Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные этапы философии религии




 

+14. Феноменология религии в структуре религиоведения; идеологемы и организация знания.

Исследует критерии единства религиозных феноменов.

Понятие ввел Шантепи в учебнике 1887.

Философская феноменология: Гуссерль, Штумпф, Пирс в связи с психологизмом, логикой и т.п.

Имманентная дисциплина.

Особенности:

- антиредукционная методология (выявить в религии то, что делает религию религией. Явление комплексное, нельзя сводить его к одному из аспектов).

- эйдетическое видение (стремимся выявить в явлениях некоторую общность, структурность, общую форму. Мы наблюдаем явление не ради самого явления, а чтобы понять его устройство, а для этого надо уловить типическое. Но нужно выбирать общее, не теряя индивидуальное: мы находим общее, чтобы понимать и первое, и второе из рассматриваемого, но каждая традиция – уникальна.)

- сравнение. Аналитическое сравнение: при выделении общих черт удельный вес в познании имеет уникальная особенность. Мы сравниваем не для того, чтобы выявить общее, а чтобы на его основе зафиксировать особенное.

- реализация процедуры эпохе (греч. воздержись).

- описательность. Задача в том, чтобы наблюдать феномены в их возможной чистоте.

Ни одна характеристика не описывает метод ФФР, но они охватывают его специфику.

 

ИСТОРИЯ ФФР

- доклассическая (1887, учебник Шантепи де ла Соссэ – 1917, Рудольф Отто «Священное»).

- классическая (1917-1965). При переходе от доклассической традиции к классической важна самоидентификация Р-Ведов. Есть специфические методы, отличающие историю религии от историй всего другого. Это феноменология – наука о сущности явлений, - выверт Гуссерлевской науки о явлениях.

ШАНТЕПИ, ТИЛЕ. Отто Пфлейдерер. Все эти три персонажа – собирательный образ раннего феноменолога. Тиле и Шантепи разделяют науку о религии на два раздела: история религии и философия религии. Шантепи: чтобы перейти от эмпирического многообразия в философию, нужна ограниченная область – морфология или феноменология.

Морфология – раздел, где мы объединяем явления по их сходственным проявлениям (феноменам).

- основной задачей морфологии является классификация явлений и многочисленные типологии.

- морфология является вспомогательной исторической дисциплиной.

У феноменологии собственной проблематики нет: это вопрос техники – сгруппировать явления так, чтобы философ увидел в них какой-то смысл. По максимуму смысла. Это самое естественное занятие для любого ученого: организовать данные.

Если мы хотим анализировать данность, надо ее склассифицировать, чтобы каждому подклассу соответствовал какой-то эмпирический материал.

ХРИСТИАНСКАЯ ФФР РУДОЛЬФ ОТТО Проблематика религиозного сознания

Война. Для интеллектуалов, переживших этот период, сциентизм уходит в прошлое. В науку верить перестали. Маятник качнулся в сторону интуитивизма, персонализма и экзистенциализма.

Отто: религию нельзя изучать технически, рационально, ибо она сам по себе иррациональна. Чтобы подлинно заниматься изучение религиозной жизни, ее нужно вести, переживать духовный опыт. Христианское религиоведение.

Критика:

1. Нет религиозного опыта вообще, есть опыт, переживаемый носителем конкретной традиции. Опыт спонтанен. Нет никакого абстрактного мистического опыта.

2. Нельзя полагать экземпляр репрезентативным для класса (только в Ф).

3. Отто не изучает традиции, он изучает комплекс психологических явлений, в наибольшей степени характеризующих религию, по его мнению. Персонализм. Религиозное – только переживание священного, преисполненность бытием, ничтожность перед силой божества. А как возможна нерациональная наука?

4. Священное для Отто – онтологическая категория. Абсолют воздействует на человека, тот переживает это воздействие и его причину называет священным. Очередной ход конем: почему мистический опыт всюду одинаковый (он довольно волшебным образом оказывается одинаков)? Потому что абсолют один.

