Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эстетическое и художественное воспитание личности




Эстетическое воспитание личности предполагает формирование определённого эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания важно приобщить личность к эстетическим ценностям, выработать в ней ориентиры в мире эстетических ценностей. Эстетическое воспитание предполагает формирование и развитие в человеке способности к эстетическому восприятию и переживанию, эстетического вкуса и идеала, способности к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в разных сферах жизни. Таким образом, эстетическая культура личности представляет собой единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Если эстетическое воспитание предполагает воспитание зрителя, слушателя и читателя, то целью художественного воспитания (его часто рассматривают как разновидность эстетической культуры) является формирование личности, способной создавать новые художественно-эстетические ценности. Художественное воспитание подразумевает воспитание потребности в искусстве, развития его чувствования, формирование потребности и способности к художественному творчеству.

Становление эстетической культуры – процесс длительный и сложный, протекающий под воздействием множества факторов (например, особенности среды общения). Это процесс, который может развиваться стихийно и сознательно. Целенаправленное воздействие с целью выработки в личности эстетической культуры способно принести наиболее ощутимые результаты. Особенно необходимо не упустить период детства, когда эмоциональный мир ребёнка ещё очень подвижен и живо откликается на прекрасное. Огромную роль в системе эстетического воспитания личности играет искусство.

Эстетическое воспитание гармонизирует духовные способности человека, повышает его творческий потенциал в разных областях деятельности, в том числе в познавательной.

Эстетическая культура личности имеет огромное значение в профессиональной культуре нынешнего студента и будущего работника сферы сервиса, где эстетика является слагаемым успеха.

 

 

Тематический ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Второй семестр

Семинар 1

Тема: Сферы эстетической деятельности (2 часа)

План:

1. Эстетика природы.

2. Эстетика труда.

3. Эстетика общения.

4. Эстетика быта.

5. Роль искусства в жизни человека и общества.

 

Литература: 1, т. 1, гл. 2; 4, гл. 6; 57, 61.

 

Семинар 2

Тема: Эстетическое сознание (2 часа)

План:

1. Эстетическое сознание, его отличие от других форм сознания.

2. Объективные и субъективные факторы формирования эстетического сознания.

3. Структура эстетического сознания, характеристика его элементов:

а) эстетические эмоции, переживания и чувства, их природа;

б) эстетическая потребность;

в) эстетический идеал;

г) эстетический вкус;

д) эстетическое отношение и оценка;

4. Исторические формы и типы эстетического сознания.

 

Литература: 4, гл. 5; 35; 72.

 

Семинар 3

Тема: Эстетические категории (2 часа)

План:

1. Категории прекрасного и безобразного.

2. Категории возвышенного и низменного.

3. Трагическое и комическое в жизни и искусстве.

Использование конкретных примеров из искусства, демонстрирующих особенности каждой эстетической категории является обязательным.

 

 

Литература: 1, т. 1, гл. 3; 4, гл. 4; 5; 55; 65; 66.

 

Семинар 4

Тема: Полифункциональность искусства (2 часа)

План:

1. Культурно-историческая функция искусства.

2. Познавательная функция искусства.

3. Мировоззренческая функция искусства.

4. Коммуникативная функция искусства.

5. Суггестивная функция искусства.

6. Компенсаторная функция искусства.

7. Гедонистическая функция искусства.

8. Воспитательная функция искусства.

 

Литература: 1, т. 1, гл. 4.

 

Семинар 5

Тема: Морфология искусства (2 часа)

План:

1. Классификация искусства.

2. Характеристика пространственных видов искусства.

3. Временные виды искусства.

4. Пространственно-временные виды искусства, их синтетическая природа.

5. Жанровая система искусства.

6. Синтез искусств: понятие и сущность, исторические формы.

 

Литература: 1, т. 1, гл. 13; 4, гл. 4; 17; 26; 38; 42.

 

Семинар 6

Тема: Принципы средневековой эстетики в древнерусской живописи (2 часа)

План:

1. Предназначение иконы, её место в храмовом синтезе искусств.

