Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Барокко в Священной Римской империи




В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался строительный бум — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбургвозник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

 

Родиной и основной ареной развития итальянского барочного искусства был Рим.. В то время как ренессанс сосредоточивался главным образом на дворцовом зодчестве и лишь переносил затем его формы на церковные постройки, именно в области церковной архитектуры и протекает весь процесс стилевого развития итальянского барокко.

В развитии стиля различают три периода: восхождение, художественный расцвет и упадок. Первый период раннего итальянского барокко приходится на 1580 — 1633 гг., т. е. до сооружения Лоренцо Бернини алтаря в соборе Петра, который в свое время вызвал глубокую перемену художественных канонов, господствовавших в то время. В ранний период основные черты стиля барокко проявлялись с все возраставшими определенностью и смелостью в сосредоточении архитектурной мысли на произведениях, полных торжествующего величия и роскоши, в стремлении объединить пространственные решения с архитектурным оформлением, в живописно динамической группировке архитектурных масс и членений.

Далее — в большой протяженности и высотности построек, в эффектном использовании контраста света и тени, в свободном и сильном, независимом от прежних строительных правил формообразовании со сгущением и нарастанием отдельных структурных элементов, в богатом и блестящем оформлении при многостороннем применении скульптуры и живописи. И, наконец, в трактовке архитектурного целого как выражения высшего постижения, рассчитанного на торжественное восприятие. Главные мастера этой эпохи — Джиакомо делла Порта, Доминико Фонтана и Карло Мадерна. Они сознательно отошли от путей ренессанса, и чем дальше, тем это отклонение становилось более значительным, пока, к исходу первой трети XVII столетия оно не перешло в совершенно новое, далеко отстоящее от предыдущего направление.

Период расцвета итальянского барокко охватывает время от 1633 до 1700 г. Этот этап характеризуется постепенно развивающейся явственной переменой в художественном восприятии, находящейся в связи с изменившимися взглядами на значение ренессанса и на взаимоотношения искусства и церкви. Еще каких-нибудь несколько десятилетий назад малейшие остатки античности приводили в восторг, были чтимы и ценимы. Теперь же пиетет перед классическим искусством, как искусством языческой древности, настолько пал, что папа Сикст V, очень любивший архитектуру, велел снести ряд античных построек (в том числе Септизониум Севера) и удалить античные статуи из общественных мест или же заменить их христианскими (например, на колоннах Траяна и Марка Аврелия). Да и по отношению ко всему искусству прошлого стали не менее нетерпимы. Многочисленные церкви эпох раннего христианства, средневековья и ренессанса, даже периода раннего барокко, покрывались лепной декорацией соответствовавшей вкусам времени. Однако и в области пространственной композиции были введены немаловажные новшества. Начали облегчать тяжелые архитектурные массы, усиливать живописность интерьера путем оригинальных перспектив, усиливать формальное воздействие при помощи динамических линий как в целом, так и в деталях, обогащать всеми средствами декоративную сторону и привлекать тщательно рассчитанные перспективные и световые эффекты для достижения до крайности подчеркнутого, почти рафинированного архитектурного выражения.

В большей степени, чем в раннем барокко, выявляется индивидуальность отдельных художников. Также как их произведения получают живые личные особенности, так и общая картина архитектуры меняет свой облик. С того времени, как „теоретики" замкнули архитектурное творчество в твердые правила и формы, в определенные масштабы и пропорции, оно приняло, даже у значительных архитекторов, сухой, бессодержательный, а подчас и мрачный характер. Крупнейший мастер барокко Л. Бернини, начал разбивать стесняющие творчество оковы и придал жизнь и движение застывшим формам, тем самым разрушил традицию, которая в течение веков ставила предел свободному вдохновению. В произведениях Бернини искусство барокко дало свои высшие, а в произведениях его современника Борромини (который стремился превзойти его) — свои наиболее смелые достижения. Именно Борромини был тем мастером, который, далеко отклоняясь от принятых канонов, превращал целые стены и даже целые фасады, в вибрирующие поверхности. Деталь, которой вначале, в связи с преимущественным значением массы, пренебрегали, теперь снова начала играть большую роль; при этом деталь подвергалась деформации под влиянием стремления к легкости, к живописной и эффектной светотени, причем применялись подвижные, извивающиеся кривые как в обрамлениях, так и в карнизах и даже в профилировке. Рядом с двумя упомянутыми архитекторами нужно назвать третьего ведущего мастера эпохи, работавшего главным образом в качестве живописца,— Пьетро Берретин и, прозванного да Кортона, — основоположника искусства потолочных росписей. За ним следует Андреа Поццо, в виртуозных росписях которого и блестящих декорациях интерьера роскошь и пышность барочной эпохи получают наиболее яркое выражение.

