Рахманин А.Ю.
Вопросы к экзамену по курсу
«Введение в религиоведение»
+1. Гуманитарное знание в XIX в. Основные программы, идеологемы, тенденции развития.
Кант: фундаментальный этический онтологизм, конструктивизм.
Гегель: историзм, эволюционизм.
Конт: позитивизм, эмпиризм, социологизм.
Неокантианцы (Дильтей, Риккерт): разделение наук на науки о духе и о природе.
+2. Изменения гуманитарной науки в ХХ в.: идеи, программы, идеологемы.
Гуссерль: Логические исследования, Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии.
Кассирер: Философия символических форм (язык).
Витгенштейн: Логико-философский трактат, Философские исследования.
Структуралисты: Фуко, Леви-Стросс, Барт.
+3. Организация религиоведческого знания.
Нормативные критерии и дисциплины.
РВ – наука.
РВ – гуманитарная наука.
РВ – эмпирическая наука.
РВ – междисциплинарная наука.
Иследование РВ является: эмпирическим, полиметодологическим,
Дисциплины: смежные с другими науками (социология, феноменология, история, философия религии как основные и в качесте дополнительных – антропология, археология религии).
+4. Возникновение науки о религии.
Предпосылки: философия и теология как университетские дисциплины. Теологи обращются к исследованию реального мира для поиска естественного откровения. Историки обнаруживают необходимость изучать источники религиозного характера.
3 источника:
Германия – Фридрих Макс Мюллер, санскритолог. 1870 – курс лекций в Лондонском королевском институте.
Голландия – Пьер Даниэль Шантепи де ла Соссе и Корнелис Тиле. Оба – представители новых кафедр религиоведения, образовавшихся в светских университетах (в Голландии первым секуляризовалось образование). Составители первых учебников. Оба – востоковеды.
Тиле и Шантепи сформулировали крайне неприятное понятие мировых религий в противовес национальным. Считается, что этически они гораздо более развиты, чем все остальные. Поначалу насчитывали три (хр-во, ислам, буддизм), за точку отсчета приняли нравственное измерение. С т.з. этих РВедов, национальные религии не предполагают развернутой этики, хотя этика может развиваться независимо от религии и провоцировать ее на взрыв.
Шотландия – Уильям Робертсон Смит, семитолог, изучал ВЗ с точки зрения исторических корней, сравнивал с берберами. Был изгнан из университета по церковному судук, уехал в Англию, писал статьи в энциклопедию по религиоведческим вопросам.
+5. Дисциплинарные принципы религиоведения.
Нормативные критерии и дисциплины.
РВ – наука.
РВ – гуманитарная наука.
РВ – эмпирическая наука.
РВ – междисциплинарная наука.
Иследование РВ является: эмпирическим, полиметодологическим,
Дисциплины: смежные с другими науками (социология, феноменология, история, философия религии как основные и в качесте дополнительных – антропология, археология религии).
+6. Классификации определений религии.
Трудность определения религии. Научная концептуализация.
Питер Бергер:
1) содержательные (Тэйлор)
2) функциональные (Дюркгейм)
Роберт Бэйрд:
1) реальные (сущность)
2) лексические (слово)
3) функциональные (действие)
По дисциплинарному критерию:
1) Социологические
2) Феноменологические
3) Антропологические
4) Философски-психологические.
По эпистемологическому критерию:
Генетические
Эволюционные
Родо-видовые
Субстратные
Номинальные
Семантические
+7. Определение в структуре религиоведческого знания.
Определение – раскрытие значения понятия.
Трудности определения религии.
Три вида ожиданий:
– конструктивные (конструирование предметной области)
– аналитические (методология)
– идентификационные.
Способы концептуализации религии: повседневный, философский, научный, богословский.
Классификация определений (содержательные и функциональные).
+8. История понятия «религия».
Греческие корни: legg – жать колосья, собирать, читать, связывать.
Латынь: религио – благочестие. Понималось по-разному, исходя из социально-политической позиции (Цицерон, Лукреций). Связь с богами, связь с бренным миром.
Христианство: одна религия – уже не религия, ее не от чего отличать, используются слова фидес, пиетас, лекс и т.п. Религия – необыденный образ жизни монахов.
ВГО: знакомство с массой новых религий. Религии это или не религии (суеверия).
19 век – концептуализация понятия религии как научного.
20 век – размывание понятия.
Критерии классификаций религиоведческих дисциплин. Традиционные классификации.
Религиоведческие дисциплины – система методик
Макс Мюллер: историческая теология и филосоская теология.