2. Каноничность древнерусской живописи:

а) понятие канона, его роль в средневековом искусстве;

б) канонические образы и сюжеты;

в) структура русского иконостаса.

3. Роль обратной перспективы в создании иконописного образа.

4. Колористический строй древнерусской живописи.

 

Литература: 5; 10; 15; 19; 31; 67-69; 77.

 

Семинар 7

Тема: Традиционная эстетика стран Дальнего Востока (2 часа)

План:

1. Концепция мира и человека в религиозно-философских учениях Дальнего Востока.

2. Эстетика природы и человеческих переживаний в классической поэзии Китая и Японии.

3. Эстетика китайских и японских садов.

4. Дзэн-буддизм и японская чайная церемония, её принципы.

5. Категории простоты и незавершённости в классической эстетике и искусстве дальневосточного региона.

 

Литература: 5, ч. 3; 41; 56; 77.

 

Третий семестр

Семинар 1

Тема: Эстетика Романтизма (2 часа)

План:

1. Художественная концепция Романтизма.

2. Образы романтизма в зарубежном и отечественном искусстве XIX в. (поэзия, музыка, изобразительное искусство).

На семинаре предполагается чтение стихотворений и прослушивание музыкальных произведений эпохи Романтизма.

 

Литература:1, т. 2, гл. 17; 27; 28; 32.

 

Семинар 2

Тема: Эстетика середины XIX – начала ХХ в. (4 часа)

План:

1. Художественный метод как способ мышления в искусстве.

2. Понятие и сущность типизации в искусстве.

3. Художественный метод Романтизма.

4. Художественный метод реализма. Воплощение метода в творчестве художников-передвижников.

5. Художественный метод символизма.

 

Литература: 1, т. 2, гл. 17; 4, гл. 10 (2.3, 2.4); 5, гл. 2; 74.

 

Семинар 3

Тема: Философско-эстетический фундамент модернизма и постмодернизма

(4 часа)

План:

1. Особенности художественной теории и практики Новейшего времени.

2. Понятие и сущность модернизма и постмодернизма.

3. Характеристика основных течений искусства ХХ в. (фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, экзистенциализм, оп-арт, поп-арт, хэппенинг и др.).

 

Литература: 1, т. 2, гл. 17; 4, гл. 2; 9; 21; 39; 40; 48; 62; 63; 73.

Семинар 4

Тема: Содержание и форма в искусстве (4 часа)

План:

1. Художественный образ как форма мышления и выражения в искусстве.

2. Художественный образ в литературе.

3. Художественный образ в изобразительном искусстве.

4. Художественный образ в музыке.

5. Художественный образ в киноискусстве.

Необходимо рассмотреть средства создания художественного образа в разных видах искусства, проанализировав конкретные произведения.

 

Литература: 1, т. 1, гл. 5; 4, гл. 9-10; 25.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Примерные темы рефератов:

1. Категория трагического в древнегреческой драматургии.

2. Искусство и мировые религии.

3. Синтез искусства в эпоху Средневековья.

4. Своеобразие художественно-эстетической системы мусульманского Востока.

5. Синтез искусства в стиле классицизма.

6. Эстетические концепции регулярного и пейзажного садово-парковых стилей.

7. Национальные образы мира в искусстве.

8. Романтизм в поэзии и живописи.

9. Сюрреализм и учение З. Фрейда.

10. Тоталитаризм и искусство.

11. Художественный язык русского авангарда.

12. Эстетические проблемы предметно-пространственной среды Тольятти.

13. Техническая эстетика.

14. Концепция массовой и элитарной культуры в эстетике Новейшего времени.

15. Неоромантические явления художественной культуры XIX – ХХ в.

 

Контрольные вопросы

 

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

РАЗДЕЛ 1. Введение в эстетику

 

Тема 1.1. Эстетика как наука.

1) Какова этимология слова «эстетика», кто и когда ввёл это понятие?

2) Когда эстетика появилась как наука?

3) Какие определения эстетики вам известны?

4) Что интересует эстетику как науку?

5) Какие сферы эстетической деятельности вам известны?