К концу XVII столетия стала заметна энергичная реакция против пышности римского барочного стиля. Уже около 1700 г. барокко перешагнул высшую точку своего развития. В экстравагантных произведениях Борромини он достиг естественных границ своих стилевых возможностей. В то же время Рим потерял свое значение мировой державы и свое прежнее влияние. Центр мировой политики переместился во Францию, где в эпоху Людовика XIV художественная культура достигла блестящего расцвета.

Там утвердилось более строгое направление, представленное мастерами, работавшими главным образом над монументальными репрезентативными постройками и потому стремившимися к более выдержанным формам; эти мастера тяготели к прежним образцам итальянского искусства, в особенности дворцовой архитектуры, получившим здесь ряд новых качеств, связанных с высокими требованиями французского дворцового зодчества. В силу этого получило новую питательную среду и приобрело все растущее влияние то движение «контрбарокк», которое началось в Риме еще во времена Борромини под лозунгом „очищения вырождающейся архитектуры". Это движение направляло архитектуру снова на более спокойный путь, получивший свое выражение в третьем периоде позднего итальянского барокко, охватывающем время с 1700 по 1750 г. Фасады снова приобрели прямые линии. Структурные членения были приведены в более правильные пропорции и более четко обрисованы; соответственно этому изменились и вкусы в области декорации интерьера. Все же наиболее значительные мастера, особенно специфически римские среди них, сохранили основные черты и дух барокко эпохи расцвета, даже если им и приходилось решать задачи монументального порядка. Главными мастерами этого позднего периода являются: Филиппе Ювара, Алессандро Галилеи, Николо Сальви и Луиджи Ванвителли.

Стиль барокко настолько соответствовал национальному духу Италии, что собственно рококо, за исключением отдельных примеров в Верхней Италии, не нашло распространения. В то время как рококо распространился из Франции почти по всей Европе, итальянские мастера противопоставили ему монументальные произведения, принадлежащие к числу наиболее замечательных созданий барочного искусства. Только в середине XVIII столетия творческая фантазия, прошедшая через невероятное напряжение творческих сил, возвращается к идеалу классического искусства и вступает на путь классицизма.

 

3. Скульптура итальянского барокоо. Синтез искусство в барокко.

Творчество Л.Бернини

 

Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.

Особенность барокко - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством.

 

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность– с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа. На родине барокко, в Италии, наиболее яркое и законченное воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны; позднее он эволюционировал к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной легкости росписей Джованни Батиста Тьеполо. Во Фландрии в живописи Питера Пауля Рубенса, А. ван Дейка, Якоба Йорданса, и в Голландии в полотнах Рембрандта ван Рейна, Яна Вермеера, Хендрика Аверкампа, Якоба Рейсдала эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим началом. В Испании в 17 в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре Х.Б. де Эрреры, в живописи Д. Веласкеса, Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса; необычайной сложности и декоративной изощренности они достигли в 18 в. в постройках Х.Б. де Чурригеры. Своеобразное истолкование барокко получило в Австрии (архитекторы И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л. фон Хильдебрандт, живописец Ф.А. Маульберч) и государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М.Д. Пёппельман, братья Азам, семья архитекторов Динценхоферов, работавших также в Чехии), а также в Польше, Словакии, Венгрии, Литве, России и др.

Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией как главным курсом тогдашнего папского престола. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде; однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.
Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера).
Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его — Версаль). В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.
В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко», где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру; начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1046 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.