Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 7. Философия европейского Средневековья




Вопросы:

1. Возникновение религиозной философии в средневековой Европе.

2. Бог, человек и мир как основная проблема средневековой философии.

3. Феномен патристики. Философия Аврелия Августина.

4. Схоластика как специфическая форма философствования: главные направления и проблемы.

 

Духовная культура средних веков (V–XV вв.) была подчинена интересам и контролю христианской церкви, а философия была «служанкой богословия» и должна была защищать и обосновывать религиозные догматы о Боге и творении мира. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

Патристика. В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых Отцов и Учителей христианской церкви, которые в своих произведениях заложили основы христианской философии. Основными представителями патристики были Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин Аврелий и др.

Аврелий Августин ( 354–430) в своих работах «Исповедь» и «О граде Божьем» развил основные начала христианской религиозной философии.

Для Августина Бог – исходное и единственное начало философии (теоцентрической картины мира).Предмет социальной этики – град земной (мирское, языческое государство) и град Божий (незримое сообщество праведных людей). История представляет процесс восхождение человека и общества к моральному идеалу, необходимость нравственного самоусовершенствования человека

Божественная опека над историей, помощь Бога человеку – благодать, посылаемая избранным, обращающая их разум к истинному порядку мировых ценностей. История – процесс, в котором осуществляется божественное предопределение, но оно осуществляется через свободную волю человека творить добро.

Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Специфические черты схоластики:

· Традиционализм и ретроспективность

· Экзегетика (как искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания)

· Самоотчуждение личности мыслителя

· Склонность к назидательности и учительству, морализаторство

Главные направления схоластики

· Центральным вопросом этого периода была проблема универсалий, общих понятий: существуют ли общие понятия в реальности, предшествуя единичным предметам, или они не имеют никакого реального содержания, существуя в лучшем случае в познающем уме.

· Реализм и номинализм – два направления в решении этого вопроса.

· Реализм давал утвердительный ответ на этот вопрос. Философские истоки реализма восходят к учению Платона об идеях как первичной реальности, предшествующей вещам.

· Номинализм считал, что реальным существованием обладают только единичные предметы. Общие понятия объявлялись продуктом человеческого ума. Познаются вещи, а не формы, порожденные умом.

Самым видным представителем схоластики являлся Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (1225, замок Роккасекка, близ Аквино, недалеко от Неаполя – 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) – первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философов»); с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Учился в Кёльне, Болонье, Риме, Неаполе и в Париже. Он написал более 60 трудов, из которых наиболее важными являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Фома Аквинский стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Он известен тем, что развил пять "онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть "форма всех форм"; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог – высшее совершенство; Бог – высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.

Философия и религия, по его мнению, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

В качестве итога можно зафиксировать следующие моменты средневековой философии:

· Глубокое усвоение культурного и философского наследия античности и его переработка в соответствии с принципами нового, христианского мировоззрения;

· Обоснование субстанциального единства мира и идеи универсальной закономерности, ставших позднее основополагающими принципами классической науки и философии Нового времени;

· Разработка диалектики рассуждения, аристотелевской логики в период схоластики, способствовавшая дисциплине мышления и возникновению точного знания;

· Обоснование в рамках номиналистической философии эмпирического подхода в философии и науке, перехода к опытному познанию;

· Открытие личности и ее свободы как фундаментального принципа бытия, ставшего идейной основой гуманизма эпохи Возрождения;

· Разработка исходных начал объективного идеализма, получивших продолжение в философии Лейбница, Шеллинга и Гегеля.

 

Литература

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1995.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 2000.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1475 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.