6) Какова структура эстетического сознания? Охарактеризуйте каждый из элементов этой структуры.

7) В чём состоит отличие эстетического от художественного?

 

Тема 1.2. Искусство в системе культуры

1) В чём заключается сущность и смысл культуры?

2) Какие формы культуры вам известны?

3) Что отличает искусство от прочих сфер культуры, каковы его особенности?

4) Что отличает искусство от науки?

5) Каково предназначение искусства в системе культуры?

6) В чём состоят функции искусства, какова их сущность?

7) Какие виды искусства и их группы вам известны, в чём особенность выразительного языка каждого из них?

 

РАЗДЕЛ 2. История эстетики

 

Тема 2.1. Античная эстетика

1) Какую роль в формировании эстетического сознания сыграло мифотворчество?

2) В чём заключаются особенности мифологического типа сознания?

3) Какими понятиями в древнегреческой культуре обозначали порядок и состояние, противоположное ему?

4) Какие периоды в своём развитии прошла древнегреческая культура?

5) Кому принадлежала первая эстетическая теория античности, изложите её суть?

6) Объясните смысл слова «калокагатия».

7) Как Платон относился к искусству, объясните его позицию?

8) Что означает понятие «мимесис»? Чем отличалось истолкование мимесиса у Платона и Аристотеля?

9) Каково значение и сущность «катарсиса»? Почему трагедия в древнегреческой культуре была более почитаемым жанром?

10) Какие задачи перед искусством ставила древнегреческая культура?

 

Тема 2.2. Эстетика Средневековья

 

1) Каковы хронологические рамки средневековой культуры?

2) В чём состоит значение этого этапа в развитии мировой культуры?

3) В чём заключались особенности средневекового мировоззрения?

4) Каким образом мировоззренческие и культурные принципы Средневековья повлияли на развитие теории искусства и художественной практики этого времени?

5) В чём средневековая культура видела предназначение искусства?

6) Кого из представителей византийской эстетики вы знаете? Что отличало ранний и поздний этапы развития европейской эстетики?

7) Что роднит эстетику и искусство Средневековой Руси с Византией?

8) Какие вопросы и проблемы разрабатывались в византийской эстетике?

9) Каких взглядов на религиозное искусство придерживались иконоборцы и иконопочитатели?

10) Что позволяет считать средневековый собор воплощением образа мира и Библией для неграмотных?

11) Какие представители западноевропейской эстетики вам известны?

12) Каковы хронологические рамки и характерные особенности романского и готического стилей искусства?

13) Как в рамках Средневековья реализовывался принцип синтеза искусств?

14) В чём заключаются особенности эстетики стран буддизма?

 

Тема 2.3. Эстетика Возрождения

1) Каковы хронологические рамки культуры Возрождения?

2) Как звучит «Возрождение» по-французски и по-итальянски?

3) Что отличало культуру Возрождения от Средневековья?

4) Почему эпоха получила название Возрождения?

5) Каков смысл понятий «теоцентризм» и «антропоцентризм»?

6) Каков смысл понятия «гуманизм» в контексте культуры Ренессанса?

7) Почему главной темой культуры и искусства Возрождения стал человек и земное?

8) Почему теоретиками искусства Возрождения были, прежде всего, его практики?

9) Кого из представителей эстетики Возрождения вы знаете?

10) Какие проблемы интересовали эстетику Возрождения?

11) Каким образом эстетическая теория находила воплощение в искусстве эпохи?

12) Кто из художников Возрождения вам известен?

Тема 2.4. Эстетика барокко и классицизма

1) Какие страны можно назвать родиной этих стилей?

2) Когда сформировались стили барокко и классицизм?

3) Какова была общекультурная и философская база возникновения стилей классицизма и барокко?

4) Каким образом рационалистическая теория Р. Декарта повлияла на формирование эстетики классицизма?

5) Кто такой Н. Буало, охарактеризуйте его взгляды на искусство?

6) В чём проявлялся противоречивый характер стиля барокко?

7) Кого из зарубежных и отечественных мастеров классицизма и барокко вы знаете?

