Предшествующая философия искала основу морали вне человека, в природе или в Боге. Кант считал, что основа морали лежит в самом человеке. Как существо, одновременно принадлежащее двум мирам – миру природы и интеллигибельному миру, человек в своем поведении руководствуется идеей свободы.
Идея свободы составляет, по Канту, основу человеческой нравственности, очерчивает границу человеческого в человеке.
Свобода человека – это способность полагать собственную волю в качестве причины поступка (действия).
Идея свободы реализуется в форме автономии, или самозаконодательства, которое является не только правом человека, но и его обязанностью.
Нравственность как система принципов (правил) лежит в основе всех действий разумных существ, как закон природы – в основе всех ее явлений.
Практический разум – это разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.
Взгляд Канта на человека как на двойственное существо, причастное двум различным мирам – явлений и «вещам в себе», приводит к этическому «расщеплению» человека и сферы его поведения:
– В ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде, организованной самим человеком. Это мир явлений.
– В более отдаленной, опосредованной среде.
Главным из всех устремлений человека является счастье. Быть счастливым – это необходимое желание каждого разумного существа, определяющее основание его способности желания.
Индивидуальные желания делятся, по Канту, на эгоистические ( стремление к приятному – учет только индивидуальных интересов); и направленные на общее благо (главный ориентир: разумность желания – способствовать счастью других – учет интересов других).
Все требования нравственности формулируются словом «должен». Именно такие законы, которые выражены через долженствование, называются императивами (от латинского – повелительный):
– «гипотетический» – его исполнение связывается с наличием определенных условий;
– «категорический» – обязателен при всех условиях и, значит, имеет силу независимо от каких бы то ни было условий.
Кантом были сформулированы три определения категорического императива:
• Поступай только согласно такой максиме (своему желанию), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (желание всех людей).
• Поступай так, чтобы ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
• Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Согласно Канту, идея свободы является не только теоретической, но и практической. Она движет поведением человека, задавая высшее ограничивающее условие его действий: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Это практическое правило, оно опирается на принцип человечества, в соответствии с которым всякое разумное существо есть цель сама по себе,
т. е. высшая и конечная цель.
Кантовская этика есть учение об истоках и границах человеческого начала в человеке. Началом человеческого является открывающаяся разуму идея свободы.
В своем развертывании в виде системы принципов и норм морали идея свободы, говорит Кант, расширяется до идеи Бога.
Моральное поведение человека, опирающегося на категорический императив и следующего доброй воле, есть практическое доказательство бытия Бога.
ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ
• Кант называет критическим или «трансцендентальным» всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познавания предметов.
• Процесс человеческого познания начинается с опыта, но ощущения не дают нам достоверного знания. Чувственность дает содержание, а рассудок форму знания. Это знание носит разрозненный, относительно всеобщий характер.
• Разум стремится систематизировать познание, связать знания в единство. Только он указывает путь движения познающего рассудка.
• Кант утверждает господство практического разума над теоретическим. Несомненное первенство по значению для человека должны занимать вопросы моральности поведения. Именно такие законы – императивы, которые выражены через долженствование лежат в основе поведения человека. Следование им обеспечивает устойчивость и благополучие всего общества и каждого конкретного человека.
Литература
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1985.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. М., 1989.