Любые социальные нормы нуждаются в психологическом освоении индивидом, в их превращении из внешних регуляторов поведения во внутренние, при этом важна направленность мотивации индивида на
выполнение социальной нормы — позитивная, нейтральная или негативная.
Считается, что психологические и социально-психологические механизмы освоения и интериоризации различных норм зачастую близки или идентичны. Это обусловлено следующим обстоятельством.
Исторически дело происходило таким образом, что, осознаваясь в качестве соответствующих ситуаций и необходимых (а нередко единственно возможных) вариантов действий, реакций, суждений в повторяющихся внешних событиях, явлениях, определенные стереотипы отдельных людей становились групповыми, сословными, этническими нормами, которые впоследствии через межгрупповое и межэтническое взаимодействие расширялись, обогащались, разнообразились. В конечном счете, многие из таких норм стали восприниматься как общечеловеческие требования и естественно оформлялись в официальные предписания. Можно предположить, что человек стал человеком именно через внутреннее принятие социальных норм, когда он осознавал их наличие и необходимость.
Социализация индивида осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены, интериоризированы социальные нормы, и их реализация становится для индивида привычкой. Это может произойти только тогда, когда та или иная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира индивида, перешла в его подсознание.
Для правильного усвоения нормы необходимо ее познание личностью и сопоставление со своими внутренними параметрами — с тем, насколько ее будущая реализация соответствует интересам, потребностям, ценностным ориентациям, возможностям и способностям индивида.
В освоении социальной нормы для человека важны социально-психологические факторы, к примеру, такой: насколько данную норму признают и реализуют окружающие его люди, особенно из числа референтной группы - семья, близкие, официальное руководство на службе и др. Их мнения и оценки наиболее значимы для индивида.
Можно выделить следующие социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы:
— внутреннее убеждение индивида в необходимости соблюдения нормы;
— самоактуализация индивида, его личностный рост, самовоспитание, самосовершенствование и самостимулирование;
— осознание общественной значимости соблюдения нормы и сознательное подчинение своих моделей поведения ее требованиям;
— выработанная привычка, стереотип поведения в силу осознания важности нормы или боязни санкций за ее невыполнение;
— соблюдение групповых требований и интересов;
— подражание авторитетам;
— конформизм, нежелание быть «белой вороной» и др.
Некоторые социально-психологические факторы препятствуют усвоению социальной нормы, среди них:
— негативное отношение индивида к «создателю» нормы, будь то личность или орган. Соответствующее отношение распространяется на саму норму;
— неприязненные межличностные отношения с субъектом, во
взаимодействии с которым должна быть реализована норма, хотя индивид, как правило, признает норму как таковую;
— противоречия и расхождения в понимании нормы;
— «двойная мораль», ханжество и лицемерие в моделях поведенияпровозглашателей норм;
— противоречия личных и групповых интересов и др.
Для трансформации внешних норм во внутренние ориентиры
поведения необходимы следующие условия:
— всемерное сближение социально оправданных норм с Интересами, запросами членов общества
— подбор из традиционных культуральных источников-систем (религия, народная мудрость, фольклор, литература) норм и ценностей общечеловеческого характера, раскрытие социально-психологической и исторической неизбежности их возникновения;
— практическая поддержка норм окружающими и следование нормам, обязательное для представителей властных структур, авторитетных лиц;
— общественная оценка, меры порицания или поощрения, которыми должны сопровождаться нарушения норм и их эффективная реализация.
Реальное отношение индивида к конкретным социальным нормам зависит от его социального статуса, его социальных ролей. Кроме того, восприятие, понимание и мотивация в отношении тех или иных норм в немалой мере предопределяются индивидуальными целями и ценностями; которые человек стремится достигнуть. В этом плане то, что для одного выступает как право-возможность, для другого — это право-обязанность; дозволение для одного может быть запретом для другого. Не случайно, юристы говорят, что общественный правовой произвол предопределяется избирательной правоприменительной практикой.
4. Психосоциальная концепция Эриксона.
Известный американский психолог Э. Эриксон предложил свою психосоциальную концепцию развития личности по возрастным этапам-стадиям. Он же ввел в научный оборот понятие «групповая идентичность».
В представлении Э. Эриксона групповая идентичность формируется с первых дней жизни человека: как только ребенок включается определенную группу, он начинает понимать мир как эту группу и в последующем ориентируется на нее.