 

 

Тема 2.5. Эстетика Просвещения

1) Каковы хронологические рамки Просвещения?

2) Какова была социальная база этого движения?

3) Кого из представителей культуры и эстетики Просвещения вы знаете?

4) Каков был круг проблем, обсуждавшихся в эстетике Просвещения?

5) Каково было представление о предназначении искусства в эпоху Просвещения?

6) Приведите примеры произведений искусства эпохи Просвещения?

 

 

Тема 2.6. Немецкая классическая эстетика

1) Когда получила развитие немецкая классическая эстетика?

2) Почему немецкая эстетика этого времени носит название «классической»?

3) Какую роль сыграла Немецкая классическая эстетика в развитии этой науки?

4) Назовите представителей немецкой классической эстетики.

5) Изложите основные эстетические идеи И. Канта?

6) Изложите основные положения эстетической теории Гегеля?

7) Каким образом немецкая классическая эстетика связана с эпохами Просвещения и Романтизма?

ТРЕТИЙ СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ 2. История эстетики (продолжение)

 

Тема 2.7. Эстетика Романтизма

1) На какое время пришлось развитие Романтизма?

2) Каковы были предпосылки формирования новых мировоззренческих принципов?

3) Охарактеризуйте основные идеи и положения этого направления.

4) Почему движение Романтизм приобрело интернациональный характер?

5) Кто из представителей эстетики Романтизма вам известен?

6) В чём заключались особенности творческого метода Романтизма?

7) Каким образом в художественной практике реализовывались эстетические принципы Романтизма?

 

Тема 2.8. Эстетика середины – второй половины XIX в.

1) Почему эстетику середины – второй половины XIX в. называют неклассической?

2) Чем отличался этот этап развития художественной теории и практики от предыдущих?

3) Кто из представителей зарубежной и отечественной эстетики этого времени вам известен? Кратко охарактеризуйте их взгляды на искусство.

4) Какие направления, стили и течения искусства XIX в. вам известны? Охарактеризуйте их, назовите представителей и произведения.

 

Тема 2.9. Философско-эстетический фундамент модернизма и постмодернизма

1) Охарактеризуйте понятия модернизма.

2) Каковы хронологические рамки эпохи постмодерна? Какие черты присущи культуре постмодернизма?

3) Какие эстетические концепции ХХ в. вам известны, охарактеризуйте их, каким было их влияние на искусство Новейшего времени?

4) Каким образом учение З. Фрейда оказалось связано с художественной практикой ХХ в.?

5) Охарактеризуйте основные течения искусства модернизма и постмодернизма. Кто из представителей искусства ХХ в. вам известен?

РАЗДЕЛ 3. Художник. Произведение. Реципиент.

 

Тема 3.1. Содержание и форма в искусстве

1) Является ли искусства аналогом действительности?

2) В чём вы видите специфику объекта и предмета искусства?

3) Дайте понятие содержания произведения искусства.

4) От каких факторов зависит содержание произведения искусства?

5) Что включает в себя содержание произведения?

6) Как связаны между собой художественное содержание и форма?

7) Что подразумевают под художественным образом? Какие типы художественных образов вам известны?

8) Какие особенности присущи художественному образу?

 

Тема 3.2. Художественная коммуникация

1) Дайте определение и выявите сущность художественной коммуникации.

2) В чём вы видите разницу между коммуникацией деловой и художественной?

3) Какие элементы и этапы художественной коммуникации вам известны?

4) Охарактеризуйте место и роль художника в процессе художественной коммуникации.

5) Какова роль личности художника в художественном процессе и коммуникации?

6) Какие особенности присущи творческой личности, что её отличает от большинства людей?

7) Какие этапы процесса художественного творчества вам известны?

8) Чем художественный метод отличается от художественной манеры?

9) Охарактеризуйте восприятие как этап художественной коммуникации.

10) Через какие этапы художественного восприятия проходит реципиент в процессе общения с произведением искусства?

 

Тема 3.3. Эстетическая и художественная культура личности

1) В чём вы видите сущность и значение художественно-эстетической культуры личности?

2) Какое место в художественно-эстетической культуры личности занимает эстетическое сознание?

