Музыкально-дидактические игры, проводимые мною в свободной деятельности, были просты и доступны, интересны и привлекательны, например: «Лягушата», «Медвежата», «Мишку на руки возьми», «Каблучок», «Встаем в хоровод» и т.д. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе таких игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Роль воспитателя в детской игре велика: я тактично направляла ее ход, следила за взаимоотношениями играющих, сохраняла самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. В музыкально-дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетически требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению. Помимо дидактических игр, для результативности развития музыкально-сенсорных способностей я применяла музыкально-дидактические пособия. Они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Все музыкальные пособия условно разделила на три группы:
1. Пособия, цель которых, дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш) «Солнышко и тучка», «Подбери музыку».
2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. “Узнай сказку”, “Петушок, курочка, цыпленок”.
3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. “Музыкальный домик”, «Громко - тихо», «Кот и мыши».
В основе дидактического материала пособий лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, сенсорного опыта, а игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Пособия и игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды пособий и игр - это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии; и подвижные игры - сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров. Мною были использованы такие игры как, «Колобок», «Кот и мыши», «Тень-тень», «Большие ноги идут по дороге» и др.
Пособия и игры для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, которые включают в себя воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений я использовала такие игры как: «Что музыкальный инструмент расскажет о себе», «Подумай и отгадай», «Музыкальный мешочек» и др.
Развитие чувства ритма, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Для этого я использовала игры Комиссаровой Л.Н., Костиной Э.П., Кононовой Н.Г.: «Бубенчики», «Небо синее», «Имена и ритмы», «Принц и принцесса», «К нам гости пришли» и др.
Таким образом, наработанный наглядный музыкальный материал позволил мне в простой игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить их различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею. Я пришла к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывают интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.
Литература:
1. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман.- М.: Просвещение, 1983.
2. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов/ Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина.- М.: Просвещение, 1986.- 141с.
3. Кононова, Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя/ Н.Г.Кононова. - М.: Просвещение, 1982.- 96с.
Загидуллина И.Б.
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Музыка, как самый удивительный, самый волшебный вид искусства. Современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития - проблеме расширения сознания, развития эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы. Развивая творческое воображение, расширяя палитру эмоционального, образного восприятия, мы даем детям не только возможность быть успешными в различных видах художественно- творческой деятельности, но и способ «надситуативного» мышления, что в будущем поможет им реализовать свои желания и мечты. Вступили в силу новые Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе, которые предлагают новые формы взаимодействия с детьми - совместные творческие игры
Музыкальное воспитание - это наиболее привлекательный для детей вид деятельности, развивающий творческие способности малышей адекватно их возрастным и индивидуальным возможностям. Больше всего дети любят двигаться под музыку, поэтому нужно обязательно предоставлять дошкольникам возможность как можно больше танцевать, импровизировать под ритмичную, яркую музыку. Музыка должна побуждать к движению, создавать особое настроение. Для детского танца подбираю музыку непродолжительную, примерно на 2-3 минуты. Она должна быть удобной по темпу и ритму, яркой и образной, чтобы легко запоминалась, нравилась и детям, и взрослым. На занятиях предлагаю подвигаться под музыку - по их реакции будет видно, насколько подобранное произведение соответствует замыслу. Наблюдая за детьми, я отбираю более яркие, выразительные движения, которые дети сами «нашли», из которых складывается композиция. Когда готова композиция, придумываем сюрприз к этому танцу включение цветомузыки, пускание мыльных пузырей и т.д.
В процессе музыкального движения развиваются творчество, музыкальные способности и двигательные качества, развивается зрение (глазомер, периферическое зрение), развивается образное, ассоциативное мышление, поскольку музыка способствует созданию новых образов, воплощенных в пластике. Например, исполняя танец «Мотыльков» под музыку И.С.Баха, дети представляют себя легкими, воздушными, «невесомыми», переполненными радостью и восторгом. В танце «Троллей» на музыку Э.Грига «В пещере горного короля» дети представляют себя фантастическими существами, зловещими волшебниками, появившихся из темных сказочных пещер. Обсуждаем с детьми музыкально-пластические образы. Эти беседы развивают не только фантазию, но и речь, умение пользоваться словами - эпитетами, способность описывать в словах воображаемые образы. Подбор музыки является чрезвычайно важным. Музыка должна нравиться детям, побуждать их к движениям. Но и показ педагога должен быть очень выразительным и артистичным, тогда и дети тоже будут копировать мимику и пластику.
Дошкольники - удивительные фантазеры, одаренные творческим воображением склонные к постоянной импровизации.
