Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Орловский вестник. Н. Чудов. День в Ясной Поляне




 

Сначала - Тула, Московско-Курской железной дороги. Утро свежо не
по-июньски: ветер, тучи. Поезд (No 9), конечно, запоздал.
Вокзал все тот же. В пассажирской зале человек двадцать публики. Кто пьет,
кто спит. Кажется, их же именно я видел здесь и раньше, год назад. Три
барышни из петербургской косметической лаборатории по-прежнему ломаются на
стенке у буфета.
Последний переезд не утомителен. С Козловой Засеки, версты четыре или три,
дорога в Ясную Поляну, пересекаемая в одном месте киевским "большаком",
наполовину идет лесом; местность - сравнительно неровная.
Усадьба расположена ближе деревни и скрыта в зелени. Свернувши у двух
белых башен, я скоро увидал знакомый всем по описаниям дом, где гостили Стэд
(*1*), Репин и др. Немного раньше, у ребятишек, собиравших ягоды, я мог
узнать, что Л. Н. уже давно приехал из Москвы на лето. "Тут и графиня, и
Татьяна Львовна..." Потом поднялся спор.
День успел проясниться. Небо, капризничавшее почти неделю, ласково синело.
Светило солнце. Старые березы шумели и качались. Я с любопытством и с
понятным интересом глядел кругом. Я был в Ясной Поляне. Для полноты картины
здесь не хватало самого Толстого. Он должен был явиться - и явился.
Оказалось, что Л. Н. шел купаться. В руках у него было полотенце. Его
глаза, знакомые лишь тем, кто его видел лицом к лицу, спросили, что мне
нужно...
Когда я вспоминаю этот недавний день - передо мной встают два человека.
Толстой по первому взгляду (по впечатлению, оно не изменяется), в халате и
круглой шапочке, неторопливо шедший по аллее, и тот - почему-то другой -
Толстой, в обычной блузе, подпоясанной ремнем, и фуражке, каким он смотрит
на портретах, только - полный огня и силы, толкующий, как надо жить, чему
надо отдать себя, отдать сознательно и беззаветно...
В небольшом очерке, предназначенном в печать, я не могу, к несчастью,
передать всех наших разговоров. Как автор, "Царствия Божия", "Письма к
либералам" (*2*) и пр. Толстой известен и без меня; а если еще неизвестен
где как следует, то, без сомнения, будет известен очень скоро. Те
исключительные условия, в каких ему приходится работать, сами в себе таят
гарантию громадной популярности. <...>
На жизнь отдельной личности Толстой глядит как на одну из фаз ее же вечной
жизни в мало-помалу возвышающихся формах, настолько близких между собой, что
смутное воспоминание о предыдущем состоянии не исчезает в человеке никогда.
Смерть не является ужасной: это - переход. Жизнь - счастье; все наши жертвы
- не лишения, ибо весь мир - одно. Идея абсолютной справедливости тонет в
идее вечной силы, которая не допускает отчаяния и тоски...
- Следовательно, вы не разделяете воззрений материалистов? - спросил я у
него.
- Конечно, нет. Воззрения эти - одно из величайших заблуждений
человечества.
Толстой-мыслитель недаром не считается сторонником радикалов, либерализма
и т. д.: апостолу непротивления подобное движение необходимо должно казаться
злом... Прибавлю, Л. Н. обижается, когда у него спрашивают о его учении. Он
заявлял при случае не раз, что у него и нет, и не было своих учений.
- Если я написал несколько книг по религиозно-нравственным вопросам, то
исключительно затем, чтоб показать, насколько люди исказили истину, - не мою
истину, истину из Назарета.
Последняя работа, которую Л. Н. едва окончил начерно, посвящена вопросу об
искусстве (*3*). Толстой принадлежит к строгим судьям поэзии. Он ее чуть не
отрицает вовсе. Я попытался было привести ему слова Карлейля, что "чувство
должно быть пропето", но получил в ответ:
- Карлейль написал много умного, но это...
По заключению Л. Н., произведение искусства живет и остается полезным
памятником лишь в том случае, когда оно способно удовлетворить хоть одному
из двух главнейших требований: высокой красоты или общенародности. Поэт,
писатель должны стоять на среднем уровне эпохи и в высшей степени должны
остерегаться злоупотребления талантом. Тогда творения необходимо отразят
религиозное мировоззрение эпохи, что и надо.
- Да у меня, например, есть сейчас десяток тем - и, знаете, я затрудняюсь
выбрать... Намечены в особенности два рассказа: один, в котором я коснулся
бы маленького кружка нас, богатых людей, и который мне дорог субъективно, -
ну, и другой, для большинства... (*4*)
Я отвечаю, кстати, что Толстой с своей любовью к ближнему сказался предо
мною весь. Он принимает к сердцу каждое несчастие. Я, между прочим, слышал
от него, что не особенно давно, где-то на Волге, полиция отобрала у молокан
детей. Л. Н. негодовал:
- Я написал уж в Петербург, но еще нет ответа (*5*). Во всяком случае, это
- недопустимо...
При мне же в Ясную Поляну зашли две женщины из Тулы, попросить совета. Их
родственник ссылался в Пермскую губернию, - и Л. Н. не помог им только
потому, что нечем было и помочь.
Когда разговор далее пошел о живописи, он указал, после картины "Angelus"
(крестьянин и крестьянка в поле, при звуке колокола в благоговении сложили
руки), на потрясающий образ того рабочего с киркой, который сел, измученный,
и еле-еле переводит дух... (*6*)
- Художник должен знать законы перспективы и тому подобное, излишней
роскоши не нужно. Я допускаю хоть одни картоны. Но пусть они будут оживлены
идеею и проникают всюду: народ увидит и поймет... И в музыке я, разумеется,
стою за песню, на которую откликнутся сотни сердец, - а не за Вагнера,
который чужд толпе... Ведь это - то же декадентство. "Музыка будущего" -
жалкий софизм. Все, что имеет силу, не валяется в пыли: припомните Христа,
Будду и их влияние на самый низший класс.
При таких взглядах на искусство для народа Толстой не мог, конечно,
серьезно отнестись в свое время к затее наших барышень писать "что-нибудь"
для тех масс, служить которым призываются лучшие силы. "И они думали, что
это так легко", - задумчиво промолвил он. В силу того же, он отозвался
неодобрительно о некоторых "плодовитых" беллетристах.
- Возьмите N.: поверьте, я решительно не в состоянии прочитать целую
написанную им страницу... Не понимаю этой работы на заказ: какая-то позорная
продажность... И девяносто девять сотых возятся с своею грязной половой
любовью. А между тем у Диккенса, с его значением, - хотя его и портит его
манера излагать, - нет ни одной почти красивой героини: или уроды прямо, или
же - калеки...
Л. Н. не пашет больше. Года не те. Но и в иное время его работа не была
рисовкою. Я лично говорил с одним подростком (сыном крестьянки Копыловой),
для семьи которого, оставшейся без мужских рук, Толстой несколько лет был
временным работником; в крестьянстве этим не играют... Желанье стать
обязанным в жизни только себе ("житье трудами рук своих"), по словам Л. Н
вряд ли осуществимо целиком: остается - ограничение потребностей...
День пролетел, как один миг. Вечером Л. Н. проводил меня пешком на
станцию. Он ходит замечательно легко. Мы продолжали разговаривать, и я
жалел, что не имею больше времени в своем распоряжении... На прощанье я
выразил ему, что я стеснялся несколько зайти незваным гостем, но что теперь
мой страх пропал. Он протянул мне руку.
- Ко мне действительно приходят и напрасно - не знаю, для чего. Но вы -
другое дело. И я вам нужен был, и вы - мне нужны. Пишите мне...
Я не "интервьюировал" Л. Н. Он это знает. Девятнадцатого июня была минута,
еще там, в купальне, - когда, закрытый ее соломенными переплетами от
остального мира, я плакал перед этим человеком... Поэтому он не осудит меня;
он, вероятно, только со мною вместе пожалеет, что мой рассказ неточен и
короток.
Простившись, я поехал дальше, к месту назначения... Ночью опять ударил
дождь. Утро опять было холодное. Но в душе жило ощущение, похожее на то,
если бы кто из подземелья случайно вырвался на целый день поближе к
солнечному свету и теплу.

