Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Курьер торговли и промышленности. Conto. У гр. Л. Н. Толстого




 

<...> Я отрекомендовался графу, он любезным жестом пригласил меня сесть и
сам поместился против меня в широком и удобном кресле.
- Цель моего посещения, Лев Николаевич, - начал я, - узнать ваше мнение о
возникшей мысли об устройстве приюта для престарелых литературных
тружеников.
- Дело это, несомненно, доброе, - сказал граф, - истинно христианское, и я
своевременно выскажусь о нем. Хотя я очень близко и не знаком с газетным
миром, но к работникам его чувствую всегда некоторую зависть.
- Почему так?
- Журналистам не приходится так уходить в работу с головой, отдаваться
всем телом и душой своей идее и, наконец, испытывать те родовые муки,
которые неизбежно сопровождают всегда появление на свет божий какого-нибудь
произведения. Независимо от этого у журналистов вырабатывается техника,
которой, признаюсь, даже у меня совсем нет. Не говоря уже о том, что я самым
старательным образом отделываю каждую строку моих произведений, мне даже
написать простое письмо чрезвычайно трудно и иногда приходится переписать
его до пяти, шести раз. Пишу я только тогда легко, когда совершенно забываю
о самом процессе и отдаюсь моим мыслям. В настоящее время я так усиленно
занят переделкой и отделкой моей новой повести (*1*), что особенно это
чувствую. Работы очень много, а времени очень мало. Старость берет свое,
чувствуется приближение смерти, и она уже не далеко.
- Как вы чувствуете себя вообще?
- Здоровье мое находится, в общем, в удовлетворительном состоянии, но
простая арифметика показывает, что жить мне осталось уже очень и очень
немного.
Отсутствие времени не мешает мне высказаться о новом направлении в
литературе. Я хочу сказать о декадентах.
- Как вы определяете декадентизм?
- Декадентами я называю тех художников, которые, не имея своей мысли и не
зная, что сказать, стремятся произвести на читателя впечатление
сопоставлением ряда сцен или просто слов, но идеи, проходящей через все
произведение красной нитью, у них нет. Декадентизм гораздо сильнее и
опаснее, чем это принято у нас думать. Критики наши относятся к декадентам
свысока и с насмешечкой, а сами не подозревают, что это направление
отразилось уже на всех родах и видах литературы. Нужно только различать
криптодекадентов, то есть тайных, от явных. Первые скрывают, что они
принадлежат к этой школе, а другие просто действуют. У нас есть теперь уже и
пьесы такие, и свои и переводные, и, как я слышу, публика ходит их смотреть
и довольна, когда ей растрогают нервы, а автор только этого и добивается.
Криптодекаденты опасны, а явные в публике никогда успеха иметь не будут, так
как передаваемое ими настроение слишком интимно и никем понято не будет, а,
следовательно, нервов не расстроит, иначе говоря - не понравится.
Просматривая современных беллетристов, я должен сознаться, что почти
никогда не нахожу ни оригинальной мысли, ни даже нового какого-нибудь
выражения. Только свое, хотя маленькое что-нибудь, ценно и может обеспечить
жизнеспособность художественному произведению. Эту мысль еще раньше меня
выразил Альфред Мюссе: "Mon verre n'est pas grand, mais je bois dans mon
verre!" (*) Может быть, причиной тому мои годы, и старикам все прошлое
всегда кажется лучше, но не только я люблю старые произведения, но даже
старые люди, иначе говоря отражение пережитой эпохи, кажутся мне лучше, чище
и нравственнее, чем современное молодое поколение. Эту мысль я и старался
провести во "Власти тьмы", резко проводя грань между представителями старого
и нового. Там заветы добра и веры держатся крепко и незыблемо, здесь заметно
шатание, и нет цельности выдержки даже в зале. Насколько мысль моя была
воспринята публикой и понята, конечно, я судить не в силах, но я собираюсь
пойти как-нибудь в "Скоморох" (*2*) в раек, и послушать, что там будут
говорить о моей драме и, что самое интересное, - обо мне. Мнение людей, не
знающих вас лично, а потому и беспристрастных, - несомненно самое ценное.

