- Отмена крепостного права в России, реформирование других сторон социально-экономической и культурной жизни страны «сверху» как ускорители (катализаторы) процесса формирования и развития революционно-демократического (радикалистского ) направления общественно-политической жизни страны в 60-е гг. XIX в.
- «Прокламационный» период в становлении радикалистского направления русской интеллигенции (1861-1862). Нелегальные издания в России в оценке отмены крепостного права «сверху» и перспектив развития страны (прокламации Н. Г. Чернышевского «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» (зима 1860/1861 гг.); Н. В. Шелгунова и М. Л. Михайлова «К молодому поколению» (1861); Н. В. Шелгунова «Русским солдатам от их доброжелателей поклон» (1861), №№ 1,2,3 «Великорусса» (1861); Д. И. Писарева «Русское правительство под покровительством Шедо-Ферроти» (март 1862 г.); П. Г. Заичневского «Молодая Россия» (май 1862 г.).
- Роль «Колокола» в формировании идеологии российской революционно-демократической интеллигенции в России. Статья Н. П. Огарёва (совместно с Н. Н. Обручевым и Н. А. Серно-Соловьёвичем) «Что нужно народу?» (1861).
- Формирование и деятельность революционного общества «Земля и воля» (конец1861-1864 гг.). Попытка объединить деятельность разрозненных революционных кружков в России. Активная роль тайного общества, сформировавшегося вокруг редакции журнала «Современник» (братья Серно-Соловьёвичи, А. А. Слепцов, при участии Н. Г. Чернышевского, редакторов «Колокола» и др.) в создании и начале деятельности «Земли и воли». Издание и распространение землевольцами революционной литературы. Агитация и пропаганда освободительных идей в среде учащейся молодёжи, представителей интеллигентных профессий, офицерства с целью подготовки общественного мнения к крестьянской революции, ожидаемой в 1863 г.
- Назревание неразрешимых идеологических и организационных противоречий внутри общества (1863) и его самороспуск (1864).
- 1863 г. в истории радикалистского движения в России. Польское восстание 1863 г. и его влияние на развитие, кризис и спад в революционно-демократическом движении.
Польское восстание 1863 г. оказало значительное влияние как на дальнейшее развитие «освободительного движения» в России в целом, так и на его «революционно-демократическую» составляющую. Оно оказалось неожиданным для русских радикалов, ожидавших народную революцию весной 1863 г. в связи с подписанием в это время уставных грамот между помещиками и крестьянами и застало их врасплох. Только их часть пошла на сотрудничество с поляками. Наиболее ярким примером этого является попытка организации «Казанского заговора» в 1863 г., когда группа поляков, связавшись с радикальной интеллигенцией в Казани, попыталась поднять восстание с целью отвлечения части русских воинских частей от подавления польского освободительного движения. Польское восстание из-за того, что его организаторы выдвинули крайне националистическую (равно как и нереалистичную) программу восстановления независимой польской государственности в границах 1772 г. (включая Литву, Белоруссию и Правобережную Украину) возбудило естественные патриотические настроения в русской общественности, независимо от её отношения к Верховной власти. Именно эти патриотические настроения резко изменили в худшую сторону отношение русских либералов к А. И. Герцену, безоговорочно поддержавшему поляков. Усиливаются охранительные настроения и в либеральной дворянской среде и их недоверчивое отношение к любым радикальным революционным способам действия. Усиливаются противоречия и в самой революционно-демократической среде.
- Революционные ожидания в среде радикальной оппозиции в России в связи с завершением в 1863 г. двухгодичного срока подписания крестьянами уставных грамот. Углубление разочарования в среде радикальной интеллигенции в связи с «неспособностью» русского народа подняться на революцию за «землю и волю» (1861-1863).
В работе Пантина И. К., Плимака Е. Г., Хороса В. Г. «Революционная традиция в России» высказывается мнение, что одним из первых в среде интеллигенции выдвинул претензии к русскому крестьянству по поводу его неспособности к «исторической инициативе» был Д. И. Писарев.
- Усиление нигилистических настроений в среде русской радикальной интеллигенции. Деятельность тайного общества Н. А. Ишутина (1863-1866).
- Разочарование в «революционном инстинкте» русского крестьянства и осознание представителями радикальной интеллигенции необходимости пропаганды в среде самого народа не только словом, но и делом.
- Процесс распада «Земли и воли» и организация Н. А. Ишутиным и др. в Москве кружка единомышленников для продолжения борьбы против существующего общественного порядка (1863).