Вместе с тем, у ребенка постепенно формируется и его собственная «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», хотя процесс этот сложный и динамичный. Формирование эгридентичности включает ряд стадий, или этапов, в развитии личности, каждый из которых характеризуется задачами определенного возраста, выдвигаемыми социумом. Однако решение этих задач определяется исключительно индивидуальным уровнем психологического развития человека, с одной стороны, и духовной атмосферой социума, в котором он живет, — с другой. Основные стадии психосоциального развития индивида таковы.
Младенчество. Период характеризуется тем, что главную роль в
жизни ребенка играет его мать — она кормит ребенка, ухаживает заним, дает ему ласку, заботу. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка. Он начинает ходить, обучается гигиеническому самоконтролю; постепенно встречается с актами одобрения или неодобрения со стороны социума, которые открывают ребенку глаза на самого себя. Впервые формируется одно из важнейших чувств — чувство стыда.
Предшкольное детство (от 3 до 6 лет). На этой стадии ребенок начинает осознавать себя как личность и еще более активно осваивает мир. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в его играх. Он глубже осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности, прежде всего — познавательные.
Младший школьный возраст. К этому периоду общения в семье
оказывается недостаточно для развития ребенка, к последующему развитию подключаются другие социальные институты, прежде всего — школа. Здесь социум приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает ему технологический эгос культуры. На этой стадии происходит углубленное психическое развитие ребенка, формируется психический склад его личности.
В этот же период приобретаются стойкие невротические реакции, ребёнок испытывает чувство тревоги вследствие боязни:
— какого-либо несчастья с родителями;
— отсутствия денег в семье;
— физического насилия;
— личной несостоятельности;
— неопределенности в будущем.
У тревожного ребенка может быть меньше успехов в школе, ему трудно адаптироваться в обществе, развивать в себе дух здорового конформизма и чувство свободы-ответственности.
Подростковый возраст (в России: от 10 до 17 лет; призывной возраст в армию — 18 лет; в некоторых цивилизованных странах: от 10 до 20 лет, призывной возраст в армию — 21 год). Период формирования центральной формы эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, гиперсексуальность. Муки сравнения себя с другими. Поиски смысла жизни. Любовь и разочарования. Смятение души. Профессиональное самоопределение: Основные психологические проблемы подростков:
— будущее;
— стрессы;
— коммуникативная некомпетентность;
— сопротивление манипулированию;
— отношения с родителями;
— любовь и близость;
— принятие собственного гнева;
— принятие собственного тела;
— принятие своего характера.
Основные психологические реакции подростков:
— оппозиция;
— группирование;
— конфронтация;
— эмансипация.
Созревание познавательных и эмоциональных функций может вести к тому, что подростки используют новые способности в форме критики, сомнений, противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это вызывает конфликт с родителями, особенно если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания. В процессе социализации группа сверстников в значительной мере замещает подростку родителей и становится для него референтной группой. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, к замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особое значение для подростка приобретают внешний вид и производимое им впечатление, что также часто приводит к конфликтам с членами семьи.
Несмотря на это, отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни. Влияние семьи в период взросления уменьшается, но она по-прежнему остается для подростка важной референтной группой. Относительно стабильными остаются эмоциональные связи, даже при разрыве с семьей они в большинстве случаев поддерживаются, особенно с матерью.
Молодость. На этой стадии актуальны поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Индивид в этот период устойчив в ситуации обезличивания, он способен без ущерба для личности смешивать свою идентичность с другими людьми.
Взрослость. Развитие идентичности происходит всю жизнь. На человека воздействуют другие люди, особенно его собственные дети. Вкладывая себя в любимый труд, в заботу о детях, человек психологически может быть удовлетворен собой и своей жизнью.
Старость. Эго-идентичность на основе всего жизненного пути личности приобретает завершенную форму. Человек переосмысливает нею жизнь, осознает свое «Я» в размышлениях о прожитых годах. Психологически адекватный человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в ее логическом завершении, способен проявлять мудрость. Проявляется отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Направленность формирования психики индивида на всех его этапах-стадиях может быть позитивной и негативной. Динамика этой направленности зависит от всех институтов социализации, прежде всего — семьи, особенно на ранних этапах социализации. Достаточно отметить, что сильно выраженный дефицит эмоционального общения матери с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
Переходы от одного периода к другому — это изменение сознания и отношения индивида к окружающей действительности и ведущее деятельности, ломка социальных взаимоотношений человека с другими
людьми,