3) Каковы особенности и методы эстетического и художественного воспитания личности?

 

Вопросы к зачету и экзамену

Вопросы к зачёту (2 семестр):

1. Эстетика как наука.

2. Искусство в системе культуры.

3. Искусство и наука.

4. Сферы эстетической деятельности.

5. Эстетика природы.

6. Функции искусства.

7. Классификация искусства.

8. Виды изобразительного искусства, специфика их выразительных средств.

9. Специфика архитектуры как вида искусства.

10. Понятие жанра, специфика различных жанров.

11. Танец как вид искусства.

12. Музыка как вид искусства.

13. Кино как вид искусства.

14. Театр как вид искусства.

15. Эстетическое сознание, его структура.

16. Эстетические категории прекрасного и безобразного.

17. Категории возвышенного и низменного.

18. Эстетическая категория трагического.

19. Категория комического. Виды и формы комического.

20. Миф, его роль в формировании эстетического сознания.

21. Античная эстетика.

22. Эстетика Платона.

23. Эстетика Аристотеля.

24. Эстетика Средневековья.

25. Эстетика Возрождения.

26. Теория и художественные принципы стиля барокко.

27. Эстетика классицизма.

28. Эстетика эпохи Просвещения.

29. Немецкая классическая эстетика.

 

Вопросы к экзамену (3 семестр):

1. Эстетика как наука.

2. Искусство в системе культуры.

3. Искусство и наука.

4. Сферы эстетической деятельности.

5. Функции искусства.

6. Классификация искусства.

7. Античная эстетика.

8. Эстетика Средневековья.

9. Эстетика Возрождения.

10. Эстетика классицизма.

11. Эстетика эпохи Просвещения.

12. Немецкая классическая эстетика.

13. Эстетика романтизма.

14. Эстетическая мысль во второй половине XIX века.

15. Особенности развития русской эстетики.

16. Эстетика символизма.

17. Эстетика ХХ века.

18. Теория З. Фрейда, её влияние на развитие искусства ХХ в.

19. Основные направления искусства модернизма.

20. Постмодернизм, его сущность.

21. Художественный образ, его особенности.

22. Эстетическое сознание.

23. Процесс художественного творчества.

24. Содержание и форма художественного произведения.

25. Художественная коммуникация.

26. Личность художника, её значение в творчестве.

27. Художественное восприятие.

28. Художественный метод и художественная манера: сравнительная характеристика.

29. Стиль в искусстве. Стиль и синтез искусств.

30. Категория прекрасного в искусстве.

31. Категория безобразного в искусстве.

32. Категории низменного и возвышенного.

33. Категория трагического в искусстве.

34. Категория комического.

35. Эстетическая ценность.

36. Виды изобразительного искусства, специфика их выразительных средств.

37. Понятие жанра, специфика различных жанров.

38. Танец как вид искусства.

39. Музыка как вид искусства.

40. Кино как вид искусства.

41. Театр как вид искусства.

42. Эстетическое и художественное воспитание.

43. Художественный метод в искусстве.

44. Эстетическая и художественная культура личности.

45. Массовая культура и искусство.

46. Тоталитаризм и искусство.

47. Искусство и мировые религии.

48. Искусство и мораль.

49. Эстетический идеал в истории культуры.

50. Роль и место эстетической культуры в моей будущей профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

 

1. Борев Ю. Б. Эстетика. В 2-х т. 5-е изд. – М.: Русь-Олимп, 2005.

2. Бычков, В. В. Эстетика [Текст]: учеб. для гуманит. спец. вузов /Бычков, В. В. – М.: Гардарики, 2006.

3. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 2000.

4. Эстетика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 2002.

5. Яковлев Е. Г. Эстетика: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.

 

Дополнительная литература:

 

6. Августин Блаженный Аврелий. Время и жизнь. // Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997.

7. Агеев В. Н. Семиотика. – М., 2002.

8. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. – М., 1962.

9. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. Изд. 2-е. М., 1990.

10. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.

11. Бартенев И. А. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

12. Бахтин М. М. Понимание и текст. // Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997.

