Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 10. Эпоха «перестройки» (1985-1991 ГГ. )




 

Попытки модернизации социализма («перестройка»). - Переход к смене общественного строя. - Августовский путч и распад СССР. - Окончание «холодной войны». Распад советского блока.

Попытки модернизации социализма («Перестройка»)

К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производи­тельности труда. Падение пытались «компенсировать» с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах.

Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался. Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования, выпускаемых отечественным машино­строением, показала, что не менее трети из них нуждалось в снятии с производства или коренной модернизации.

Следует учесть и неблагоприятное влияние на экономику внешних факторов, связанных с гонкой вооружений. СССР тратил на военные нужды куда более значительную долю своего бюджета, чем богатые США. На нужды ВПК расходовалось 45% бюджетных средств, выделенных промышленности. Одной из целей США в гонке вооружений было экономически обескровить СССР, и она была близка к достижению. Теперь США выдвинули крайне доро­гостоящую программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ) и СССР не имел средств, чтобы ответить на американский вызов, следовательно, «холодная война» им была проиграна.

Крупные поражения в войне всегда подвигали Россию к ре­формам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке воо­ружений. Так Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускоре­ние социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощ­ностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала

социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие шиностроения и ВПК.

В числе практических мер была введена госприемка, с пом^ щью которой хотели поднять качество производимой продукции. Начались также очередные походы против нетрудовых доходов и приусадебных участков колхозников. Объявив бой пьянству, новое руководство в мае 1985 г. начало широкомасштабную антиалко­гольную кампанию, в ходе которой с помощью административно-запретительных и идеологических мер хотели в кратчайший срок преодолеть вековые традиции. Кампания способствовала времен­ному сокращению пьянства, тем самым сыграла некоторую пози­тивную роль в борьбе с этим социальным злом. За период этой кампании, по подсчетам ученых, была спасена жизнь около мил­лиона человек. Однако начиная с 1989 г. потребление алкоголя вновь стало возрастать. Резко увеличилось самогоноварение, в ре­зультате чего с прилавок исчезли сахар, дешевые конфеты, томат­ная паста. Резко сократились доходы казны - за первые четыре го­да антиалкогольной кампании она недополучила около 70 млрд. рублей. Зато росли нелегальные доходы, достигшие в 1990 г. 35 млрд. рублей. Были вырублены тысячи гектаров виноградников. В целом минусы неумело и непродуманно организованной кампании перевешивали.

Также был принят закон (1986 г.), разрешивший индивидуаль­ную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промы­слов и бытового обслуживания населения. Нарушив старые стерео­типы, сам Горбачев демонстрировал необычный для советских вож­дей стиль поведения, на улицах запросто общался с народом.

В начале горбачевского правления случились два события, ко­торые отчетливо показали, что с реформами медлить нельзя. 26 ап­реля 1986 г. взорвался реактор Чернобыльской АЭС, находящейся в ста километрах от Киева, Были погибшие, сотни заболели луче­вой болезнью, а население соседних деревень и города Припяти пришлось выселять. Чернобыльская катастрофа была порождена конструктивными недостатками и слабой технологической дисци­плиной и имела огромные негативные последствия для здоровья многочисленных участников ликвидации аварии, для престижа го­сударства в целом. Другое событие - приземление 28 мая 1987 г. немецкого летчика-любителя М. Руста на спортивном самолете на Васильевском спуске близ Московского Кремля. Он пересек запад­ную границу СССР, благополучно миновал все системы ПВО, хотя,

по утверждению военных, они заметили и брали на мушку Руста но не получили команду открыть огонь. Горбачев в это время на'- ходился с визитом в ГДР, а генералы боялись брать на себя ответ­ственность. Результатом инцидента стало увольнение министра обороны С. Л. Соколова и еще 150 генералов и офицеров.

