1. Наука Нового времени кардинально отличается от всех других способов познания мира – она дает первое и последнее слово самому предмету. То есть наука объявляется способной познать мир как он есть сам по себе.
2. Особый метод познания – эксперимент. Он отличается от простого наблюдения тем, что наблюдение больше созерцательно, а эксперимент связан с постановкой принципа или закона, который должен быть опровергнут или подтвержден. Как мы помним, метод созерцательного познания был характерен как для Античности, так и для средневековой культуры.
3. Наука доводит действительность до предметного противостояния. Это выражается в том, что, проникая в конкретные предметные области (язык, историю и др.), она пытается выяснить механизм связи между самими предметами. Таким механизмом является причинно-следственная связь, то есть признание того, что с необходимостью за каким-то действием будет следовать реакция. Эта необходимость основана на том, что все пространство мира признается однородным и пронизанным одними законами.
4. Научное познание раскрывает не единичные связи между вещами и событиями, но вечно повторяющиеся, имеющие общий характер. Наука требует воспроизведения. Уникальность – это феномен чуда. Научное знание существует на уровне законов. Закон – это необходимое, повторяющееся, общее или универсальная связь явлений. Закон – это устойчивое в изменчивом. Способность раскрывать и объяснять происходящее на уровне сущности и природно-следственных связей дает науке возможность предрассчитать события и понять схему прошлого, а значит, можно утверждать, что наука обладает предсказательной силой.
То есть, можно сделать вывод о том, что наука Нового времени объявляет себя способной познавать мир, существующий так, как он есть сам по себе, познание осуществляется с помощью эксперимента на основе причинно-следственной связи, возведенной в ранг всеобщего закона.
Необходимо рассмотреть проблемы, которые возникают в связи с этой способностью познавать мир, таким, какой он существует сам по себе. Это положение является и основной целью познания в эпоху Нового времени.
Целью познания в эпоху Нового времени является постижение природы как она есть сама по себе. Это дает основание назвать познание в Новое время – исследованием. Это означает, что оно есть открытие нового.
Познание как исследование – это всегда природа познания, оно обращено к природным фактам, к тому, что существует по собственным законам.
Но природа – это не только окружающий мир, это и внутренний мир человека. В конечном счете, человек познает мир таким, каким он ему нужен.
Эта противоречивость познавательного процесса нашла свое осмысление в следующих положениях:
* процесс объективации
* процесс субъективации
Процесс познания – это двуединый процесс объективации и субъективации, отсутствие или превалирование одного из элементов сводит процесс познания на нет.
1. Познание – это процесс субъективации, то есть окружающий мир и природа предстают в качестве приложения к человеческим замыслам.
2. Познание только тогда состоится, когда человеческие запросы находят подтверждение в виде обнаруженных свойств, качеств, закономерностей, сил самой природы. Это объективация.
Процесс познания:
замысел использование
человек запросы природа познание результат
Итак, процесс познания – это двуединый процесс субъективации и объективациии, где:
· человек познает мир таким, каким он нужен самому исследователю
· во-вторых, методами и способностями, которые напрямую зависят от самого человека, то есть это познание человеком очеловеченной реальности.
· цель объективного познания, независимого от человека, даже при ближайшем рассмотрении, терпит неудачу.
Эта противоречивость познавательного процесса проявляется и в образе знания. С одной стороны присутствует ориентация на объективность знания, которую можно достичь, отвлекаясь от всего привносимого S. То есть, в Античности определяющим являлись благо и красота, в Средневековье – ценности, в Новое время постулировалось знание, очищенное от всего ценностного, деморализованное знание.
Отметим устойчивые тенденции в становлении научного знания:
· стремление очистить знание от всего, что привносит ценностные качества.
· знание не дает простую копию познавательных объектов, но оно всегда несет в себе большой элемент творчества, вымысла, фантазии, то есть всего того, что несет в себе человеческая деятельность. Поэтому, новоевропейское знание можно назвать представлением.
· особую роль в приобретении этого знания начинают играть не внутренние, а внешние чувства, так как они связывают человека непосредственно с самой деятельностью. Они – первейшие свидетели природы. В это время главенствует эмпирическое направление, которое утверждает, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах. Дух новоевропейской культуры – рационализм. Ибо рассудочный разум является выражением активной роли человеческого субъекта.
· Новоевропейское знание – это знание рассудочного разума, который способен рассчитывать, измерять и абстрагировать, представлять мир в причинно-следственных связях.
Итак, видим, что образ науки, возникший из теорий, систематически контролируемых с помощью эксперимента, завершился актом рождения нового типа знания, понимаемого как конструкция, доступная для усовершенствования, в результате сотрудничества умов. Но появилась необходимость в специальном строгом языке, который является важным для развития и роста знания. Это математический язык, насыщенный специальными терминами, работающий со строгой научной системой в рамках причинно-следственного закона и предполагающий особое понимание истины.
Постановка проблемы истины связана с контекстом эпохи. Утрачивается онтологический смысл истины, то есть понимание истины как бытия, подлинного образа жизни (это было в средневековом христианстве и Античности).
Истина становится просто характеристикой знания, содержание которого не зависит от S, не зависит ни от человека, ни от человечества. Это значит, что в сознании новоевропейского человека (а во многом и нашего) мир и вещи с их свойствами воспроизводятся такими, каковы они есть в действительности, какими они существуют объективно, независимо от человека.
Проблема истины превращается в проблему достоверности знания. Гарантом истины оказывается сам человек, так как человек явился законодателем всех мер и даже меры того, чем является истина. Ибо, будучи признанными объективными по содержанию, истинные знания вместе с тем субъективны по форме, так как они принадлежат не внешнему миру, а человеку, являются результатом его деятельности как S познания.
Но все же, знание исследователями Нового времени провозглашалось объективным и истинным. Данное положение они основывали на том, что в основе познания они видели метод. То есть начинает работать идея общезначимости и доказуемости. Раньше, в Средние века, познание во многом зависело от боговдохновенности познающего человека – это принцип конгениальности (соответствие божественного и человеческого потенциалов).
Начиная с Нового времени, каждый становится способным повторить тот или иной эксперимент и прийти к тем же результатам. Результаты становятся независимыми от конкретного S познавательной деятельности. Для Коперника, Кеплера и Галилея новая астрономическая теория явилась не чисто математическим допущением и не просто инструментом расчетов, полезный для усовершенствования календаря, но достоверное описание действительности, полученное с помощью метода, который не выпрашивает гарантий извне (т.е. у Бога). Поэтому необходимо рассмотреть саму проблему методов познания.
Литература
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.
Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.