Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности духовной культуры Древнего Египта




Духовная культура Древнего Египта определяется целым набором черт, это: развитые заупокойные представления, солярный культ и культ обожествленного правителя, специфические черты искусства, иероглифическое письмо. Появление в социальной иерархии слоя жрецов, выполняющих не только культовые, но и административно-управленческие функции, обусловило сложное сплетение архаичных элементов, сохраняющихся в древнеегипетской культуре, со зрелым мировосприятием, характерным для развитой письменной традиции. Значение «профессионального» жречества и храмов в духовной жизни Египта выходило за рамки собственно религиозной сферы. С храмами были связаны игравшие важную роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», – что-то вроде библиотеки, архива и «научно-исследовательского института», где составлялись религиозно-магические, медицинские и иные тексты. Священное иероглифическое письмо почиталось как «слово бога». Создателем письменности, покровителем писцов, лекарей и магов считался бог Тот, с помощью заклинаний он мог даровать жизнь богам и людям. При появлении ирригационного земледелия древнейший мифологический пласт соединился с более поздним смысловым комплексом, столь характерным для аграрных культур – земля, солнце, вода. Египтяне называли свою страну Та Кемет (Кемт) – Черная земля, в противовес красной – неплодной земле пустыни. Но центральным объектом египетской мифологии являлась не великая река (Хапи), как можно было бы ожидать, а солнце. С солнцем связаны боги Хор и Амон. Рассветное солнце являлось как Хапри, достигшее зенита – Ра, закатное – Атум. Образы Ра и Амона сливаются в главное божество Египта – Амон-Ра. Солнце пронизало весь мир, все уровни египетского «космоса», персонифицирующие его существа маркируют все три уровня мифической вселенной. Смысловой комплекс плодородия дополняется умирающим и воскресающим богом, функция которого также хорошо известна народам Междуречья. Усирт, или Осирис, как его называли древние греки, – бог ежегодно умирающей и воскресающей растительности, являлся также царем загробного мира и судьёй над умершими. Универсальным символом Древнего Египта издавна считались пирамиды – величественные гробницы фараонов Древнего царства, причисленные еще в античности к семи чудесам света и доныне остающиеся одним из самых популярных архитектурных памятников. Пирамиды воплощают земное могущество фараонов и религиозные представления египтян, в которых большую роль играл заупокойный культ, обещающий бессмертие. Но содержание египетской культуры может быть не менее емко выражено мифом об Осирисе, в котором находит отражение как ее аграрная специфика, так и стремление преодолеть смерть.

Так, фараон, отождествляемый с Гором при жизни, становился Осирисом после смерти. Уже в ранних заупокойных текстах запечатлены сложные представления о человеческой душе, вернее, многочисленных духовных составляющих. Сложный погребальный культ египтян был связан со стремлением обеспечить необходимую поддержку всем, обретшим самостоятельную посмертную судьбу, душам, а также сохранить нетленным тело умершего, куда они смогли бы вернуться, что являлось главным условием воскрешения. Именно этим объясняется обычай бальзамирования.

Стремление к индивидуальному бессмертию – смысловой стержень духовной культуры Древнего Египта.

Культурная традиция Индии

Своеобразная культура древней Индии, традиции которой сохраняются до сих пор, возникла благодаря местному дравидийскому населению и пришедшим с северо-запада арийским племенам. Отечественный востоковед, академик С.Ф. Ольденбург считал основой индийской культуры три элемента – деревню, варну и санскрит. Появление городов, ставших торговыми и административными центрами, стимулировало возникновение первых государств, но фундамент хозяйственной жизни Индии на протяжении многих веков составляла живучая, неуничтожимая во всех социальных и природных катаклизмах, деревня, снова и снова воспроизводящая традиционный уклад жизни. В социальном устройстве Индии уже в древнейшие времена выделяются четыре слоя, называемые варнами. Это – брахманы – жрецы, занимающие верхнюю ступень сословной иерархии, кшатрии – цари, воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги. В последствии на этой основе появляются многочисленные касты, характерными особенностями которых являются жестко закрепленная профессиональная деятельность и абсолютная эндогамия – заключение браков лишь внутри данной группы.