- Влияние на мировоззрение участников кружка произведений Н. Г. Чернышевского (в частности романа «Что делать?»).
- Активная деятельность членов общества (кружка) по вовлечения в свою среду единомышленников. Попытка создания ряда структур, дающих возможность организовать различные формы противостояния окружающей действительности – экономические, идеологические, политические.
Одно из «подразделений» тайного общества, называвшееся «Обществом взаимного вспомоществования», было создано как для оказания материальной помощи его бедным членам, так и для распространения среди общества «социальных» (социалистических) идей. Ишутинцами были созданы переплётная артель, швейная мастерская сестёр Ивановых, где они попытались реализовать социалистические идеи в духе Чернышевского. Неудовлетворённость ограниченными возможностями мирного противостояния с обществом социальной несправедливости приводила к признанию некоторыми из них допустимости и нравственной оправданности всех средств борьбы, в том числе воровства и убийства…
- Создание Н. А. Ишутиным и И. А. Худяковым в рамках общества самостоятельных организаций «Ад» и «Организация» для сторонников активной политической борьбы (1865). Укрепление представления о террористической деятельности как мощном средстве «вывести из апатии» народ.
- Попытка превратить организацию «Ад» в особый заговорщицкий центр, стоящий над тайным обществом и обладающий правом применять методы террора ко всем, являющимся помехой в осуществлении намеченных революционных действий.
- Принятие в члены общества дворянина Саратовской губернии, бывшего студента Московского университета, двоюродного брата Н. А. Ишутина Д. В. Каракозова (1865). Желание Каракозова совершить убийство «царя-злодея» в качестве героя-одиночки.
- Подготовка к террористическому акту. Ознакомление Каракозовым Ишутина и Худякова (руководителя петербургского «филиала» общества) с принятым решением. Написание и распространение террористом накануне убийства прокламации «Друзьям-рабочим» с объяснением мотива покушения.
- Осуществление Д. В. Каракозовым неудачной попытки убить Александра II у ограды Летнего сада в Петербурге и арест террориста (4 апреля 1866 г.).
- Суд над Каракозовым и его казнь на Смоленском поле (3 сентября 1866 г.). Разгром ишутинского общества полицией.
- Активизация студенческого движения в Петербурге, Москве и других университетских центрах страны в конце 60-х гг. XIX в. Раскол молодёжи на умеренных и радикалов. Оформление радикального направления в деятельности учащейся молодёжи. Выдвижение лозунга «В народ!»
- Попытка С. Г. Нечаева, учителя Сергиевского приходского училища и вольнослушателя Петербургского университета объединить под своим началом радикально настроенную часть молодёжи и с её помощью создать всероссийскую революционную организацию. Разработка при участии С. Г. Нечаева и П. Н. Ткачёва «Программы революционных действий» (зима 1868/1869 гг.).
В конце 60-х гг. XIX в. в России сравнительно широко распространялся первый номер «Народного дела». В статье Михаила Бакунина «Наука и народ» указывалось, что освобождение народа можно добиться только революционной борьбой и активной деятельностью в народе. В соответствующем духе была составлена и «Программа революционных действий», в которой конечной целью борьбы провозглашалась «социальная революция». «Политическая революция» под влиянием Ткачёва была представлена как единственное средство её достижения.
- Усиление волнений среди студенческой молодёжи Петербурга и вынужденная эмиграция С. Нечаева (весна 1869 г.). Его сближение с М. А. Бакуниным.
- Создание С. Г. Нечаевым «Катехизиса революционера» (1869). Нравственная беспринципность документа.
- Возвращение Нечаева в Россию и активизация им в Москве деятельности по созданию революционной организации «Народная расправа» (осень 1869 г.).
- Организация С. Нечаевым убийства студента Петровской академии И. И. Иванова членами организации «во имя революции» и крах задуманного (ноябрь 1869 г.). Разгром полицией «Народной расправы» (зима 1869/1870 гг.). Подготовка правительством и осуществление показательного судебного процесса над нечаевцами с целью дискредитации революционного движения в стране (1871).
- Бегство С. Нечаева за границу. Его сближение с Н. П. Огарёвым, М. А. Бакуниным в деле организации революционной пропаганды в России.
- Мероприятия правительства России по аресту и выдаче С. Нечаева русским властям. Его арест в Цюрихе и депортация в Россию (1872).
- Суд над С. Г. Нечаевым и его осуждение к 20 годам каторжных работ (1873).
- Заключение С. Нечаева в Петропавловскую крепость. Смерть «великого нигилиста» в заключении (1882).