Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично в терминах «хорошо – плохо», особенно если речь идёт о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, ещё не ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Однако уже зримо выделяются несколько тенденций.
1. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, а с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения.
2. Приватизация и коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область эротическую и детективно-развлекательную индустрию.
3. Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви.
4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.
5. Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек.
6. Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор состояния культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли такие негативные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия» (засилие слов иностранного происхождения), к росту сквернословия и широкому употреблению матерных «вводных слов» в обыденной речи.
Изучение роли и места культуры в общественной жизни, закономерностей её развития имеет большое практическое значение. В современных условиях становится отчетливо видно: нельзя усиленно проводить в жизнь экономические и политические программы без учета культурного уровня населения. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.
Заключение
Заканчивая рассмотрение темы «Социология культуры» можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «культура» является одним из ключевых понятий в социологии наряду с «социальной системой» и «личностью». В социологии под культурой понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
2. Важнейшими структурными компонентами культуры являются ценности и нормы, закрепленные в обычаях и традициях. Совокупность обычаев и норм, касающихся важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.
3. К важнейшим функциям культуры относят следующие: человекотворческую, познавательную, коммуникативную, информационную, ценностно-ориентационную и нормативно-регулирующую.
4. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур, без каждой из которых она была бы неполной. Элитарная и массовая культуры, контркультуры и субкультуры сосуществуют в современном обществе и создают его неповторимый образ.
Литература:
1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, 2004.
2. Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. – М., 2004.
3. Массовая культура: Уч.пос. – М., 2004.
4. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М., 2004.
5. Михайлова Л.И. Социология культуры. – М., 2006.
6. Общая социология: уч. пос./ под ред. З.Т.Голенковой. – М., 2005.
7. Социология: учебник для вузов/ под общ.ред. В.Н.Лавриненко. – М., 2003.