13. Бачинин В. А. Эстетика. Энциклопедический словарь. – СПб., 2005.

14. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

15. Бычков В. В. Философия искусства Павла Флоренского. // Флоренский П. Избранные труды по искусству. – М., 1996. – 336 с.

16. Белый А. Символ и искусство. // Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997.

17. Бесклубенко С. Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. М., 1982.

18. Борев Ю. Б. Эстетика. В 2-х т. Изд. 5-е, доп. Смоленск, 1997.

19. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконописи. – М., 1995.

20. Вздорнов Г. И. Феофан Грек. – М., 1983.

21. Власов В. Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. – СПб., 2005.

22. Вольтер Ф. М. А. Эстетика – М., 1974.

23. Выготский Л. Психология искусства. – М., 1965.

24. Выготский Л. С. Анализ эстетической реакции: Собр. трудов. – М., 2001.

25. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.

26. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты. М., 1998.

27. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. – М., 1981.

28. Гофман Э. Т. А. Письма, высказывания, документы. – М., 1987.

29. Гулыга А. В. Кант. М., 1981.

30. Гулыга А. В. Шеллинг. – М., 1982.

31. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства. Вып. II. – М., 1989.

32. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства. Вып. III. – М., 1993.

33. Дуков Е. В. и др. Введение в социологию искусства. – СПб., 2001.

34. Еремеев А. Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества. – М., 1987.

35. Закс Л. А. Художественное сознание. – Свердловск, 1990.

36. Знак. Текст. Культура. – М., 1998.

37. Зись А. Я. В поисках художественного смысла. – М., 1991.

38. Зись А. Я. Виды искусства. – М., 1979.

39. Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов. – М., 2001.

40. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

41. История зарубежного искусства./ Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. Изд. 4-е, доп. – М., 1984.

42. Каган М. С. Морфология искусства. – Л., 1972.

43. Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

44. Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде. // Сумерки богов. – М., 1990.

45. Кант И. Критика способности суждения. // Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1964. Т. 5.

46. Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. – М., 1989.

47. Кривцун О. А. Искусство в системе общественных отношений. – М., 1982.

48. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. – М., 1995.

49. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1957 (и более поздние изд.).

50. Лазарев В. Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. – М., 1983.

51. Лессинг и современность: Сб. статей. – М., 1981.

52. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980.

53. Лосев А. Ф. Символ. // Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997.

54. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

55. Маймин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном. – М., 1982.

56. Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. – М., 1987.

57. Маньковская Н. Б. Экологическая эстетика за рубежом. // Философские науки. – 1992. - № 2.

58. Моран Анри де. Декоративно-прикладное искусство. – М., 1991.

59. Николаева Н. С. Художественная культура Японии XVI столетия. – М., 1986.

60. Николаева Н. С. Японские сады. – М., 1975.

61. Новикова Л. И. Эстетика окружающей среды и повседневной жизни. – М., 1983.

62. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гасссет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

63. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. – М., 1990.

64. Семь самоцветов Востока: Антология восточной классической поэзии / Сост., вступ. ст. и коммент. Н. Б. Кондыревой. – М., 1995.

65. Столович Л. Н. Категория прекрасного и общественный идеал. – М., 1969.

66. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. – М., 1972.

67. Флоренский П. Иконостас. // Флоренский П. Избранные труды по искусству. – М., 1996. – 336 с.

68. Флоренский П. Обратная перспектива. // Флоренский П. Избранные труды по искусству. – М., 1996. – 336 с.

69. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств. // Флоренский П. Избранные труды по искусству. – М., 1996. – 336 с.

70. Фрейд З. Сознание и бессознательное. // Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997.

71. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. – М., 1983.

72. Эстетическое сознание и процесс его формирования. – М., 1981.

73. Энциклопедия искусства ХХ века. – М., 2002.

74. Энциклопедия символизма. – М., 1998.

75. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М., 1994.

76. Якимович А. К. Барокко и духовная культура XVII века. // Советское искусствознание. – 1976. – № 2.

77. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. Изд. 2-е. – М., 1985.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 660 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2159 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.