Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальные функции культуры




В современной социологии с периода создания структурно-функционального анализа считается общепризнанным, что структура культуры и её социодинамика неразрывно взаимосвязаны с выполняемыми ею функциями. Первое, что бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры, - это её полифункциональность: как мы уже видели, она выполняет в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций.

И всё-таки во множественном взаимопереплетении социальных функций, которые выполняет культура в обществе, первичной, т.е. исходной, является адаптационная функция. Благодаря культуре, применению её норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (будь то семья, этнос, профессиональная группа или социально-территориальная структура – город, деревня и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды. Адаптационная функция культуры позволяет людям, руководствующимся её ценностями и нормами, обычаями и традициями, во-первых, приспосабливаться к окружающей среде, во-вторых, приспосабливать её к своим потребностям и интересам. Культура способна выполнять эту функцию, потому что она, как это доказал ещё Э.Дюркгейм, предлагает или навязывает отдельным индивидам и группам идеалы, нормы, стандарты поведения, которые их мотивируют к одним поступкам и способам действия, но побуждают воздерживаться от других. В результате этого в обществе, по мнению Т.Парсонса, создается сложная сеть позиций индивидов и групп, включающих в себя систему «ролевых статусов» - каждый индивид обладает определенными экспектациями (ожиданиями) определенных способов поведения других индивидов в определенных ситуациях и одновременно соотносит свои поступки с экспектациями других индивидов. Вследствие этого складывается адаптация индивидов не только к окружающей среде, но и к действиям других индивидов.

Адаптационная функция культуры тесно связана с её познавательной функцией. Суть её заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения в соответствия с этим определенной линии поведения. В осуществлении этой функции важная роль принадлежит такому специфическому компоненту культуры как наука, призванная генерировать новые знания и находить пути и средства реализации полученных знаний в технических средствах, в способах практической деятельности. Очень большую роль в осуществлении познавательной функции культуры играет искусство, способное проникнуть в глубинные пласты духовного мира человека, в его стремления, надежды, радости, тревоги, ожидания.

Огромное значение имеет социализирующая функция культуры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения, существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личности. Именно в процессе социализации формирующаяся личность через усвоение и творческое воспроизведение ценностей, норм, идеалов, приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности, становится саморазвивающимся субъектом социальных процессов.

Создавая необходимые для ориентации человека нормы, правила, стандарты поведения, культура выполняет ещё одну важную функцию – нормативную. Сущность её заключается в том, что культура, выступая в качестве идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствие с которыми складываются образ жизни людей, их установки, ценностные ориентации, ролевые ожидания и способы деятельности. Таким образом, культура выступает средством социального контроля над поведением человека.

Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и подготавливая наступление будущего, культура выполняет трансляционную функцию. Важную роль в её осуществлении выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей, органично связанная с новацией как способом обновления культуры.

С этой функцией органично связана функция производства новых, ранее не существовавших значений, знаний, ценностей и норм. В рамках существующей культуры, в процессе её воспроизводства и развития возникают новые символы и образы, стили, картины мира, способы духовного и практического освоения мира. Достаточно вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модерн, постмодернизм, чтобы стала ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, норм, стилей и т.п.

Воспроизводя в своем развитии издавна существующие ценности и обогащая духовный мир человека новыми ценностями и значениями, культура выполняет вместе с тем и функцию целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально-значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости, дополняя и перекрывая их новыми ценностями и нормами, открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.

Важное значение имеет мотивационно-мобилизующая функция культуры, которая заключается в формировании мотивов действий людей, побуждении их к определенным действиям и мобилизации воли, интеллекта и сил для достижения определенных целей.

Существенную роль во все времена, а особенно в нашу эпоху, когда осуществляется переход человечества к новому типу цивилизации – информационной – играет информационная функция культуры. Она позволяет индивиду, социальным группам, обществу в целом получить достоверную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни людей, их ориентация на те или иные виды деятельности и социальных отношений.

Существенное значение имеет сигнификативная (от англ. sign – знак) функция культуры, представляющая собой приписывание значений и ценностей определенным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звёздное небо не имело для первобытного человека никакого значения, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путём выявления его значений через религию, философию, поэзию, науку и т.п.

С сигнификативной функцией культуры тесно связана её коммуникативная функция. Она реализуется посредством передачи, приёма, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций.

Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.

Взаимодействие всех названных функций позволяет культуре выполнять еще одну, едва ли не важнейшую, функцию – воспитательную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально-активную личность.

Если мы еще раз обратимся к вышеперечисленным функциям культуры, то станет очевидным, что эти функции не только очень тесно взаимосвязаны, но и близки по значению. Поэтому имеет смысл обобщить их и выделить основные:

1. человекотворческая (гуманистическая, воспитательная), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности. Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому её ценностями, нормами и идеалами.

2. гносеологическая (познавательная), т.к. культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека.

3. информационная – функция получения информации об обществе и трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен и поколений.

4. коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания.

5. ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые опирается человек.

6. нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 917 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.