Ускорения социально-экономического развития не произош­ло, так как административно-командная система оставалась непо­колебленной, в ее рамках продолжало работать все народное хо­зяйство, активно использовались методы нажима, штурмовщины и т.д. Неотъемлемой частью системы был огромный бюрократиче­ский аппарат, насчитывавший 18 млн. человек. Очень медленно приходило понимание необходимости проведения более глубоких реформ. В 1987 г. руководство заговорило о консерватизме аппа­рата, торможении им проводимых реформ. В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма. В связи с этим была выдвинута за­дача демократизации общественной жизни, обновления кадров. В июне на Пленуме ЦК было принято решение о проведении эконо­мической реформы. Была провозглашена принципиально важная цель - переход от административных к преимущественно эконо­мическим методам руководства. Однако эта цель не была подкре­плена созданием механизма осуществления. Практически не был допущен плюрализм собственности, не был введен хозрасчет.

С 1 января 1989 г. вступил в силу закон о государственном предприятии (объединении), отразивший непоследовательность горбачевской политики. Права предприятий были расширены, а ре­альные полномочия министерств и ведомств не сокращены. Подоб­ное половинчатое реформирование лишь способствовало росту дис­пропорции в народном хозяйстве, поскольку нарушало старые эко­номические связи, а новую систему не создавало. Заметного влия­ния на экономику не оказывало разрешение создавать (май 1988 г.) самостоятельные, не подчиненные государству, кооперативы.

В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней со-Р крыты многие корни «механизма торможения» общественных пре-" образований. В документах партии закреплялась модель «гуманно­го, демократического социализма», повторялись в общих чертах идеи «социализма с человеческим лицом» периода «пражской вес­ны» 1968 г. Было заявлено о возможности совмещения постов пер-

вых секретарей партийных комитетов с постами председателей со­ответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, со­державшая элементы альтернативности.

В решениях конференции делалась попытка соединения «со­циалистических ценностей» с некоторыми элементами политиче­ской доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформи­рованию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый «двигатель» перестройки, эффективного помощника партии. Сле­дует отметить, что либерализация политической системы не пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь командовать, не сумела проявить гибкость, адаптироваться к новым условиям.

В духовной жизни общества новшеством стала политика глас­ности. Этот термин впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС (1986г.): «...без гласности нет и не может быть демократизма». Вы­движение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев под­черкивал: «Мы за широкое развитие гласности, но в интересах об­щества, социализма, в интересах народа». Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней по­пытку «очернить» социализм, «атаковать КПСС» и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания.

1987-1988 годы были отмечены взрывом общественного инте­реса к проблемам недавнего прошлого, к материалам по реабили­тации руководящих кадров, репрессированных в 30-40-е годы - Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и мно­гих других. Особый успех политики гласности оказался связан с публикацией литературных произведений, не допущенных в печать в период брежневской ресталинизации. Вышли в печать «Дети Ар­бата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гра­нина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина. Были опубликованы также находившиеся еще с 20-50-х гг. под запретом произведения - «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Чевенгур», «Котлован», «Юве-нильное море» А. Платонова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, сти-

хи Н. Гумилева. Вернулись для отечественного читателя труды пи­сателей-эмигрантов, российских философов. Ярким событием ста­ла публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

Политика гласности коснулась и других сфер культурной жиз­ни - кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра. Новые популярные передачи появились на телевидении -«Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и др. Прямые трансляции съездов народных депутатов СССР приковывали вни­мание огромного количества людей, способствуя повышению их политического сознания. Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики, экономисты, публицисты: Н. Шме­лев, О. Лацис, Г. Попов, В. Селюнин, Ю. Черниченко, И. Клямкин, Ю. Карякин и др. Благодаря им массовое сознание перешло от про­блем «деформации социализма», сталинизма к пониманию ущерб­ности самой системы.

Демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, воз­никновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Особенно острыми стали межнациональные вооруженные кон­фликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между жителями Южной Осетии и Грузии.

В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности. Благодаря ей население СССР узнало о Западе с его образом жизни, демократическими традициями, что было для многих настоящим открытием мира. Раскрепостив созна­ние десятков миллионов, политика гласности во многом определи­ла необратимый характер перемен в обществе и, в конечном счете, привела к поражению консерваторов в августе 1991 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.