Комментарии

 

Н. Чудов, День в Ясной Поляне, - Орловский вестник, 1897, 29 июня, No 171.
Николай Александрович Чудов, журналист, печатавшийся в 90-е г. в
"Орловском вестнике", позднее в "Волжском слове" и "Южном крае". После
коронации Николая II Чудов написал обличительное стихотворение о Ходынской
катастрофе и отпечатал его на гектографе. Это стихотворение "Николаю II на
память о коронации" послужило причиной судебных преследований. Чудов сидел в
остроге, позднее сослан в Вологодскую губернию. Толстой отнесся к нему с
интересом: "...человек...умный, горячий и хорошо пишущий, за что он
пострадал много и продолжает страдать" (т. 72, с. 179).
Чудов был в Ясной Поляне 19 июня 1897 г. и написал статью по свежему
впечатлению. Он посылал Толстому гранки, что явствует из его письма:
"Прилагаемая статья была уже набрана и досыта урезана цензурою, когда я
задал себе вопрос: "Хорошо ли я поступаю?.. Если вы запрещаете, не откажите
написать до выпуска воскресного номера..." (ГМТ).

1* Уильям Томас Стэд (1849-1912) - журналист, социолог и общественный
деятель гостил у Толстого неделю в мае 1888 г. Автор книги "Правда о России"
(1888).
2* Имеются в виду сочинения Толстого "Царство божие внутри вас"
(1890-1893) и "Письмо к членам Петербургского комитета грамотности" от 31
августа 1896 г.
3* Трактат "Что такое искусство?" (1897-1898).
4* Речь идет, вероятно, о повести "Отец Сергий", начатой Толстым в 1898
г., и романе "Воскресение".
5* 18 мая Толстой отослал письмо Николаю II по поводу отнятия детей у
самарских молокан, религиозных сектантов, отвергавших обряды православия.
Толстой советовал царю прекратить "позорящие Россию гонения за веру" (т. 70,
с. 72-75).
6* Имеются в виду картины французского художника Жана Франсуа Милле
(1814-1875). Картина "Angelus" (1839) находится в Лувре, и репродукции с нее
были широко распространены в России. Рисунок Милле "Отдыхающий копач"
("Человек с мотыгой") Толстой упоминает в качестве примера в трактате "Что
такое искусство?".

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2153 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.