5. Концепция священного. Сравнительная индоевропеистика школы исторического языкознания в немецкой науке, где выявили особенность – во всех индоевропейских языках есть по две лексемы для обозначения священного: латинские сакра и санктум, греческое агиос и иерос. Священное и манит, и отталкивает, ужасает избытком могущества. Парадоксальность переживания священного.

Если во всех языках мы встречаемся с такой реальностью, это значит, что у священного два аспекта, сущность священного двойственна и амбивалентна, а не это феномен языковой реальности. Языковедение вдруг превращается в форму богословия.

Значит, феноменология образует ядро РВ-едения, так как изучает то, что делает религию религией.

- неофеноменология (1975-наши дни).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФФР ЛЕУВ

Герардус ван дер Леув (Leeuw).

Стал первым генсеком Международной ассоциации историков религии (IAHR). Она создана в 1950 г., очень поздно, если ассоциация психологов религии возникла в 1912, а социологов религии – 1914.

Ван дер Леув: ФР требует эмпатии (сочувствия между исследователем и исследуемым).

Так же, как у Отто: традиция всегда предметна и плюралистична, критерий самоидентификации в традиции не один. И верить можно по-разному, а по-разному веря, - по-разному описывать и включаться в институты и практики.

Эмпатия – основа для процедуры эпохэ, то есть отказ от анализа нерелигиозных явлений. Не выдавать нерелигиозное за религиозное. ФР – это самое религиоведческое религиоведение. ФР сверхрациональна.

Леув: Религия – это всегда отношение с высшей силой (махт). Она конкретизируется в отчетливых формах, хотя сюда входит и предельно неперсонифицированное высшее.

 

Леув предлагает небесполезный способ организации материала:

ЛЕУВ: 5 групп религиозных явлений.

1) объект религии (именно Леув его стал широко использовать) – все то, что требует религиозной практики в качестве ответа. Объект влияет на субъект, и субъект отвечает ритуалом, молитвой, умозрением. Объективация высшей силы.

2) субъект религии:

- святой человек (морально-этический образец благочестия, лекало для коммуникативной деятельности)

- святое общество (образцовое общество религиозных специалистов)

- святое в человеке (грубо говоря, душа, агент, ответственный за человеческие действия, то в человеке, что действует религиозным образом, ритуальный двойник, аналог социальной роли)

3) взаимодействие объекта и субъекта (разные формы практик и религиозной деятельности)

4) представление о мире, его пути и цели (космический и эсхатологический догмат, вероучение, теоретическая база)

5) формы, обретенные религией и основателем религии (представление об истинной религии).

 

КРИСТЕНСЕН: Разделы:

1) космология (космогония, сотериология, эсхатология, тотемизм).

2) представления о структуре мира (антропология).

3) культ (Кристенсен разводит представления о священном пространстве, времени и образе. Он же впервые заговорил о любимой сегодня оппозиции религии слова и религии образа).

4) культовые действия (молитвы, клятвы, проклятия, испытания).

5) представления о традиции.

 

 

МИРЧА ЭЛИАДЕ И ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА ИСТОРИИ РЕЛИГИИ.

Он довел до предела классические тенденции, отчего РВеды были вынуждены реформировать РВ. Большая мировоззренческая задача – терапия европейского сообщества. Невроз – бессознательная энергия хочет себя проявить, а супер-эго, культура – не дает проявить себя.

Феноменология занимается священным, а священное существует независимым образом.

Отсюда две части:

- морфология

- герменевтика (истолкование)

История религии возможна только так. Настораживает, что из истории исключается событийность. Работа историка неожиданно состоит в собирательстве провлений священного (иерофания). А событийности тут нет, потому что все религии состоят из одних и тех же иерофаний. Странная форма аисторической истории без темпоральности. Целостность – максимум религиозных традиций, абстрагирующих наши формы и категории.

