Впервые Средние века как особый тип культуры стали рассматривать гуманисты эпохи Возрождения, когда историк искусства Джорджо Вазари впервые выдвинул идею о том, что между античной культурой и культурой возрождения лежит период темных, средних веков.
Оценка Вазари предопределила ценностное отношение к средневековой культуре как промежуточной на долгое время вплоть до эпохи Просвещения, когда было подчеркнуто, что средние века явились темным периодом в истории европейской культуры в силу своей религиозности, во-первых, и в силу феодальных земельных отношений, во-вторых.
Г.В.Ф. Гегель впервые реабилитировал средневековье, выдвинув идею о том, что в основании средневековой культуры лежит особое состояние субъективного духа, которое характеризуется христианской религиозностью, иерархичностью и символизмом, и особое состояние объективного духа, которое в экономике порождает отношения земельной зависимости. Поэтому Средневековье не промежуточный и темный этап в развитии культуры Западной Европы, а самостоятельный, продуктивный и закономерный период.
Период Средневековья охватывает промежуток времени с V по XV вв. н. э. В Западной Европе средневековье совпало с падением римской империи и явило собой качественно новый тип культуры. Основными факторами, повлиявшими на формирование Средневековья, стали, с одной стороны, распространение христианского вероучения, приведшее к переходу от античного способа познания к монотеизму. С другой стороны – активное влияние варварской культуры и смешение ее с народной римской культурой, то привело к формированию новых социо-экономических отношений, основанных на землевладении и землепользовании – феодализму.
В результате сложился «уникальный в своей целостности и многообразный в своем единстве» (А.Я. Гуревич) тип культуры. Типологическое единство средневековой культуры на всем европейском географическом пространстве определялось такими отличительными особенностями, как религиозно-христианская духовность, корпоративность, традиционализм и символизм, иерархизм и универсализм. Многообразие средневековой культуры заключается в тех сословных, региональных и хронологических особенностях, в которых проявлялись данные отличительные черты. Все это привело к тому, что культурная картина мира западно-европейского Средневековья является многосоставной и многоуровневой. Мы предлагаем рассмотреть средневековую картину мира в двух аспектах: ценностном и сословно-структурном.
Начнем рассмотрение культуры средних веков с ценностного аспекта. Аксиологической доминантной Средневековья явилась христианская религиозность, зародившаяся на территории Римской империи в I–II в. н. э. Доминирование христианского мировоззрения в Средние века объясняется тем, что молодые варварские народы более охотно принимали христианскую веру, чем образованные римляне, а также тем, что люмпинизированное население бывшей римской империи в ранние средние века (V–VII вв.) также находило утешение в христианских заповедях скорее, чем в домовых богах Рима (ларрах).
Исследуя феодализм средних веков как экономический фундамент культурной жизни средневекового общества, французские историки Люсьен Февр и Жорж Дюби открыли такую отличительную черту ценностных представлений средневекового человека о мире, как корпоративность.
Л. Февр отмечает, что средневековый человек – это, прежде всего, член коллектива, представитель своего профессионального объединения, равных по статусу и профессии, и свободных тружеников. Корпорация – это практически единственный тип социального института средневековья, в котором доминируют не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения. Человек средних веков не мыслит себя существующим отдельно от своей социальной среды, тех мировоззренческих и поведенческих установок, которые формируются внутри корпоративной среды. Связано это, прежде всего, с узкой специализацией профессиональной деятельности внутри корпорации, с особенностями хозяйственно-экономических и социальных функций средневековых корпораций. Корпорация является для средневекового человека условием социализации – выживания, средством защиты, институтом суда, регулятором семейно-брачных отношений.
Но наряду с христианской религиозностью и корпоративностью другой ценностной доминантой средних веков был традиционализм – ориентация на старину и следование некогда принятым образцам. Традиционализм средневековой культуры проявлялся в экономической сфере: в постоянстве способов обработки земли, в сохранении ручного производства, неизменности системы питания. В богословии традиционализм был способом существования догматики, когда одни и те же положения принимались как абсолютно истинные и неизменные, доступные только лишь толкованию и комментированию.
Традиционализм образа жизни объяснялся привязанностью средневекового человека к обжитым местам. Земельная зависимость крестьянина привязывала его к той земле, которую он обрабатывал на всю жизнь. Точно также жизнь монаха ограничивалась стенами его обители, так как он принимал обет послушания и не мог самовольно покинуть монастырь иначе как переводом по службе или будучи изгнанным из монастыря за провинности. Жизнь ремесленника замыкалась стенами города, в котором он проживал, и улицей или кварталом, где жили и работали работники его цеха. Даже сеньор организовывал жизнь по единожды установленному образцу в пределах стен своего замка.
Следующей ценностной доминантой средневековой культуры является символизм, о чем на рубеже XIX и XX вв. писал П.М. Бицилли. Символизм состоит в том, что всякий предмет земного мира понимается как символ высочайшего, предельного и совершенного Божества (источника всех реальностей и всех символов), каждый предмет реальности имеет отпечаток Божества и служит (лат. – militat, ministrat) Богу. Символизм является отличительной чертой мышления средневекового человека: во всем он видит особое значение, таинственный смысл. Символизм пронизывает все уровни представлений средневекового человека о мире. Мы можем выделить религиозный символизм, когда весь земной мир выступает символом мира божественного; онтологический символизм, когда мир в его целостности являет собой величайшее множество; социальный символизм, когда все средневековое общество рисуется современникам в виде пирамиды из «трудящихся, воюющих и молящихся»;
Следующая ценностная доминанта средневековой культуры состоит в иерархизме всех культурных явлений и процессов. Все в этом мире является результатом Божественной воли и божественного творения, поэтому все сущее подчиняется законам Божьим и служит Божеству. По иерархическому принципу упорядочены все вещи и стихии в зависимости от степени их близости к Богу.
Наиболее важным для средневековой культуры являлся вопрос о соотношении различных иерархий и, прежде всего, о соотношении иерархии небесной (Божественной), церковной и светской.
Наконец, завершает набор доминирующих ценностей культурной картины мира Средних веков такая ценность, как универсальность. Средневековая культура стремилась к универсальности объяснительных принципов всего сущего и познанию универсального закона бытия – Закона Божьего.