4.1. Военная. Армия никуда не годится, нет регулярщины, целиком и полностью зависит от кызылбашей. Создаёт регулярную государственную армию: 20 тыс. стрелков с мушкетами, 12 тыс. конницы из кавказцев (надо понимать, она там лучшая), 12 тыс. челов на артиллерию. Теперь это костяк армии. Растёт боеспособность, падает роль феодалов и кочевников => усиливается власть шаха.
4.2. Административная. Хочет увеличить власть шаха и подавить сепаратизм отдельных феодалов, а также отделаться от старой, исключительно кызылбашской администрации. Наместники назначаются и смещаются только шахом, пытается подорвать передачу должности (беглербеги) по наследству (хотя ничего не получается). Наместники теперь из разных слоёв и народностей, поощрает своих военачальников. Расширение соцбазы. В центре – шах и совещательный совет «высочайший меджлис» из главных сановников. Создаются 2 ведомства для управления государственными и шахскими землями (и те и другие Аббас стремится увеличивать, а землю давать только в условное ненаследственное держание - тийюль).
4.3. Кроме того, переносит столицу из Казвина в Исхафан, всячески поддерживает торговлю. Восстанавливает систему дорог. Налоговая политика – стандартный пакет: все исламские + трудповинности + всякие мелкие поборы (где-то их сокращает), рождественские скидки. При Аббасе происходит дифференциация общины в основных торговых районах (там, где был шелк). Ещё из внутренней политики – сказать про жестокость. Устроил фаталити одному из своих сыновей, ослепил двух других, перерезал восставшее кызылбашское племя.
5. Внешняя политика. Отвоевание земель. Проведя реформы и подготовившись к войне, в 1602 АI нападает на османов и за 10 лет отвоёвывает все потерянные в начале царствования территории.
Аббас I оказался хитрым, умным и властным правителем. Он не только быстро избавился от опеки своих покровителей, но и энергично взял рычаги власти в свои руки. Подавив восстания, положив конец междоусобицам, Аббас обратился к решению нелегких международных проблем. В 1587–1588 гг. он одержал важную победу над узбеками в сражениях близ Герата и в Хорасане. Затем в 1590 г. он пошел на заключение невыгодного мира с турками, который развязал ему руки для решительных реформ. Целью этих реформ было укрепление центральной власти. Собственно, только при Аббасе и именно благодаря его усилиям сефевидский Иран достиг внутренней стабильности, что позволило ему просуществовать при более слабых преемниках великого шаха еще свыше столетия.
Как и в османской Турции, главной проблемой для Ирана была армия. Составленное в основном из кочевников племенное ополчение, равно как и кызылбашская конница, уже не были достаточно боеспособны и, главное, легко становились игрушкой в руках сепаратистов при междоусобных схватках. Имея в виду явную склонность кызылбашских ханов к феодальным раздорам, Аббас поставил первой своей целью ослабить именно их. Он создал 12-тысячный корпус стрелков-мушкетеров и 12-тысячный корпус артиллеристов, что вместе с корпусом гвардейцев-гулямов, в основном из кавказцев, составило ядро его регулярной армии. Достигнув этого Аббас резко сократил воинство кызылбашей (до 30 тыс.) и соответственно уменьшил число кызылбашских эмиров (со 114 до 35 за годы своей власти). Все это укрепило позиции шаха. Аббас провел также финансовые реформы: были введены новые монеты и отрегулированы налоги. Некоторые районы Центрального Ирана, и в частности столица Исфаган, были на несколько лет вообще освобождены от налогов. В других районах харадж был сокращен до первоначальной 1/6 части урожая. Снизились налоги и с кочевников.
Несколько изменилась при Аббасе и система земледелия. Резко расширился фонд казенных земель дивани. Союргал практически везде был заменен тиулем с ограниченными правами владельцев пользоваться лишь строго оговоренной суммой налоговых поступлений. Был увеличен фонд шахских земель (хассе), продолжали процветать вакуфы. Сохранялись и мульки, владельцы которых платили в казну минимальный налог – 10%. Крестьянская община несла ответственность за выплату всех налоговых сборов, чему способствовал принцип круговой поруки. Крестьяне, кроме всего, выполняли еще и повинности перед государством. Немусульмане платили подушную подать джизию.
При Аббасе расцвели ремесла и торговля в богатейших городах, налоговый сбор с которых определялся правительством. Существовали казенные шахские ремесленные мастерские с большим количеством лучших мастеров, работавших преимущественно по найму. Внешняя торговля и международные торговые пути находились под особым покровительством властей: мостились дороги, строились караван-сараи. Торговля шелком стала государственной монополией, а центром ее (шелк стал основой иранского экспорта) был 600-тысячный Исфаган.