(* Мой бокал невелик, но я пью из своего бокала! (фр.) *)

- Что вы скажете относительно исполнения "Власти тьмы" на сцене Малого
театра?
- Об исполнении "Власти тьмы" на сцене Малого театра я не могу вам ничего
сказать по той простой причине, что я не бываю в театре уже около тридцати
лет. Так что мои указания, сделанные артистам, и не должны были служить им
какой-нибудь руководящей нитью, а просто - советом (*3*).
Прислушиваясь к отзывам и читая рецензии в газетах и журналах, я пришел к
убеждению, что ни один из артистов, даже хвалимых, не играет так роль Акима,
как я этого хотел и как я ее задумал.
- А как бы вы хотели, Лев Николаевич?
- Акима обыкновенно играют проповедником, серьезным и важным. Акима, по
моему представлению, нужно играть совершенно иначе. Он должен быть
вертлявый, суетливый мужичонко, вечно волнующийся, весь красный от
пронимающего его волнения, беспомощно хлопающий себя руками, качающий
головой и частящий свое "тае-тае".
- Но тогда. Лев Николаевич, он может показаться публике смешным.
- Вот этого-то я и хочу. Выходит Аким; что он ничего не стоящий мужичонко
- видно даже из того, что его ни жена, ни сын в грош не ставят. Публика
добродушно смеется над его заиканием, но вот настает момент, и Аким
раскрывает свою душу, обнаруживает в ней такие перлы, что каждому должно
сделаться жутко, невольно подумаешь в эту минуту о себе: "Я-то сохранил ли
доброе и хорошее, что было мне дано наравне с Акимом?"
Я не отрицаю того, что эта задача очень трудна и вряд ли какой-нибудь
актер решился бы так вести роль. Он мог бы вдруг чем-нибудь вызвать смех и в
самый трагический момент, и для него все бы пропало, а мне, автору, было бы
все равно.
Публика, просмеявшись даже всю пьесу и разойдясь по домам, в тишине и на
досуге одумалась бы и в конце концов пришла бы к тем выводам, которые мне
желательны. Относительно других ролей я ничего не могу сказать, только
Никиту не нужно изображать ни Дон-Жуаном, ни героем.
Он самый обыкновенный крестьянский парень, каких по деревням целая куча.
Все его несчастье состоит в бесхарактерности и нравственном шатании. В
общем, я бы дал совет всем артистам, играющим мою пьесу, как можно меньше
стараться изображать чувства. Внешнего проявления чувств у крестьян вы не
заметите, они их скрывают в своей душе гораздо лучше нас. Артисты должны
стараться держать себя как можно проще, приложив все старания к толковой и
правильной передаче своих слов.
- Как вы отнесетесь, Лев Николаевич, к изданию сборника на образование
фонда для приюта неизлечимых больных и престарелых тружеников пера?
- Понятно, что это дело доброе, и хорошо, если каждый пишущий даст
что-нибудь из своего портфеля на этот сборник. Я лично сейчас ничего не могу
дать, так как у меня нет ничего готового, но не отказываюсь категорически.
Повесть, которая должна быть скоро мною окончена, потребовала от меня
капитальной переработки и отняла гораздо более времени, чем я того ожидал.
- Долго вы пробудете еще в Москве?
- Положительно не знаю, но думаю, что скоро уеду опять в деревню. Слишком
уж я привык к ней за последние годы, да и работается там гораздо лучше и
скорее, а работы еще очень, очень много. Хочется высказаться о целой массе
вопросов, которые мучают и не дают покоя.
Лев Николаевич смолк. Лицо его было сурово, тяжелая складка легла
посередине лба, придавая ему выражение репинского портрета. Глаза его
смотрели в темный угол комнаты. Он задумался глубоко, глубоко...
- Много времени ушло, - сказал он тихим голосом, - в молодости бесплодно и
бесцельно, и с каким удовольствием смотрю я на тех, кто уже в ранние годы
может работать ясно и определенно! От души желаю успеха вашим начинаниям и
замыслам!
Я встал и горячо поблагодарил Льва Николаевича за беседу, которой отвлек
его от труда художника, с вопросами жизни и действительности.
Граф тепло и любезно простился со мною.
Мы вышли в залу. На пороге простились еще раз, и я повернул налево, на
лестницу, а граф - направо, в коридор. Я остановился еще раз поглядеть на
него.
И сейчас, когда я пишу эти строки, передо мною как живая рисуется
удаляющаяся фигура великого писателя Земли Русской, колеблющаяся фигура,
согнутая спина и руки, заложенные за спину. Еще одно мгновенье, и Лев
Николаевич исчез из моих глаз...

Комментарии

 

Conto. У гр. Л. Н. Толстого. - Курьер торговли и промышленности, 13, 14 и
15 декабря 1895 г., No 641, 642, 643.
Псевдоним раскрыть не удалось.

1* Роман "Воскресение". Толстой начал работу над новой редакцией романа в
декабре 1895 г.
2* Толстой был на представлении "Власти тьмы" в театре "Скоморох" 12
декабря 1895 г. "Знаменитый писатель, - сообщал журнал "Литературное
обозрение" (1895, No 52) - одет был в свой обычный зимний костюм; на нем
были полушубок, валенки и войлочная шапка. В театре он находился вместе со
своим сыном, приехав совершенно инкогнито, и поместился в "райке", на второй
лавочке".
3* Толстой присутствовал на репетиции в Малом театре своей пьесы 28 ноября
1895 г.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.