Бойко В.А. (4 курс, пед. ф-т)
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава
Кафедра акушерства и гинекологии
Научный руководитель – к.м.н., доц. Курносенко И.В.
Актуальность проблемы гипоталамического синдрома пубертатного периода (ГСПП) у девочек в настоящее время связана с большой распространенностью данной патологии в детской популяции и возможностью возникновения на её фоне таких заболеваний как: метаболический синдром, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, синдром поликистозных яичников с последующим нарушением репродуктивной функции у молодых женщин. В литературе наиболее часто встречаются следующие синонимы данного синдрома: диэнцефальный синдром, околопубертатный базофилизм, юношеский гиперкортицизм, диспитуитаризм пубертатно-юношеский.
Целью нашей работы была оценка клинико-анамнестических особенностей, характера метаболических и гормональных нарушений у девочек с ГСПП.
Задачи исследования: 1) выявление особенностей перинатального, наследственного и соматического анамнеза у девочек с ГСПП; 2) оценка клинического течения ГСПП;
3) анализ особенностей полового развития девочек с данной патологией; 4) оценка результатов лабораторных и инструментальных методов обследования у девочек с ГСПП.
Для выполнения поставленных задач мы провели беседу, осмотр и ознакомились с результатами обследования у 15 пациенток с диагнозом ГСПП. Все девочки находились на стационарном лечении в одном из отделений ОДКБ (неврологическом, эндокринологическом, кардиологическом), что еще раз доказывает междисциплинарный характер проблемы ГСПП.
Девочки-подростки находились в возрасте от 9 до 16 лет. Отягощенный перинатальный анамнез имели 57 % пациенток (осложненное течение беременности в виде угрозы прерывания, гестоза, хронической плацентарной недостаточности, ВУИ). Соматический анамнез каждой третьей девочки был отягощен частыми ОРВИ, хроническим тонзиллитом, ангинами, различными проявлениями ППЦНС. Отягощенный наследственный анамнез имелся у 72 % обследованных пациенток (сахарный диабет, ожирение, гипертоническая болезнь, инсульты, инфаркты - у кровных родственников). При осмотре все девочки предъявляли жалобы на эмоциональную лабильность, раздражительность, вялость, апатию, снижение памяти, периодические головные боли. Объективно у 100 % обследованных девочек выявлялась избыточная масса тела и неравномерное развитие подкожно-жировой клетчатки в виде абдоминального ожирения. Средний возраст начала прибавки массы тела составлял 7 лет. Высокорослость по сравнению с возрастными нормами имела место у 42 % пациенток. Средний вес составил 82,9 кг, при этом ожирение 1 степени регистрировалось у 29 %, ожирение 2 степени - у 28 %, ожирение 3 степени - у 43 % девочек. При осмотре кожных покровов обращали на себя внимание аcnevulgaris у 43 %, фолликулиты - у 30 %, гирсутизм - у 14 %, гиперпигментация в местах трения одежды - у 43 % девочек, стрии в 100% случаев. Практически у каждой второй девочки выявлялось НМЦ в виде дисменореи (57%), гипоменструального синдрома (43%), МКПП (14%). Преждевременное половое развитие было выявлено только у 14 % девочек. Средний возраст менархе составил 10,4 лет. Транзиторная артериальная гипертензия была зарегистрирована у 70 % обследованных.
Полное лабораторное и инструментальное обследование, к сожалению, не прошла ни одна пациентка, что связано со спецификой обследования в отделениях различного профиля. При гормональном обследовании у каждой второй пациентки были выявлены отклонения от нормы (↑ пролактина, ↑ ТТГ, ↑ АКТГ, ЛГ/ФСГ ≥2, ↑Т). Липидограмма была исследована у 70 % девочек, при этом у большинства регистрировались дислипидемия, ↑ЛПОНП, снижение ЛПВП, ↑холестерина. Нарушение толерантности к глюкозе выявлялось у каждой третьей девочки. Рентгенография черепа проводилась у 43 % обследуемых, из них у большинства были обнаружены косвенные признаки внутричерепной гипертензии. УЗИ щитовидной железы проводилось у 50 % девочек, при этом у половины были выявлены отклонения от нормы в размерах и структуре железы. УЗИ органов брюшной полости выявило отклонения от нормы в 100% случаев проводимого обследования (диффузные изменения поджелудочной железы, гепатомегалия, деформация желчного пузыря). Более чем у половины девочек при проведении УЗИ почек также выявлялись различные изменения (чаще микроуролитиаз). При проведении УЗИ органов малого таза у 20 % девочек обнаружено кистозное изменение яичников. У 40 % девочек, осмотренных офтальмологом, была выявлена ангиопатия сетчатки. У всех девочек с ГСПП проводилось симптоматическое лечение. Терапию препаратами группы бигуанидов с целью коррекции инсулинорезистентности получали 29 % пациенток. В 20 % случаев для регуляции менструальной функции по рекомендации гинеколога назначались гестагены с 16 по 25 день менструального цикла.
Выводы: 1) Абсолютное большинство пациенток с ГСПП имели отягощенный перинатальный и наследственный анамнез. 2) У большинства девочек с ГСПП в возрасте до 17 лет отмечена сочетанная соматическая патология. 3) ГСПП является серьезной междисциплинарной проблемой, требующей участия в обследовании и лечении специалистов разных профилей (в первую очередь эндокринолога, невролога) для составления долговременного плана ведения пациенток с данной патологией.
4) Необходимо разрабатывать новые подходы к ведению таких пациенток, ведущим из которых должна быть борьба с избыточной массой тела, развитие мотивации к рациональному питанию, профессиональная психотерапия.