Жизнь людей обусловлена действием различных законов, правил, которые можно подразделить на объективные и субъективные.
К объективным относятся такие законы, которые существуют независимо от воли и сознания людей. Это законы математики, физики, химии, других точных и естественных наук. Напр., физические законы воздействуют на человека как на физический объект, обладающий физическими параметрами (массой тела и др. физическими характеристиками). Человек не может изменить или отменить такие законы. Он лишь может использовать их познание в своих нуждах, соотносить свое поведение с их действием.
Субъективными же являются такие законы, существование которых, хотя и обусловлено различными социальными факторами, но, в конечном счете, созданы самими людьми, т.е. зависят от их воли и сознания. Они воздействуют на человека как на социальное существо. Такие законы принято называть социальными нормами (от лат. norma – правило), поскольку они являются важнейшим средством организации общественных отношений.
Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение человека и отношения между людьми, средство обеспечения упорядоченности общественных отношений.
Социальные нормы в зависимости от их содержания, субъекта установления и средств охраны от нарушений и др. обстоятельств принято подразделять на несколько видов. Как правило, выделяют следующие виды социальных норм: обычаи и традиции, нормы морали, нормы права, корпоративные нормы (нормы объединений граждан), религиозные нормы, эстетические нормы и др.
Обычаи и традиции – правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью людей.
Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии со сложившимися представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и т.п. и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
Нормы права – устанавливаемые и охраняемые государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения и охраняют важнейшие социальные ценности.
Корпоративные нормы (нормы объединений граждан) – правила поведения, которые устанавливаются теми или иными объединениями граждан (общественными организациями, политическими партиями и др.) для регулирования общественных отношений внутри этих объединений, между их членами. Они закрепляются в уставах и других нормативных документах этих объединений.
Религиозные нормы – установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики правила поведения в области вероисповедования и обеспечиваемые авторитетом и воздействием религиозной организации и лиц, исповедующих данную религию.
Эстетические нормы – правила поведения людей в связи с их представлениями о прекрасном.
Основное назначение социальных норм состоит в регулировании поведения человека и отношений между людьми.
Понятие и признаки права
Право как и государство является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.
Существуют различные подходы к определению понятия «право». В учебной литературе обычно используется так называемый нормативный подход, суть которого состоит в том, что право рассматривается как система всех действующих в государстве правовых норм, т.е. всех правил поведения установленных всеми компетентными органами государства (от парламента и президента до местных органов государственной власти).
Право – система общеобязательных, формально-определенных, установленных либо санкционированных и гарантированных государством правил поведения.
Из этого определения вытекают следующие признаки права: общеобязательность, формальная определенность, нормативность, системность.
Общеобязательность права заключается в том, что содержащиеся в нем правила поведения обязательно должны соблюдаться теми субъектами, к которым они обращены. Если же субъекты конкретных отношений не соблюдают эти правила, то они должны быть привлечены компетентными органами государства к юридической ответственности. В этом проявляется также и гарантированность (обеспечение и охрана) со стороны государства выполнения правовых предписаний.
Формальная определенность права состоит в том, что, во-первых, правила поведения содержащиеся в праве, как правило, имеют внешнюю форму своего выражения и закрепляются в законах, указах, постановлениях, других нормативных актах, нормативных договорах и иных источниках права.
Нормативность права выражается в том, что оно состоит из правил поведения общего характера. Они содержат не разовые предписания, относящиеся к какому-либо конкретному субъекту, а обращены к субъектам, обозначенным теми или иными родовыми признаками, напр., к гражданам Украины, к военнослужащим, к пенсионерам, к предприятиям, к органам местного самоуправления и т.д. и их действие не исчерпывается однократным применением, а осуществляется вплоть до их отмены или изменения.
Системность права проявляется в том, что образующие его нормы тесно взаимосвязаны друг с другом, действуют в единстве, взаимодополняя и взаимообусловливая друг друга.
Кроме того, необходимо помнить, что нормы права – это правила поведения, исходящие от государства (его органов и должностных лиц), которые приняты ими в установленном порядке и в пределах их компетенции (т.е. в рамках тех правомочий, которые закреплены за данным органом или должностным лицом).
Еще одним подходом в определении понятия «право» является так называемый социологический подход, суть которого состоит в том, что право существует в обществе независимо от государства. Нормотворческие органы государства, познавая основы общественных отношений как бы «отыскивают» в их совокупности нормы права, закрепляя их в законах и иных источниках.
Указанные подходы в определении понятия «права» обусловливают и различные точки зрения в решении вопроса о происхождении права. В рамках нормативного подхода очевидна неразрывная связь государства и права. Отсюда исходит утверждение, что право произошло одновременно с возникновением государства. Социологический подход фактически отделяет право от государства. В связи с этим имеет место утверждение, что право возникло задолго до появления государства.