История=типология.

В 60х Ф начинают критиковать за:

- теологическое содержание (представление о священном отнологическое таки протаскивалось в науку, метафизика - нехорошо)

- утрата представлений об истории (история религии превращается во Всемирку, исключен фактор времени, историческая работа=классификационная).

- мировоззренческий пафос (взваливать на хрупкие плечи РВедов задачи целительства - странно. Мы что, ответственны за европейцев?)

- пафос интуитивизма. (Мы изучаем сущности, потому знаем лучше уже потому, что мы феноменологи). Это удивительно, что это прокатывало, извините за выражение.

Все это тяжелые послевоенные годы, когда интуитивизм и экзистенциализм опять в чести – при системном кризисе. Потому что в кризис нас и приводят рациональные системы. Надо обращаться к другому органу – интуиции, она не подводит. Интуиция как критика разума.

Середина 60х – конец 70х – от классической Ф не оставили камня на камне, знание перестроилось и стало более эффективным и эмпирическим.

 

ОПИСАТЕЛЬНАЯ (ДЕСКРИПТИВНАЯ) ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Клаас Юко Блеекер. Использование феноменологического метода делает исследователя религиоведом. Все религиоведы = феноменологи.

1) Эпохе (в широком смысле заключение в скобки всех культурных стереотипов и мировоззренческих предрассудок исследователя).

2) Эйдетическое видение (Обнаружение разного становится результатом обнаружения общего. С позиции здравого смысла, шаблонно устроенного, все является типическим).

Реализуя эти процедуры в рамках любой науки, исследователь неизбежно оказыается феноменологом.

Исследование в ОФ разворачивается на трех уровнях.

1) Логос (структура религиозного явления. Ученый пытается выявить логику, в соответствии с кторой развивается религиозность. Чем эти структуры определяются: рабочие четыре категории:

1. постоянные формы, то есть формы, в которых представлено отношение человека с высшей силой.

– ритуал. Повседневная деятельность отделена от деятельности, которая четко осознается носителем традиции как необыденная.

– неакционное взаимодействие (молитва).

2. нередуцируемые элементы.

– религия не может быть выведена из чего-то нерелигиозного.

– религия не может быть редуцирована к другой религии (в том числе и «суеверие» - к канонической версии).

– точки кристаллизации – те секторы реальности, в отношении которых человек не может вести себя нерелигиозно. То, по отношению к чему человек всегда религиозен, то есть конструирует неповседневное поведение. Наиболее частые примеры этих точек – граничные состояния.

– типичные факторы, характеризуют конкретную религиозную традицию.

2) Теория (изучение смысла религиозного явления с точки зрения конкретной схемы классификации).

Группировка данных:

- святой образ (адресат ритуалов).

- святой путь (представления о смысле жизни, ее назначении и воздаянии).

- святые акты (действия, которые человек совершает исходя из своих представлений об образе и пути).

3) Энтелехия прослеживает логику трансформации религии за последние 2 тыс лет.

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА МАЙКЛ ПАЙ

Успешный проект в рамках исторического направления – сравнительная герменевтика (Майкл Пай, ныне здравствующий). Сами по себе герменевтически процедуры в разных религиозных традициях по своему механизму одинаковы. Пример – герменевтические процедуры в голландском протестантизме 19 века и японском буддизме 18 века. Концепция упайя – «уловка», искусное средство. Техническое средство проповеди, притча, есть в сутрах: чтобы людей спасать, надо им объяснить, что есть от чего. Что в сансаре пребывать мучительно и тягостно. Притча: домохозяин идет домой, дома ждут дети, он видит, что дом объят пожаром. Он кричит: дети, выходите – пожар! Дети не знают, что такое пожар, и погибают. А надо было кричать: Я привез вам подарки, дети знают, что такое подарки. Проблема в том, что в буддизме есть запрет на ложь, но ложь во спасение может не быть ложью, это упайя, искусное средство.