Работа над освоением танца занимает примерно 5-6 занятий. На первом занятии я предлагаю детям послушать музыку, представить, как можно под эту музыку двигаться, какой атрибут использовать в танце. На последующих занятиях мы импровизируем, придумываем интересные движения. В качестве творческого задания предлагаю детям представить, какие персонажи танцуют под эту музыку, придумываем название танца. На последующих занятиях уделяю внимание освоению детьми некоторых элементов танцевальных движений. В конце разучивания танца важно добиться правильного выполнения всех движений, но нужно обязательно напоминать не только о красивой осанке, но и о музыке, о танцевальном образе.
Очень важен подбор костюмов. В этом нам помогают не только специалисты детского сада, но и, конечно, родители, которые сами участвуют вместе с детьми в различных досугах, проводимые в детском саду. Особой популярностью пользуются совместные с детьми и родителями танцы и игры. Для этой цели использую различные «Пляски-приглашения», коммуникативные танцы-игры, в которых происходит смена партнеров. Это простые танцы с повторяющимися движениями, которые не нужно специально разучивать с родителями, взрослые выполняют движения по показу детей («Кошки-мышки»). Очень помогает в работе сборник «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.
Разучивание совместных музыкальных номеров требует особого времени, когда родители могут задержаться в детском саду для специальных занятий. Но к этому они привыкли. Уже, начиная с младшей группы, родители полноправные участники на праздниках. Они сами подбирают наряды, парики, и помогают это сделать детям.
Развитие музыкальности, умение творчески выразить свое восприятие музыки в движениях являются важными задачами ритмического воспитания, хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для полноценного развития детей.
Литература:
1. Горшкова, Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству / А.В.Горшкова. - М., 1993.
2. Басов, М.Е. Движения под музыку/ М.Е.Басов. - М., 1975.
3. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду/ Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 1974.
4. Комарова, Т.С. Условия и методика развития детского творчества/ Т.С.Комарова. - М., 1994.
5. Зимина, А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Е.Н.Зимина. - М., 1998.
6. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика/ А.И.Буренина. - СПб., 2000.
Иванова Е.В., Дегтярева Н.В.
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Приоритетным направлением работы нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание дошкольников.
Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, в том числе и в художественно-эстетическом воспитании.
Прежде всего, он позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка. В условиях перехода дошкольного образования на новые Федеральные государственные требования мы должны организовать образовательный процесс с учетом интеграции образовательных областей. Именно такую возможность нам дает проектный метод, как один из методов интегрированного обучения дошкольников. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.
Нашими педагогами были внедрены ряд проектов, направленных на формирование у детей из различных областей знаний и проведена их успешная защита. Сегодня мы хотим поделиться опытом работы по реализации творческих проектов, направленных на музыкально-эстетическое развитие детей.
Основная цель музыкально-эстетического проекта- формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.
Задачи музыкально-эстетического проекта:
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;
- формирование музыкально-эстетического сознания;
- накопление ребёнком опыта восприятия искусства;
- обогащение словаря детей;
- развитие творческого воображения;
- развитие коммуникативности.
Принципы реализации проектов:
- учёта возрастных особенностей;
-сезонности;
- интеграции;
- координации деятельности педагогов;
- взаимодействия с семьей.
Основные этапы работы по подготовке творческого проекта:
1. Первый этап работы над проектом - это выбор темы проекта. Тему мы выбираем совместно с детьми, исходя из их интересов, возникающих у них вопросов. Автором и организатором проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их. Мы, взрослые, помогаем ребёнку увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать?).
2. Далее мы разрабатываем план работы над проектом с указанием названий конкретных мероприятий, продумываем даты и назначаем ответственных за проведение. Далее следует сбор и накопление материала по этой теме. Разработка содержания занятий с детьми, сценария развлечения.
3. В соответствии с этим планом мы проводим запланированные мероприятия: проведение занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.
4. Завершается проект подведением итогов (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Одним из ярких был проект «Русский валенок», над которым мы работали с 1 декабря 2010 года по 10 февраля 2011 года. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель и родители воспитанников. Проект затрагивает разнообразные области - изобразительное и музыкальное искусство, хореографию, развитие речи. Основная цель проекта - заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Работа над проектом началась с того, что мы с ребятами и с воспитателем группы посетили музей крестьянского труда и быта, где нам были представлены старинные экспонаты: сеялки, прялки, кухонная утварь, старинная одежда и обувь, среди них мы увидели знакомые нам валенки. Ребятам было очень интересно, они задавали много вопросов, многие дети были обуты в валенки и были удивлены тому, что оказывается и в старину и в наше время люди носили и носят валенки. И мы с ребятами решили подробнее узнать об этой теплой обуви.
Реализация проекта включала в себя различные мероприятия по отгадыванию загадок, разучиванию стихов о предметах народного быта. Было проведено занятие по рисованию красками «Укрась валенок», и занятие по аппликации: «Ох уж эти валенки». Библиотекарем нашей районной библиотеки в группе была проведена познавательная беседа с загадками, играми, с демонстрацией иллюстрационного материала.