Идея метампсихоза – переселения душ, по-видимому, была общей для всех архаичных культур, но основательно утвердилась лишь в индийском мировидении, где в постоянных перерождениях усматривался единственный способ одолеть кастовые перегородки. Все живое представлялось связаным единой цепью переходов, и потому вершины социальной иерархии можно было достичь посредством будущих воплощений. Эта возможность не только выражала идею воздаяния, но и предполагала духовное совершенствование. Высокий статус жрецов не наделял их несметным богатством или социальной властью, их могущество проявлялось в другом – они осуществляли связь людей и богов посредством ритуала и слова. Боги, к которым взывали брахманы, не имели строгой иерархии, они персонифицировали силы природы и, порою одновременно, элементы социального порядка, покровительствовали тем или иным человеческим занятиям – Индра – бог грозы и войны, Агни – бог огня и домашнего очага, Ваю – бог ветра, Сома – священного опъяняющего напитка. Религиозные представления индоариев, выраженные в священных текстах – Ведах, называют ведизмом или брахманизмом, по той важной роли, которую в религиозном культе играли жрецы – брахманы. Само слово «веда» означает «знание». Веды – это, прежде всего, четыре самхиты («сборника»): Ригведа – книга гимнов, Яджурведа – книга жертвенных формул, Самаведа – книга песнопений и Атхарваведа – книга заклинаний и заговоров. Ведические гимны сохранили свойственное мифическому сознанию переживание тождества мира – макрочеловека и человека – микрокосма. Антропоморфная вселенная рисуется мифом о великане Пуруше, из частей тела которого возникают соответствующие элементы мира. Наряду с этим выявляются и более сложные взаимосвязи и взаимодействия, определяющие миропорядок, например, рита – некий универсальный космический ритм, строй, которому следуют все элементы мира. Рита определяет все, даже самое себя. Управляющая вселенной и ритуалом, она может пониматься не только как упорядоченность всего, но и истина. В Упанишадах разрабатывается учение о Брахмане и Атмане, как первооснове всего сущего. Брахман – это абсолютное начало мира, порождая Вселенную, он пронизает ее и управляет ею – «Брахман – Атман внутри всего». Атман – начало, обеспечивающее жизнь человека, соответствует Брахману на уровне микрокосма. Формула «Ты есть то», раскрываемая в Упанишадах, напоминает человеку о единстве внутреннего и внешнего – Атмана и Брахмана. Таким образом, Брахман и Атман образуют некое тождество и определяют собой существование всей – и объективной, и духовной реальности.

Главным понятием индийского культурного мира, сохраняющимся во всех религиозных системах, я – это представление о связанности всего живого бесконечными переходами из одного телесного состояния в другое. Круговорот рождений и смертей, цепь перерождений образует колесо сансары. Сансара (что буквально означает странствование) – «круговорот бытия», в который входят и животные, и духи, и люди, и боги. Переход из одной телесной оболочки в другую осуществляется в соответствии с законом кармы. Карма (действие, обязанность) – совокупность поступков, совершенных живым существом, определяющая форму его последующего воплощения. В ведизме и возникшем позже индуизме карма зависит прежде всего от соблюдения дхармы. Дхарма (закон, правило, добродетель) – совокупность гражданских и культурных требований, вмененных людям в соответствии с их кастовой принадлежностью. В Упанишадах такая конечная цель трактуется как слияние с Брахманом. Близка к этому и концепция нирваны в буддизме. Нирвана (угасание) – освобождение от уз сансары, прекращение перерождений, абсолютный покой.