Обнаруживается тот же механизм в голландской миссионерской школе. Миссия Голландии подвергалась критике в 19 веке за свою лояльность к автохтонным традициям. Миссия в Полинезии, Микронезии, чуть-чуть в Африке. Немцы их не любили, потому что паровым катком прохаживались по туземным верованиям.

Резные изображения предков рядом с изображениями Христа повергали ортодоксальных миссионеров в шок. Христос не в храмах, а в сердцах, и в том благая весть и состоит. Не случайно именно либеральные голландцы породили религиоведение. Честертон: если надо, чтобы человек принял Христа, можно пренебречь формальностями. Обоснование концепции проповеди с упайя – Пай показывает типологические механизмы.

Skill for beings (искусное средство в буддизме и христианстве). Не переведено. Из всех коллег, о которых мы говорим, только Лукман и Бергер переведены (Короткевич, человек невероятной выдержки, перевел Отто).

Ниниан Смарт про военнопленных – интенциональные объекты оказываются реальными. Двум военнопленным шлют письма подруги, а потом оказывается, что реальна только одна барышня. То есть, человек не знает, и не важно, есть объект в реальности или нет, важно, что человек выстраивает вокруг них свою деятельность. Интенциональные объекты реальны именно потому, что они выстраивают специфические формы деятельности.

Теорема Томаса – самоисполняющиеся пророчества – действие реально, если реальны его последствия. Если человек схватился за лиану, решил, что это змея, и получил сердечный приступ, значит, это таки была змея.

Итак, сегодня ФР – это комплекс дисциплинарных процедур по выявлению элементов жизненного мира носителя традиции с целью их объяснения в других религиоведческих дисциплинах.

В ФР НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ. Мы исключительно описываем. Объяснять у нас нет инструментария, объяснять могут социологи, психологи, философы. Почему процедуры дисциплинарные – они ограничены рядом требований (эпохэ как реализация метод. агност., эмпатия и эйдетическое видение). В совр. религиоведеии принципиально редко используется понятие религия, только РО и религиозная традиция.

Современная феноменологи дает возможность анализировать экзотические вещи, наподобие сакраментального Лукашенковского «православного атеизма». Лукашенка любили именно за это, хихикали долгое время, а потом внезапно религиоведы решили, что это неплохо описывает постсоветсткую религиозность. В классической ФР это необъяснимо.

Ситуация в интервью: информантка мне много часов говорила, как правильно молиться, бога почитать, а я у нее спросил (переклинит, даже не от усталости, а от невменяемости): что такое бог? Это богородица!

Классик сказал бы: для религии на Русском севере характерно представление о боге в женском обличиии…

А она правильно поняла: как почитать бога? Почитай богородицу? Классическим молотком и долотом ФР это не понять.

 

+15. Исследовательские процедуры и категории феноменологии религии.

Особенности:

- антиредукционная методология (выявить в религии то, что делает религию религией. Явление комплексное, нельзя сводить его к одному из аспектов).

- эйдетическое видение (стремимся выявить в явлениях некоторую общность, структурность, общую форму. Мы наблюдаем явление не ради самого явления, а чтобы понять его устройство, а для этого надо уловить типическое. Но нужно выбирать общее, не теряя индивидуальное: мы находим общее, чтобы понимать и первое, и второе из рассматриваемого, но каждая традиция – уникальна.)

- сравнение. Аналитическое сравнение: при выделении общих черт удельный вес в познании имеет уникальная особенность. Мы сравниваем не для того, чтобы выявить общее, а чтобы на его основе зафиксировать особенное.

- реализация процедуры эпохе (греч. воздержись).

- описательность. Задача в том, чтобы наблюдать феномены в их возможной чистоте.

Ни одна характеристика не описывает метод ФФР, но они охватывают его специфику.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 705 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2437 - | 2356 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.