Большими помощниками в реализации проекта, конечно, стали родители наших воспитанников. Среди них был проведен конкурс на лучшее оформление валенок. Мы вместе с детьми и их родителями готовили декорации, костюмы, атрибуты. В ходе подготовки к празднику на музыкальных и кружковых занятиях мы готовили вокальные и танцевальные номера. Заранее разучивали народные песни, танцы, хороводы, частушки.
Итогом нашего проекта стал «Праздник русского валенка», где полностью была выполнена цель проекта - заинтересовать детей в сохранении народных традиций, и в полном объеме реализованы поставленные перед нами задачи, такие как развивать интерес детей к народному фольклору через русские хороводы, танцы, песни, дать возможность детям реализовать себя, воспитывать интерес к участию в мероприятиях. Родители, дети и все присутствующие получили огромное удовольствие от проведенного мероприятия, особенно понравился показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми. А какими интересными были их «Зимние забавы», «Ох, снег-снежок», «Чудо-машина», «Снежные узоры», «Фантазия», «Веселые лучики». Родители вместе с детьми оформили стенгазету «Эх, валенки» и интересно выступили с сообщениями по теме Семьи ра «Чудо обувь-русские валенки» и «История возникновения валенка».
Работа над проектом дала свои результаты: у детей сформировались знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления, развился познавательный интерес к истории, национальным традициям, родители были активно вовлечены в совместную с детьми познавательно- творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Это один из нескольких проектов по музыкально-эстетическому воспитанию, реализованных в нашем детском саду.
Нами разработаны и внедрены в практику еще несколько творческих проектов:
- "Весела была беседа";
- "Сказки золотой осени";
- "Праздник детства";
- "День своих защитников празднует страна";
- "В мире музыки".
Работать над проектами понравилось всем - и нам, и детям и их родителям. Поэтому в перспективе нашей работы - реализация еще несколько проектов.
Исходя из опыта работы, мы можем предложить следующие советы педагогам по реализации проектов:
Советы педагогам по работе над проектом:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
3. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
4. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
5. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблем: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
6. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
7. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
8. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
9. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Метод проектов очень актуален и эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей. Мы убедились в том, что совместная работа над проектом доставляет удовольствие, радость и уверенность друг в друге. Хочется пожелать педагогам творческих успехов, детям - новых открытий и благополучия в семье всем участникам проектов.
Литература:
1. Кузнецова, С.В.Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие/ С.В. Кузнецова. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
2. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили. - М., 1999.
3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность: Практическое пособие / И.С.Сергеев. - М.:АРКТИ, 2008.
Кашкова Т.Ю., Попова Э. И.
К ВОПРОСУ О РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыку называют действительным средством воспитания. Педагоги детского сада для развития детей дошкольного возраста используют её для решения задач эстетического, нравственного, умственного и физического развития. Если с песней начат день, то на душе радостно и дело спорится. Уже утром музыка встречает детей в детском саду, она звучит и на утренней гимнастике, отчего шаг детей становится ритмичней и бодрей, повышается настроение и тонус. А от этого во многом зависит организованность, активность и работоспособность детей в течение всего дня.
Перед непосредственно образовательной деятельностью музыкой воспитатель эмоционально подготавливают детей к встрече с музыкальными произведениями, песнями и танцами, а чтобы занятие прошло успешно, заранее знакомится с планом музыкального занятия, так как любое ожидание возбуждает и утомляет детей. Воспитатель присутствует на каждом музыкальном занятии, и принимать активное участие. Во время разучивания песни, воспитатель поет вместе с детьми, что помогает активизировать их. Во время разучивания движений можно показать, как прыгает зайчик, как ходит лиса, показать танцевальное движение, а во время игр исполнять младших группах ведущую роль, в старших активно играть с детьми. При разучивании хороводов вместе с детьми ходить по кругу, учить их ориентироваться в пространстве, правильно выполнять разные движения, это поможет детям быстрее усвоить движения, правильно и выразительно их исполнять, самостоятельно придумывать простейшие танцевальные движения.
