Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этика или практическая философия Канта




Предшествующая философия искала основу морали вне человека, в природе или в Боге. Кант считал, что основа морали лежит в самом человеке. Как существо, одновременно принадлежащее двум мирам – миру природы и интеллигибельному миру, человек в своем поведении руководствуется идеей свободы.

Идея свободы составляет, по Канту, основу человеческой нравственности, очерчивает границу человеческого в человеке.

Свобода человека – это способность полагать собственную волю в качестве причины поступка (действия).

Идея свободы реализуется в форме автономии, или самозаконодательства, которое является не только правом человека, но и его обязанностью.

Нравственность как система принципов (правил) лежит в основе всех действий разумных существ, как закон природы – в основе всех ее явлений.

Практический разум – это разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.

Взгляд Канта на человека как на двойственное существо, причастное двум различным мирам – явлений и «вещам в себе», приводит к этическому «расщеплению» человека и сферы его поведения:

– В ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде, организованной самим человеком. Это мир явлений.

– В более отдаленной, опосредованной среде.

Главным из всех устремлений человека является счастье. Быть счастливым – это необходимое желание каждого разумного существа, определяющее основание его способности желания.

Индивидуальные желания делятся, по Канту, на эгоистические ( стремление к приятному – учет только индивидуальных интересов); и направленные на общее благо (главный ориентир: разумность желания – способствовать счастью других – учет интересов других).

Все требования нравственности формулируются словом «должен». Именно такие законы, которые выражены через долженствование, называются императивами (от латинского – повелительный):

– «гипотетический» – его исполнение связывается с наличием определенных условий;

– «категорический» – обязателен при всех условиях и, значит, имеет силу независимо от каких бы то ни было условий.

Кантом были сформулированы три определения категорического императива:

• Поступай только согласно такой максиме (своему желанию), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (желание всех людей).

• Поступай так, чтобы ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

• Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Согласно Канту, идея свободы является не только теоретической, но и практической. Она движет поведением человека, задавая высшее ограничивающее условие его действий: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Это практическое правило, оно опирается на принцип человечества, в соответствии с которым всякое разумное существо есть цель сама по себе,
т. е. высшая и конечная цель.

Кантовская этика есть учение об истоках и границах человеческого начала в человеке. Началом человеческого является открывающаяся разуму идея свободы.

В своем развертывании в виде системы принципов и норм морали идея свободы, говорит Кант, расширяется до идеи Бога.

Моральное поведение человека, опирающегося на категорический императив и следующего доброй воле, есть практическое доказательство бытия Бога.

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ

• Кант называет критическим или «трансцендентальным» всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познавания предметов.

• Процесс человеческого познания начинается с опыта, но ощущения не дают нам достоверного знания. Чувственность дает содержание, а рассудок форму знания. Это знание носит разрозненный, относительно всеобщий характер.

• Разум стремится систематизировать познание, связать знания в единство. Только он указывает путь движения познающего рассудка.

• Кант утверждает господство практического разума над теоретическим. Несомненное первенство по значению для человека должны занимать вопросы моральности поведения. Именно такие законы – императивы, которые выражены через долженствование лежат в основе поведения человека. Следование им обеспечивает устойчивость и благополучие всего общества и каждого конкретного человека.

Литература

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1985.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. М., 1989.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 900 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2328 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.