Буддизм возник в VI в. до н. э. и достиг расцвета в III в. до н. э. при царе Ашоке. Его основателем считается Гаутама Шакья-Муни (отшельник из рода Шакья), получивший при рождении имя Сиддхартха и ставший одним из Будд – т. е. «просветленным». Сиддхартха Гаутама родился в семье кшатриев, но познав «четыре благородные истины», он стал Буддой – просветленным высшим знанием. В буддийском каноне, записанном на языке пали, «четыре благородные истины» выражены так: «Затем, о биккху, (нищие, т. е. буддийские монахи) существует дуккха (неудовлетворенность, страдание) – воистину так. Рождение, разложение, болезнь и смерть являются дуккхой, соприкосновение с неприятным есть дуккха, разлучение с приятным есть дуккха, неполучение желаемого есть дуккхаЗатем, о биккху, существует причина дуккхи – воистину так. Это желание, которое ведет к возрождению, сопровождаемое страстной привязанностью к чувственным наслаждениям в этой и той жизни. Это – желание чувственных наслаждений, желание существования, желание несуществования. Затем, о биккху, существует прекращение дуккхи – воистину так. Это полное отделение и разрушение желаний, отречение, отказ, освобождение от них, непривязанность к ним. Затем, о биккху, существует путь прекращения дуккхи – воистину так. Это благородный восмеричный путь, а именно – правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильный поступок, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная мысль, правильная сосредоточенность». Каноническим текстом буддизма является Типитака – три корзины, представляющая собой запись передававшихся ранее изустно изречений и проповедей Будды (сутры), а также поучительных притч о его прошлых рождениях (джатаки). Материальный мир только кажимость, это Махамайя – великая иллюзия. Движение к освобождению связано с осознанием иллюзорности видимого мира, восьмиричный путь представляет собой медитативную практику, позволяющую достичь этого. Важными понятиями буддийской этики являются ахимса – непричинение зла живым существам, сантана – любовь ко всему живому и готовность к самопожертвованию (сама жизнь может рассматриваться как жертва). Развиваясь и распространяясь, буддизм оформился в несколько направлений: хинаяну, махаяну и ваджраяну. Хинаяна (малая колесница или узкий путь) – наиболее близкий к аутентичному учению Будды «философский» буддизм. Тезис о том, что буддизм – это религия без бога, в большей мере относится именно к хинаяне. Здесь особо важен единственный путь к освобождению, коим является монашество. Махаяна (большая колесница или широкий путь) открывает дорогу к спасению и для мирян. Еще одна форма буддизма – ваджраяна (алмазная колесница) или, как ее иногда называют, тантраяна – буддийский тантризм. Это наименее освещенная в религиоведческой литературе и соответственно наиболее мистифицированная версия буддизма. Это объясняется отчасти тем, что ваджраяна предполагает изощренную медитативную технику, изменяющую сознание, и служащие той же цели эротические обряды и ритуалы.

В I-ом тыс. н. э. на основе ведизма, потесненного было «демократичным» буддизмом, складывается индуизм, представляющий собою сложный комплекс религиозных и философских воззрений, обрядов и предписаний, регламентирующих человеческую жизнь от рождения до смерти. Восприняв основные идеи ведизма, как-то: представления о сансаре, карме и дхарме как кастовом долге, он сохраняет священный статус Вед. Веды разделяют свой авторитет с пуранами – собственно индуистскиеми текстами. Хотя индуизм называют религией тысячи божеств, центральное место занимает триада богов – Тримурти, понимаемая как триипостасность единого и безличного космического духовного начала. Это триединство составляют: Брахма – создатель мира, Шива – разрушитель и Вишну – хранитель мира.

Жизнь индийца подчинялась четырем, четко сформулированым, целям, это – дхарма – выполнение кастового долга, мокша – выход из цепи перерождений, артха – накопление и надлежащее использование материальных благ, кама – получение чувственных удовольствий.

Древнеиндийская культура оказала большое влияние на сопредельные страны юго-восточной Азии и дальневосточный регион в целом, прежде всего благодаря распространению буддизма. Древнее наследие сохраняется в живой ткани современной индийской культуры и входит неотъемлемой частью в мировую культуру в целом. Все религиозные учения, возникшие в Индии объединяет понимание жизни как бесконечной цепи перерождений (сансары), это приводит к характерному для индийской культурной традиции отсутствию ярко выраженного антропоцентризма и дуализма души и тела.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2656 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.