Наличие у детей соответствующих устойчивых навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности музыкой, продуманная систематическая работа в других видах деятельности поможет создать необходимые предпосылки для начальных форм самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Роль воспитателя - помочь каждому ребёнку раскрыть творческие начала, совершенствовать их музыкальные способности, воздействовать на речь ребёнка и на личность в целом. Этого поможет достичь целесообразное, педагогически оправданное оборудование музыкального уголка в группе игрушками и пособиями по музыкальному развитию и ненавязчивое, незаметное руководство игровой деятельностью детей. Желание проявить навыки, умения в самостоятельной музыкальной деятельности, детям помогают детские музыкальные инструменты (бубны, барабаны), игрушки, имитирующие музыкальные инструменты (неозвученное пианино, балалайки), погремушки, цветные платочки. Воспитатель создает фонд любимых песен, тем самым развивает песенный и музыкальный вкус дошкольников. Дети часто включают песни в сюжетно - ролевые игры. Они любят играть в игры: «Ищи игрушку», «Игра со звоночком», «Погремушки» и др. В игре «Поезд» пассажиры занимают свои места, и начинается интересное путешествие. Для разнообразия можно предложить детям делать остановки на таких станциях, которые носили бы названия «Песенная», «Хороводная», «Загадочная». Дети делают остановки и исполняют песни, музыкально-ритмические движения, хороводы. Такие игры проводятся в группе и на участке в тёплую погоду. После знакомства детей с высокими и низкими звуками, для их закрепления, воспитатель проводит игры: «Угадай по голосу», «Два медведя» и др. Так музыкально- дидактические игры входят в повседневную жизнь детей, в самостоятельную музыкальную деятельность, развивая музыкальный слух, чувство ритма. Если воспитатель научил и дети используют песню, хоровод в повседневной жизни, в своих играх, значит, ребёнок подружился с музыкой, песней, у него есть устойчивый интерес к ним. А роль воспитателя в том, чтобы музыка и песня активно вошли в жизнь детей.
Таким образом, только комплексное воздействие на ребёнка словом и музыкой, красками, богатством природы, которыми должны умело пользоваться педагоги ДОУ, поможет развить творческие способности детей, способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.
Литература:
1. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной. - 3-е изд. - М., Просвещение, 1989.
2. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников / О.П.Радынова. - М.,1997.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.
Корюкина А.С.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Актуальность проблемы развития творческого воображения дошкольников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности детей и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на дошкольников с целью развития их творческого воображения выступает как актуальный.
Проблема развития творческого воображения была отражена в трудах исследователей в области музыкознания и музыкальной педагогики С.М.Аскеровой, В.И.Петрушина, Ю.А.Цагарелли, Г.М.Цыпина. В них раскрыта структура, роль, место воображения в приобщении к музыкальному искусству. Общественные потребности определяют настоятельную необходимость в формировании творческой личности, готовой проявить активное отношение к окружающей действительности, к внесению новых идей, к поиску и решению возникающих задач.
Музыка - это одно из средств развития творческого воображения. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Главным может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех развития психических процессов, в том числе и воображения, зависит, прежде всего, от того, насколько интересно построены музыкальные занятия.
Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального занятия в детском саду. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает часто, целенаправленно, вдумчиво и имеет возможность поговорить о ней с заинтересованным человеком. Поскольку современные родители уделяют общению со своими детьми недостаточное количество времени, первыми проводниками в прекрасный мир гармонии звуков становятся музыкальные занятия в детском саду. Слушание музыки - процесс сложный, подразумевающий в первую очередь восприятие музыки, которое еще затруднительно для детей дошкольного возраста, и требующий специальных методов и приемов.
Эффективность работы по развитию воображения у детей старшего возраста с помощью слушания музыки определяет следующее:
1. Тесный контакт музыкального руководителя и всех педагогических работников ДОУ.
2. Создание эмоционального-психологического комфорта на занятии.
3. Воспитание исключительно на позитивной основе.
4. Организация развивающей образовательной среды.
В ходе работы по развитию творческого воображения можно использовать следующие формы работы: музыкальные занятия и досуги, праздники, музыкальную деятельность на других занятиях, утреннюю гимнастику, организацию самостоятельной игровой деятельности, работу с родителями.
Для воспитателей ДОУ нужно делать подборку классических и народных музыкальных произведений в соответствии с изучаемыми лексическими темами, что позволило бы использовать музыку в ходе занятий по развитию речи, познавательной и изобразительной деятельности. Перед дневным сном и после пробуждения во время гимнастики следует включать знакомую детям классическую музыку.
В изобразительной деятельности дошкольники учатся передавать свои музыкальные впечатления с помощью рисунка, широко используя для передачи настроения цветовую гамму.
В театрализованной деятельности особое внимание нужно обращать на развитие эмоциональной стороны музыкального восприятия ребят и умения создать игровой образ под музыку.
Музыкальный руководитель на занятии искусства - посредник, проводник ребят в мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические условия.
Первым важнейшим педагогическим условием является средство эмоционального и рационального начал в работе дошкольника на занятии при общей повышенной эмоциональности содержательности самого занятия.
Вторым определяющим условием служит сюжетно-тематическое построение всей системы занятий. Именно это позволяет объединить различные виды искусства в единое целое.
Третьим условием является игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на занятии творческого типа у детей старшего дошкольного возраста.