Белорусская культура возникла и развивалась на древних восточнославянских традициях. На ее развитие в значительной степени влияли ренессансные идеи. В результате культура белорусского народа в XV-н.XVII вв. приобретала оригинальные черты, национальную самобытность и достигла наивысшего подъема.
В это время интенсивно развивалась материальная культура, возникли и получили распространение новые формы и способы обработки почвы, организация земледелия.
Значительные изменения произошли и в развитии ремесленного производства. В Беларуси в XVI в. появляется производство стекла, бумаги, книгопечатание.
Духовное творчество белорусского народа отразилось в развитии фольклора, песенном, хореографическом и музыкальном искусстве. Дальнейшее развитие получило устно-поэтическое народное творчество. В Беларуси возникает новый эпический жанр – исторические песни и баллады, посвященные борьбе белорусского народа против иноземных захватчиков. Значительное место в устном народном творчестве занимает обрядовая поэзия. Широко были представлены семейно-обрядовая поэзия, лирические песни. Мудрость народа, его жизненный и хозяйственный опыт находили отражение в сказках, пословицах, поговорках и загадках.
Выступления скоморохов способствовали возникновению в XVI в. народного кукольного театра – батлейки, который благодаря своей направленности приобрел популярность среди народа.
Интенсивно развивались книгопечатание, образование, возрастал интерес к культурным ценностям античности. Быстрыми темпами шел процесс становления белорусского языка и национальной письменности. До 1696 г. белорусский язык выполнял роль государственного в ВКЛ.
Начало книгопечатания в Беларуси открыло невиданные возможности для развития просвещения, науки и культуры.
Острой политической направленностью и колоритным живым языком в конце XVI – первой половине XVII в. выделяются пародийно- сатирические произведения.
Во второй половине XVI в. широкое развитие получила историко-мемуарная литература, имевшая светскую направленность. В ее развитии сочетались национальные и западные традиции. Творчески переосмыслив этот наследие, белорусские мастера создали самобытные и оригинальные памятники архитектуры.
В изобразительном искусстве Беларуси распространяются иконопись, фрески, декоративная скульптура дворцов и культовых строений. В XV в. появляются произведения светской живописи.
Т.о., это период стал тем временем, когда культура белорусского народа, развиваясь на национальной основе, обогатилась завоеваниями всемирной цивилизации и активно включилась в общий культурно-исторический процесс.
14. Формирование белорусского этноса: концепции, этнонимы «Русь», «Белая Русь», «Литва».
1. Концепция польская и великорусская – политизированная концепция: белорусский этнос не существует, белорусский язык – диалект. В начале ХХ в. Карский доказал самостоятельность белорусского языка, доказал право белорусского народа называться народом.
2. Концепция Кривичская – основу белорусского этноса составляют Кривичи.
3. Концепция Кривичско-Радимичско-Дриговичская. Радимичи проживали на Гомельщине, Дриговичи – часть Брестской и Минской. Недостаток – не учитывает балтского влияния.
4. Балтская концепция. Ассимиляция балтов. Ливы, ятвяги, аукштайты – Жмудь + славяне = белорусы.
5. Финская концепция. Многие названия фино-угорские. Недостаток – фино-угрские племена ассимилировали с балтами, а потом пришли восточные славяне.
6. Современная концепция. В этногинезе белорусов имела место эволюция самих славян и ассимиляция с балтами.
Этнонимы – название народов.
Термин «Литва» появился в ХШ в. Это географическое название территории современной Центральной и Западной Беларуси и восточной Литвы (Аукшайтия), между Неманом и Вилией. Историческое название «Литва» не совпадает с нынешней Литвой. «Русь» – название ввели викинги. «Литвинами» в XIV в. называли всех жителей ВКЛ. В Европе долгое время называли «русскими» или «литвинами». До начала XVI в. жители ВКЛ славяне будут называться русскими. В XVI в. появляется название «белорусы». Названия «русины» и «белорусы» больше относились к территории Поднепровья и Подвинья, название «литвины» – чаще к территории Верхнего Понеманья.
Имя «Русь» звучало на севере как «русь», на юге как «рось».
