- выпуск авторских СD-дисков;
- выпуск методических разработок, дидактического материала.
В студии применяются следующие формы промежуточной и итоговой аттестации воспитанников: зачеты, прослушивания и просмотры, отчетные концерты, конкурсы.
Для оценки результатов I ступени обучения используется диагностика музыкального развития детей дошкольного возраста, где основными критериями оценки являются:
- эмоциональная отзывчивость;
- чистота интонации;
- музыкальный слух;
- чувство ритма;
- музыкальная память.
Для оценки результатов II и III ступеней обучения используется следующие критерии:
- опора дыхания;
- чистота интонации;
- чувство ритма;
- дикция;
- звукообразование;
- эмоциональная отзывчивость.
Данные системы отслеживания результатов позволяют полно и достоверно оценить уровень развития воспитанника на том или ином этапе.
Многие воспитанники являются победителями городских, республиканских и международных конкурсов, что тоже является показателем результативности данной программы.
Таблица 1
Динамика достижений воспитанников студии «Звук» за 2006-2011гг.
Уровень | 2006-2007 уч. год | 2007-2008 уч. год | 2008-2009 уч. год | 2009-2010 уч. год | 2010-2011 уч. год |
Муниципальный | |||||
Республиканский | |||||
Региональный | |||||
Российский | |||||
Международный | |||||
Всего |
В программе представлена структура последовательного индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий. Данная программа может успешно применяться в системе дополнительного образования детей.
Литература:
1. Образовательная программа дополнительного образования детей детской вокально-эстрадной студии «Звук». Составители: Громова С.Н., Базунова А.В. - Козьмодемьянск, 2010. – 90 с.
Житинкина И.В.
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ИСКУССТВОМ И ПРОБЛЕМАМ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Мотивация к занятиям искусством-важный фактор успешности учебного процесса.
Первым условием благополучного обучения ребенка в школе является наличие у него соответствующих мотивов. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, общее положительное отношение к школе, широта интересов, любознательность, потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой, одобрением.
Мотивы-это побуждение, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущихся сил, которые побуждают человека к деятельности, и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Влиять на мотивацию можно через внушение веры в себя, в то, что все, что делается, здорово! Корнем мотивации к занятиям искусством является удовлетворение потребности чувственным опытом.
В психологии выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внешняя - оценка. Внутренняя мотивация - подражание тем людям и общностям, которые по каким-либо причинам привлекательны для ребенка и обретения себя в этом обществе; пиковое состояние, сопровождающееся особыми ощущениями на всех уровнях получаемая в ходе реализованного, свершившегося творческого акта. Это явление получило название «Эйфорической мотивации». Это состояние необходимо использовать к большему росту в творчестве. В этот момент целесообразно фиксировать внимание только на удачах, новых ощущениях, которые можно попытаться повторить.
Существенное влияние на мотивацию детей к занятиям искусством оказывает мотивация исходящая от взрослых. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями - все зарождается в семье. Атмосфера заинтересованности родителей играет большое значение.
Главной мотивацией подростка является интерес к изучаемому процессу, его собственные успехи на этом поприще, и бесспорно, хорошие отношение с преподавателем.
Замечательным примером будет показ одаренных детей, фото, видео их выступлений на концертах.
Мотивирует ребенка компания, в которой он вращается. Если у него есть друзья в музыкальной школе, то он будет туда ходить с позитивным настроем.
Заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом может педагог своим личным примером. Главная задача педагога найти такую форму работы с детьми чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми.
Неоднократно подтверждалась положительная роль использования на практике принципа «вовлечения учеников в активную учебно-познавательную деятельность». Дети играют на различных концертах, участвуют в различных конкурсах, проводят беседы перед одноклассниками. Подводя итог, еще раз обозначим методы развития мотивации:
- работа на возбуждение эйфорической мотивации и полезное применение полученного энерговыигрыша от публичных выступлений;
- предоставление возможностей для спонтанных выступлений учащихся и показов самостоятельных работ;
- горящие глаза учителя и его запредельная, с точки зрения ученика, компетентность (что непросто в случае подростков);
- «родители-соучастники»: дома слушают музыку, читают (или хотя бы делают вид), собирают репродукции (хотя бы в компьютере) - в общем, имеют или изображают культурные интересы;
- азарт коллекционера и спортивный азарт;
- подача информации в эмоциональной «упаковке».
Помните:
- чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учёбе;
- успехи в учёбе являются катализатором учебного процесса;
- неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учёбу;
- чувство радости и интерес облегчает учение;
- страх и напряжённость затрудняет процесс обучения.
Что должен помнить учитель:
- поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
- ободрять учащихся при возникновении у них трудностей;
- поддерживать положительную обратную связь;
- заботиться о разнообразии методов преподавания;
- приучать обучаемых к напряжённому познавательному труду;
- развивать их настойчивость, силу воли, целеустремлённость;
- поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
- формировать чувство долга, ответственности;
- учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе.
Интерес - вечный двигатель мотивации.
Литература:
1. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 2000, 144 с.
2. Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации //А.Н. Леонтьев и современная психология. -М., 1983.
3. Голубева, З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. (Психолог.журнал), 2002, № 4, 56-75 с.
4. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1999.
5. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность.т.1,2. – М., 1986.- с.98
6. Худорской, А.В. Как обучать творчеству. // Дополнительное образование. - № 1. – 2001. - 4-10 с.
Зюзина М.А.
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Формирование личности-сложный многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психологического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия для формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыка - это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Благодаря музыке у ребенка пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Таким образом, музыкальное воспитание должно рассматриваться как важная составная часть нравственного просвещения и образования.
Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве - народном и профессиональном. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций: народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. В раннем возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен, о музыке народной и классической. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки родного края, дать возможность ее прочувствовать.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения ребенка. Чередование различных заданий, видов деятельности - пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя произведение, вовремя начать и закончить его. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют детей физически. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Физиолог В.М.Бехтерев подчеркивал эту особенность влияния музыки неоднократно. Выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность, вызывать или ослаблять возбуждение. Полученные им физиологические данные помогают обосновать роль музыки в физическом и всестороннем воспитании ребенка.
В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности, что так немало важно в современном мире. Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и огромна вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д.Шостаковича об огромном значение воспитания в человеке любви к музыке, умение её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займес е деꪪ⣈.сео,тоучト. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных каглубже и точнтв в формирование личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни. Влияние музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».
В детской школе искусств творческие задатки ребенка, начиная с самого раннего возраста, получают свое развитие, при помощи преподавателей-специалистов выстраивается индивидуальная образовательная траектория развития личности, способствующая самореализации ученика и педагога.
Образовательный процесс в детской школе искусств:
- выравнивает