Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постмодернізм. Переосмислення відомих сюжетів




Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Характерной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей.

Постмодернізм в романі Зюскінда "парфюмер"

Постмодернизм обращается к языку метафор, стремясь к многочисленной интерпретации. Манипуляция сознанием с помощью слов, зрительных образов и запахов, на чем, собственно, и основаны фантастические сюжеты произведений, призваны показать бессилие человека: одно и то же действие в начале и в конце может в начале боготворить, а потом уничтожить. Герой Патрика Зюскинда сначала отторгается обществом, а потом сам стремится убежать от ненавистных ему людей, но, в конце концов, возвращается к ним, чтобы их поработить. Это взаимное неприятие и, одновременно, притяжение двух противоборствующих сторон в романе «Парфюмер» порождает ужасные преступления, и даже чудовищная смерть героя не может искупить их. Гений оказывается способен на злодейство и виной тому – мир, сделавший его изгоем. Гренуй мстит этому миру, убивая невинных жертв, ведомый желанием властвовать над людьми. Творческое начало пересиливает в герое жажду господства, он осознает свое бессилие как творца. Несмотря на то, что ему подвластны чувства и мысли десятков тысяч людей, стать одним из них, имея собственный, а не украденный запах, он не в силах.

Метафора запаха как индивидуальной и невосполнимой сущности человека может порождать любые интерпретации. Взять хотя бы столкновение гения и общества-толпы. С одной стороны – стремление одного человека подчинить себе целый мир, а с другой – непреодолимое отвращение большинства к любому отклонению от общепринятой нормы. Причиной этого столкновения становится странная неполноценность Гренуя, которую он безуспешно пытается компенсировать. Все в мире имеет запах, точно так же, как любой предмет несет информацию о себе. Что-то благоухает, что-то дурно пахнет. Ароматы смешиваются, более резкие подавляют тонкие запахи. Невозможно определить состав того или иного смешанного аромата. Люди пользуются одеколоном, дорогими духами, чтобы забить свой собственный запах и распространять что-либо более приятное (как им кажется) для окружающих. «Центральный момент романа Зюскинда – массовая оргия вместо публичной казни – является красочным намеком на всесилие информации в современном мире»

Постмодернізм У. Еко «Ім'я троянди»

В постмодерністському світовідчутті прикмети кризи, песимізму,спаду, а звідси «Світ постмодерністського мистецтва - світ«симуляторів»,помилкових видимості, світ означають, що звільнилися референтів.

З самого початку роману автор вступає в гру з читачем і текстом

«Характерні прикмети постмодернізму», бо вже перша глава вступу має виразне назву «зрозуміло рукопис», мовляв все і завжди так починали.

Продовжуючи гру У. Еко в «Примітках автора» дає хронологічні уточнення, розбиття дня політургійним годинах, прийняту в монастирях.

Вже в «Пролозі» письменник починає грати з «чужим текстом». Так, перша фраза "Споконвіку було Слово, а Слово в Бога, і слово було Бог» змушує згадати Євангеліє від Івана 1:1. До самого кінця роману

«Звучать» тексти творів середньовічних авторів, причому автор сміливо вводить латинь. Тут же читач відразу дізнається про Вільгельма.

Роман, стверджує письменник, - це цілий світ, створений автором і ця космологічна структура живе за своїми законами і вимагає від автора їх дотримання: «Персонажі повинні підкоряться законам світу, в якому вони живуть.

Тобто письменник бранець власних передумов. У. Еко пише про гру автора з читачем.

Постомодерністське переосмислення в романі Турньє "Пятниця або тихоокеанський лімб"






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 727 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.