В XIV в. впервые в литературе появилось название «Белая Русь». В XIV-XV вв. «Белой Русью» называли территорию белорусского Поднепровья и Подвинья, но постепенно это название распространилось и на остальную территорию современной Беларуси. Единого мнения по вопросу, что обозначает название «Белая Русь» у ученых нет. Вот некоторые:
1) Белой Русью называли территорию нашей страны, потому что ее жители носили белую полотняную одежду, имели светлые волосы и белый цвет лица;
2) Белой Русью называли ту часть территории нашей страны, которая в средние века не была захвачена ни крестоносцами, ни татарами, «белая» обозначала свободная, вольная, независимая.
15. Войны середины XVII века: причины, результаты.
Вся шляхетская РП вступила в период глубокого экономического упадка и политического кризиса. Все это вылилось в антифеодальные выступления крестьянства, принимая формы национально-религиозного движения. Внутренние междоусобицы дополнялись рядом безостановочных разрушительных войн.
В 1632 -1634 гг. на землях ВКЛ царем Николаем была развязана война с РП за возврат Смоленска, Черниговской и других земель отобранных РП раньше.
В XVII в. наиболее разрушительными были антифеодальная война 1648-51 гг. и война Речи Посполитой с Московским княжеством в 1654-67 гг.
Летом 1648 г. на юге и востоке Беларуси началась борьба крестьянско-казацких отрядов против шляхты, купцов, магнатов и католического духовенства. Это освободительной антифеодальное движение в Беларуси имело антипольскую направленность. Восстание не отличалось большой организацией. Крестьяне решали свои локальные вопросы и выясняли отношения со своими феодалами.
До осени 1648 г. на стороне повстанцев оказалось немало белорусских городов. Весной 1649 г. освободительное движение на юге Беларуси возобновилось. Последним значительным всплеском казацко-крестьянской войны стало оживление движения летом 1650 и в 1651 г., но оно было быстро подавлено.
Антифеодальная война 1648-51 гг. в Беларуси былачастью освободительной войны, начатой в Украине. Она проходила не в форме беспрерывного процесса, а толчками, как серия локальных выступлений. В белорусской истории это, пожалуй, самая масштабная открытая вооруженная борьба низших слоев народа против феодального гнета. Она имела такие же результаты, как и опустошительная война.
Московское государство в мае 1654 г. начало войну против Речи Посполитой. Основной ее целью был захват новых земель Беларуси, Западной Украины, Прибалтики. Многочисленные царские грамоты убеждали жителей в гуманных целях войны и агитировали переходить на сторону московской армии. Занимая город за городом, за первый год войны русские войска овладели практически всей территорией Беларуси до Днепра и западной Двины. Поскольку эти города без боя не сдавались, они были очень разрушены. Крестьяне были лишены прав и подвергались насилию.
Во время другой компании (1655) царские войска заняли практически всю Беларусь, за исключением юго-западных районов. В конце 1655 г. военные действия на территории Беларуси и Литвы приостановились. Еще через год между правительствами Московского государства и РП было заключено перемирие. Опустошения и голод, тирания и массовый вывод людей в неволю активизировал народно-освободительное движение, принявшее форму партизанской войны. В 1658г. освободительная борьба достигла высшей стадии. К казацко-крестьянским отрядам стала присоединяться белорусская шляхта. Это было действительно народно-освободительное движение. Постепенно борьба приобрела активные формы. Действия местного населения способствовали успеху регулярной армии РП, которая с 1659 г. проводила операции на территории Беларуси. Весной 1660 г. в Беларусь была переведена вся армия ВКЛ. С этого момента инициатива окончательно переходит в руки военного руководства РП, которое начинает отвоевывать территорию Беларуси. После 1662 г. военные действия между Россией и РП приняли затяжной характер. Обе стороны настолько были утомлены войной, что решительные действия приостановились. Начались длительные переговоры о перемирии. В январе 1667 г. было заключено Андросовское перемирие, носившее компромиссный характер. Смоленская и Северская земля оставались в составе Московского государства, а земли Белорусского Подвинья возвращались Великому Княжеству.
По убыточности и отрицательным результатам для развития общества война 1654-67 гг. была самой трагической в истории феодальной Беларуси. Она резко обострила конфессиональные противоречия в ВКЛ, ускорила процессы полонизации и почти полностью лишила белорусов их аристократии и мещанства.
В результате этих войн с 1650 по 1667 гг. количество населения в Беларуси сократилось вдвое.