Устав ООН (ст. 52) допускает существование «региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий», оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мирное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право использовать такие организации для принудительных действий под его руководством.
Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.
Для признания организации региональной необходимо:
1) пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;
2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.
Именно таковы СНГ, Совет Европы, Европейский союз, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, ОАЕ, ОАГ, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела ОВД, существовавшая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевропейские государства. В последние годы созданы такие региональные организации с участием Российской Федерации, как Евразийское экономическое со-
Глава 14. Право международных организаций
общество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества; в рамках СНГ начала действовать Организация Договора коллективной безопасности.
Одна из особенностей ОБСЕ, которой предшествовало СБСЕ, — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали США и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе среднеазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разрушает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.
Противоречивыми, с позиций регионального регулирования, являются черты Организации Североатлантического договора (НАТО). Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил государства как Северной Америки (США, Канада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Норвегия и др., позднее — ФРГ, Испания), а затем и Юго-Восточной Европы (Греция, а также Турция, большая часть территории которой находится в Азии). Применительно к первоначально намеченному региональному принципу обеспечения безопасности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие государства Европы (например, территорию бывшей Югославии) и район Ближнего Востока. Такие действия — и прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью — противоречат принципам регионализма.
Российская Федерация, возражая против планов расширения НАТО за счет включения стран Восточной Европы (на первой стадии Польши, Чехии и Венгрии), а в перспективе стран Балтии и ряда других стран, не отвергает возможности координации взаимных отношений в интересах поддержания мира и стабильности в Европе.
Позитивную роль в обеспечении координации стран — членов НАТО и не входящих в этот блок государств могут сыграть Совет евроатлантического партнерства и совместная программа «Партнерство во имя мира».
§ 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
26 мая 1997 г. в Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора, определяющий механизм консультаций, а также совместного принятия решений и совместных действий. Создан Совместный постоянный совет Россия—НАТО.
Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием и перспективами ОБСЕ. С позиций международного права недопустимы как противопоставление этих объединений, так и особенно попытки обеспечить НАТО доминирующую роль со ссылками на многолетние традиции и большую эффективность. Имея в виду, что основа ОБСЕ — это все без исключения государства Европы и что в документах ОБСЕ определены четкие ориентиры его общеевропейской деятельности, целесообразна активизация ОБСЕ как главного межгосударственного механизма безопасности и сотрудничества в Европе с одновременными усилиями по совершенствованию НАТО как инструмента содействия ОБСЕ.