Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его...”
Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, “тварь ли он дрожащая или право имеет...”. Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, “никчемную старушонку”.
Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... “или отказаться от жизни совсем!”
Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится “запачкать” их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить.
Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:
— Что вы, что вы это над собой сделали,— отчаянно проговорила Соня.— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!
Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.
Раскольников понимает что его “теория” потерпела крах. А он и рад этому. Страдая из-за убийства “никчемной старушонки”, герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и “изобретательнее” любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.
Но только постоянная душевная забота, терпеливое внимание Сони смогли вернуть Родиона Романовича к жизни. Мучаясь сам, он мучает Соню. Но придет время, и обновленный герой поймет, что “бесконечною любовью” искупит он теперь все ее страдания.
Роман заканчивается оптимистичными мечтами героев о счастье, которое они выстрадают годами, проведенными на каторге. Что же хотел сказать своим романом Федор Михайлович Достоевский? Неотвратимость наказания за преступление — это слишком просто, даже примитивно для писателя, он намного шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу, о котором мечтал Федор Михайлович Достоевский,— к “совершенному человеку”.
Все двойники очень разные. Можно сказать, что они являются двойниками разных душевных качеств героя, зачастую противоположных. И то, что Раскольников сближается с Соней, подчиняется в конечном счете Порфирию Петровичу, то есть тем людям, которые олицетворяют лучшее, а Лужин, Свидригайлов уходят, есть символ воскрешения души Раскольникова. Черные двойники уходят из жизни героя, а остаются люди, близкие ему. Вместе с освобождением от греха к герою приходит любовь.
С помощью героев-двойников Раскольникова Ф. М. Достоевский подводит своего героя к переосмыслению прежних взглядов. Только один закон может быть мерилом поступков человека - великий закон нравственности, основанный на христианской религии, на стремлении к поиску в себе Бога. Ставить себя на место Бога - это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого - полная безнаказанность, вседозволенность и потеря человеком всех моральных ориентиров.
Полифония (древнегр. poliрhonia многоголосие). В полифонии в отличие от гармонии нет деления на мелодию и аккомпанемент, все голоса равноправно ведут свои партии, от наложения которых образуется полифонический стиль стиль мотетов, фуг и полифонических фантазий.
М. М. Бахтин применил термин П. р. прежде всего к творчеству Достоевского в книге «Проблемы творчества Достоевского».
Под П. р. Бахтин понимал тот факт, что в отличие от других писателей Достоевский в своих главных произведениях ведет все голоса персонажей как самостоятельные партии. Здесь нет «мелодии и аккомпанемента» и, конечно, нет никакой «гармонии». Борьба и взаимное отражение сознаний и идей составляет, по Бахтину, суть поэтики Достоевского. Его герой, пишет Бахтин, "более всего думает о том, что о нем думают и могут думать другие, он стремится забежать вперед чужому сознанию, каждой чужой мысли о нем, каждой точке зрения на него. При всех существенных моментах своих признаний он старается предвосхитить возможное определение и оценку его другим, угадать смысл и тон этой оценки и старается тщательно сформулировать эти возможные чужие слова о нем, перебивая свою речь воображаемыми чужими репликами".
Вот пример полифонического проведения идеи в романе "Преступление и наказание": Раскольников еще до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи в монологической форме. Мы впервые знакомимся с ее содержанием (...) в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге с Порфирием (...). Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение все время перебивается вопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами этого последнего. Затем свою статью излагает сам Раскольников, все время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями (...). В результате идея Раскольникова появляется перед нами в интериндивидуальной зоне напряженной борьбы нескольких индивидуальных сознаний, причем теоретический статус идеи неразрывно сочетается с последними жизненными позициями участников диалога". При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей. Особенно это заметно, когда Достоевский вводит рассказчика, принимающего участие в действии на правах второстепенного персонажа.
Другая особенность поэтики П. р. герои, обрастая чужими голосами, приобретают идеологических двойников. Так, двойниками Раскольникова являются Свидригайлов и Лужин.
Наконец, Бахтин противопоставляет П. р. Достоевского монологическому роману Л. Н. Толстого, где автор является полновластным хозяином своих персонажей, а они его марионетками.