Реформировал Аббас и систему административного управления. Структура власти при нем в некоторых отношениях напоминала османскую, но была существенно солиднее. Всесильным главой был шаханшах, по воле которого любой из его подданных мог быть в любую минуту подвергнут наказанию, вплоть до казни. От имени шаха правил меджлис из семи сановников-министров во главе с великим вазиром, который, в отличие от его османского коллеги, был более гражданским, нежели военным лицом. Все министры имели ведомства-диваны с соответствующими канцеляриями и штатами. Территория страны была поделена на две основные зоны – земли дивана и земли хассе, т.е. шахские. Во главе областей дивана стояли губернаторы-беглербеги, а округами в каждой области руководили хакимы. В областях земель хассе, куда кроме шахских были включены также и вакуфные и мульковые, руководителями были сановники-вазиры. Шиитское духовенство тоже имело два соответствующих штата судей-кади и богословов, обслуживавших земли дивана и земли хассе. В целом административный аппарат сефёвидского Ирана при Аббасе был едва ли не наиболее сложным и громоздким из всех, что создала исламская государственность. Но он оказался достаточно эффективен для управления Ираном. вся эта сложная бюрократическая машина при Аббасе находилась в руках не недавних кочевников-кызылбашей, но имевших восходящие к Ахеменидам традиции администрации персов.
Реформы, способствовавшие резкому усилению власти шаханшаха, послужили основой для активной внешней политики. Аббас I вел успешные войны с Турцией, заставив ее возвратить отданные ей в 1590 г. земли. Он отвоевал у Великих Моголов Кандагар, изгнал португальцев из очень важного для международной торговли острова-порта Хормоз в Персидском заливе, вел переговоры с европейскими державами и покровительствовал английской Ост-Индской компании. При Аббасе начались посольские связи Ирана с Россией (1588). Можно считать, что именно на рубеже XVI–XVII вв. сефевидский Иран благодаря реформам и политике Аббаса I достиг зенита своего внешнеполитического влияния и внутриполитического могущества. После смерти Аббаса его преемники жили некоторое время за счет этого могущества. Но не очень долго.
Билет 15.
1) Держава Харши на севере Индии: особенности государственной организации и внешние связи.
1. География. Север Индии – области вокруг Дели, Дажмна-Гангаское двуречье.
2. Хронология. Государство одного правителя – Харши (606-647).
3. Прелюдия. Крупная держава Гуптов дохнет всю 2/2 V и начало VI в. На её обломках возникает куча более мелких государств. Среди них – Стханешвара (город-столица – 100 км северней Дели), Гауда (Бенгалия – Дельта Ганга), Канауджа. В начале VII в. правитель Гауды Шашанка ведёт крупную войну за гегемонию в северной Индии. В 606 он, пригласив на встречу, убивает правителей Стханешвара и Канауджа. В Стханешваре к власти приходит ещё подросток Харши (целиком - Харшавардхан). Вскоре он разбивает Шашанку. Источники хороши. Бана «Харшачарита» (Приключения Харши), Сюань Цзан (китайский буддист-путешественник.
4. Внешняя политика. Разбив Шанашку, Харши смог присоединить к себе оставшийся без правителя Канаудж, большую часть долины Ганга и Мальву (запад Индии). Затем он предпринимает поход в Декан, но неупешно. Всю жизнь проводит в походах, но большего так и не добился.
5. Внутренняя политика. Типичное феодальное государство того периода. Несколько ступенек лестницы, сами феодалы могут давать земельные наделы. Куча вассальных княжеств и т.д. Итого Харша – просто удачливый завоеватель и очень харизматичный чувак, сумевший сплотить всех вокруг себя. Поэтому государство и распалось с его смертью.
Государство Харши просуществовало недолго – примерно столько же, сколько управлял им сам Харша (606–646), сумевший укрепить свою власть, особенно в подчинявшихся непосредственно ему областях-наместничествах (существовали еще и вассально-автономные княжества). Харша имел неплохую по тем временам армию, щедро покровительствовал буддизму (при нем был отстроен знаменитый монастырь-университет в Наланде) и пытался даже установить связи с далеким Китаем. Однако эфемерность его государства наглядно видна из зафиксированного в китайских хрониках эпизода. В 647 г., уже после смерти Харши, в его столицу прибыл китайский посол Ван Сюань-цэ. Враждебно встреченный, этот далекий чужеземец трезво оценил обстановку, собрал в пригималайских районах небольшое войско из тибетцев, непальцев и, присоединив к нему своих спутников-китайцев, сумел не только разбить армию преемника Харши, но и увез последнего в Китай в качестве пленника. После этого государство Харши распалось[2]. Начался длительный период раздробленности и междоусобиц, осложненный весьма радикальными изменениями в политической ситуации в Северной Индии.