В социальной литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения прежде всего относительно всей системы общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических). Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне.
Конструктивной представляется точка зрения, согласно которой межличностные отношения пронизывают собой все элементы системы общественных отнощений, поскольку возникают внутри кавдого вида системы, а не вне их — «ниже», «выше» или «сбоку». При таком подходе межличностные отношения как бы опосредствуют воздействие на личность со стороны более широкого социального целого. Мы вновь сталкиваемся с тем, что через посредство межличностных отношений безличные социальные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для каждого участника меичостных отношений последние представляются почти единственной реальностью каких бы тр, ни было отношений вообще. Несмотря на то, что в реальной жизни содержанием межличностных отношений в конечном счете являетря какой-либо вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, суть этих отношений остается по большому счету скрытой. Это означает, что хотя в процессе межличностных отношений, а следовательно, и общественных, люди обмениваются мыслями и осознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили именно в межличностные отношения.
Отдельные моменты общественных отношений представляются их
участникам всего лишь как их межличностные взаимоотношения, которые и воспринимаются соответствующим образом: «злой преподаватель», «лукавый торговец», «бездушный чиновник» и т.п. Сплошь и рядом мотивы поведения объясняются именно этой, лежащей на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений — вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому почти во всех групповых взаимодействиях их участники выступают одновременно в двух качествах — как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.
Каждая сторона в системе межличностных отношений связана
особыми правами и обязанностями. Это позволяет ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека в системе не общественных отношений, а одних только групповых связей, на основе не его объективного места в этой системе, а одних только индивидуальных психологических особенностей личности.
Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть «соперник», «враг», «заговорщик» и «союзник». А в ситуациях, например, сотрудничества могут быть «коллега», «партнер», «поставщик», «клиент», «поклонник» и др. Именно отражением такого рода связей и особенностей выступают определения типа «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.п.
Строго говоря, есть различие между межличностными и социальными ролями (о последних — речь в теме «Психология социально-ролевого поведения личности»). Сейчас отметим только, что несмотря на то, что оба типа ролей могут определяться своеобразием ожиданий участников межличностных отношений, межличностные и социальные роли различны.
Социальные роли стандартизированы и безличны. Права и обязанности остаются теми же самыми независимо оттого, кто эти роли исполняет. Однако права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений. Каждый реализует собственный тип взаимодействия и общения с партнером, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым ему конкретными индивидами, с которыми он вступает в контакт. Тем не менее, обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает определенная система межличностных отношений.
Природа их существенно отличается от природы общественных отношений. Чем? Важнейшая специфическая черта межличностных отношений — эмоциональная основа. Именно она дает основания к тому, чтобы межличностные отношения рассматривать как фактор психологического климата в социальных общностях.
Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает
тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Понятно, что перечень таких чувств и эмоциональных проявлений безграничен, и все же их многообразие можно свести к трем большим группам.
1. Чувства, сближающие, объединяющие людей (конъюнктивные). В этом случае каждая из сторон рассматривает другую как желаемый объект, в отношении которого есть готовность к сотрудничеству.
2. Чувства, разъединяющие людей (дизъюнктивные). Тогда каждая
из сторон выступает как неприемлемая, нежелательная для другой стороны, и совместные действия, не говоря уже о сотрудничестве между такими личностями, становятся практически либо невозможны, либо неэффективны.
3. Нейтральные чувства. Выражают состояние неопределенности в рамках межличностных отношений. Каютонко подметила американский социальный психолог К.Хорни, люди делятся на такие большие группы, как:
— ориентированные к людям (навстречу им);
— ориентированные от людей;
— ориентированные против людей.
Отношения проявляются в:
— согласии или несогласии;
— симпатии или антипатии;
— понимании или непонимании;
— сочувствии и сопереживании или отсутствии таковых и т.д.
Отношения имеют свою структуру, состоящую из:
— содержания;
— способа выражения.