Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 14. Философия марксизма




Вопросы:

1. Методологические принципы марксизма.

2. Материалистическая диалектика как теория и метод познания.

3. Сущность материалистического понимания истории.

4. К. Маркс об отчужде­нии человека.

Основателями философии марксизма были Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс(1820–1895). Традиции классической философии защищал и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.

Марксизм вырос из недр немецкой классической философии. Диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм.

Материалистическая диалектика. Разрабатывая философ­ские и социальные вопросы, Маркс и Энгельс показали, что действительным всеобщим методом познания и практики мо­жет быть только материалистическая диалектика как наука о развитии. С точки зрения диалектики развитие всегда есть самодвижение, поскольку источником его являются внутренние противоречия предмета. Начальным этапом материалистической диалекти­ки Энгельс называл природу. Природный мир – не застывшее бытие, а непрерывный про­цесс возникновения и уничтожения, бесконечное переход от низшего к высшему, от простого к сложному. Субстрат, «носитель» саморазвивающейся системы взаимо­связанных, взаимодействующих явлений, сторон, граней дей­ствительности, образующих единое, органическое целое. Мир, с позиций диалектики, внутренне противоречив. Он есть вре­менной процесс, а не только развертывание в пространстве.

Диалектическое понимание природы значительно расширяет понимание сущности и природы материи и движения. Мате­рия – объективная реальность в бесконечном многообразии своих форм и проявлений. Движение – не только перемещение в про­странстве, но внутреннее свойство материи к изменению и пре­образованию. Движение, как и материя, неуничтожимо: неуничтожима внутренняя потенция саморазвития – к порождению новизны, к скачкам, к переходам в противоположность.

Значительный вклад в разработку материалистической диалектики внес Ф.Энгельс. В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.

Исторический материализм. В качестве реальной основы, базиса об­щества для Маркса выступает не сознание людей, государствен­но-политические институты, а материальная сторона жизни обще­ства, материальное производство, материальные обществен­ные отношения, которые складываются между людьми объек­тивно, независимо от их воли и сознания.

Философское мировоззрение Маркса характеризуется со­вершенно иным, чем прежде, пониманием человеческой дея­тельности. Радикальная перестройка в истолковании ее при­роды осуществляется в ходе рассмотрения вопросов о субъек­те и объекте общественного развития. Отношение человека как субъекта к природе как объекту Маркс называет трудом и считает его фундаментом всей социальной и культурно-исторической деятель­ности. Поэтому и вся история человека оценивается как порожде­ние человека трудом. В труде человек утверждает себя не как сводимое к природе существо. Природа, которая становится объектом деятельности человека в практическом или духовном плане, превращается в неорганическое тело человека. Таким образом, человек едино природой, человек есть природное существо, но сам способ этого единства приводит к его отличию от нее.

Анализ деятельности выявляет ее отдельные момен­ты, существующие с самого начала истории: производство средств, необходимых для удовлетворения жизненных потреб­ностей, порождение новых потребностей, производство других людей. Устанавливается, что производство собственной и чу­жой жизни всегда связано с определенным способом совмест­ной деятельности, с определенным общественным состоянием. Производство непосредственной жизни обеспечивает не толь­ко физическое состояние индивидов, оно одновременно функ­ционирует как определенный образ жизни. Каждый способ деятельности представляет собой ступень в человеческой исто­рии и характеризуется прежде всего специфическим отношени­ем людей к природе и друг к другу.

В ходе анализа трудового отношения в различных формах его исторической модификации устанавливается роль разделе­ния труда в качестве конструктивной основы исторического процесса. С помощью категории «разделения труда» объясня­ется природа таких социальных образований, как собственность, классы, государство, отчуждение, революция, различные состо­яния сознания, а также намечается периодизация всемирно-исторического процесса.

История человеческого общества – естественноисто­рический процесс. Законы истории объективны. В советской литературе была принята схема деления исторического процесса на общественно-экономические формации. Выделялось пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом утверждалось, что ни одна общественная формация не погиб­нет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточного простора, и новые более высо­кие производственные отношения никогда не появляются рань­ше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения философской теории, философского обоснования творческой деятельности по воплощению гуманистических принципов в жизнь.

Проблема отчуждения. В 1844 г. К. Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ – «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. В условиях частной собственности чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда: отчуждение как опредмечивание труда, самоотчуждение труда, отчуждение от рабочего его родовой человеческой сущности, отчуждение между людьми. Отчужденный труд воспроизводит зависимость человека, делая его неполным, «частичным» существом. Отсюда вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом.

Таким образом, постановка в марксизме чувственно-материальной деятельности людей в центр философских размышлений и олицетворение этой клю­чевой идеи в материалистическом понимании истории позво­лили достичь естественного единства материализма и диалек­тики. Четко «высветилось» то обстоятельство, что органичес­кое соединение диалектики и материализма возможно только на основе принципа практики как чувственно-предметной дея­тельности. Оказалось, что диалектика в своем высшем совер­шенствовании и развитии неотрывна от материализма, а ма­териализм достигает своего самого зрелого уровня в диалектике, которая тем самым полностью совпадает с учением о раз­витии бытия и познания.

Только разработка исторического материализма и на этой основе последовательное проведение принципа отражения по­зволили обнаружить, что законы диалектики общи бытию (при­роде и обществу) и мышлению. Впервые это глубоко осознал и реализовал в «Капитале» К. Маркс, где применена к одной на­уке логика, диалектика и теория познания материализма и где материалистическое понимание истории превратилось из гипо­тезы в теорию, ставшую «ядром», сущностью диалектико-материалистического метода как целостной системы.

 

Литература

Глядков В.А. Феномен марксистской философии. М., 1992.

Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. Минск, 1991.

Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994.

Скоробогацкий В.В. По ту сторону марксизма. Свердловск, 1992.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1145 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.