Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общая характеристика теорий происхождения государства




ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Власть – это социальное отношение, в котором одна сторона (человек или разные формы объединения людей) навязывает свою волю, подчиняет своей воле другую сторону, определяет программу её поведения.

В трактовке понятия «власть» возможны различные подходы. Она может рассматриваться: по сферам общественной жизни (экономической, политической, культурной), по субъекту власти (народная, партийная, классовая, государственная, родительская и т.п.), по применяемым средствам (господство, насилие, авторитет, убеждение) и по другим основаниям.

Для каждого общества характерны определенная система подчинения между людьми (власть) и регулирование их поведения с помощью общих правил (социальных норм). Отличительной чертой власти и социальных норм первобытного общества является то, что они выражали и обеспечивали единство сообщества людей, обусловленное суровой экономической необходимостью. Орудия труда были примитивны, производительность труда низкая, и для людей не было иного выхода, как жить сообща – группами, родами, племенами, сообща иметь и использовать средства производства. Это влекло за собой необходимость общественной собственности на средства производства и распределение продуктов труда на началах равенства.

Общественная власть первобытного общества характеризовалась рядом черт.

Во-первых, основой социальной организации был род (родовая община) – объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве самостоятельной хозяйственной единицы. Роды объединялись в племена или союзы племен.

Во-вторых, общественная власть строилась на началах первобытной демократии, общественного самоуправления и опиралась на авторитет, уважение, традиции. Органами власти выступали родовые собрания, т.е. собрания всех взрослых членов рода и старейшины. Некоторые функции власти выполняли военачальники. Общими делами племени руководил совет, образуемый из старейшин и военачальников родов.

В-третьих, общественная власть была единой, так как роду была свойственна взаимопомощь; внутри родовой организации не было групп с противоположными интересами, и, поэтому все вопросы решались сравнительно легко, без конфликтов.

Правилами поведения людей в первобытном обществе были обычаи – исторически сложившиеся нормы поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения и т. д. Одновременно это были и нормы организации общественной жизни, и нормы первобытной морали, и нормы религии, связанные с отправлением обрядов, ритуалов, и нормы права. В науке было предложено именовать такой вид социальных норм – «мононормами» - т.е. едиными, не расчлененными на отдельные виды социальных норм, нормами.

Для социальных норм первобытного общества характерно то, что они были продиктованы экономической необходимостью, выражали интересы всех членов первобытного общества, существовали в сознании и поведении людей, не предусматривали четкого деления на права и обязанности, их исполнение обеспечивалось привычкой.

 

 

Общая характеристика теорий происхождения государства

Вопрос о государстве, его происхождении, назначении, наилучшем устройстве волновал многих мыслителей прошлого и настоящего времени. Их суждения по этому поводу могут быть сведены в несколько теорий происхождения государства. Разнообразие взглядов по этой проблеме объясняется не только развитием научных представлений, но и многообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.

Одним из самых давних объяснений возникновения государства является теологическая теория, т.е. теория божественного происхождения. Наибольшее распространение она получила в средние века, а самыми известными её апологетами являются христианские богословы Августин Блаженный (IV-V в.) и Фома Аквинский (ХIII в.).

Не менее древней является патриархальная теория, автором которой признается великий древнегреческий мыслитель Аристотель /IУ в. до н.э./ По этой теории государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи, патриарха) постепенно перерастает во власть монарха.

Иное объяснение причине возникновения государства дается с точки зрения договорной теории (ХУII - ХУIII века). Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу - путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же установленной государственной власти. Такой подход исповедовали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский мыслитель Жан-Жак Руссо.

Идейные истоки теории насилия зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания одних народов другими. Более развернутое научное обоснование эта теория получает в ХIХ в. в работах немецкого философа Евгения Дюринга и австрийского государствоведа Людвига Гумпловича.

Сторонники психологической теории (ХIХ в.) российский юрист Лев Петражицкий и др. при объяснении происхождения государства исходили из особенностей человеческой психики, в частности потребности людей, жить в рамках организованного сообщества, необходимости коллективного взаимодействия, потребности подчиняться кому-либо.

Одной из наиболее разработанных теорий происхождения государства является классовая (материалистическая) теория. Эта теория изложена в работе Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В ней показано, что человечество прошло в своем развитии длительный путь до возникновения государства. Первобытное общество, в котором не было ни государства, ни права прошло три стадии – дикость, варварство и цивилизацию, различающихся главным образом степенью развития производительных сил. По мере развития и совершенствования орудий труда произошли три крупных общественных разделения труда: отделение земледелия от скотоводства; ремесла от земледелия; выделение торговли в самостоятельную сферу экономики. В результате чего стали появляться излишки продуктов труда, которые присваивались отдельными, наиболее знатными и могущественными членами рода, что привело к появлению частной собственности, имущественному расслоению людей и, в конечном счете, расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. В связи с этим с одной стороны возникает необходимость, а с другой - экономические предпосылки, возможность содержать специальные группы людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений частной собственности и интересов собственников. Таким образом, происходит постепенное превращение общественной власти, которой располагали вожди, старейшины, военачальники, а также носители культовой власти в первобытном обществе, в публично-политическую, т.е. государственную власть. Происходит постепенное перерастание институтов родовой общины в институты принципиально новой социальной организации - государства.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2335 - | 2134 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.