1. Содержание билета – первые крестовые походы, борьба арабов с крестоносцами и деятельность Салах ад-Дина как её апогей.
Хронология.
1096-1099 I-й Крестовый поход; создание королевства Иерусалимского, графств Эдесского и Триполитанского, княжества Антиохийского
1127-1146 Имад ад-Дин Зенги - эмир Ирака.
1147-1149 II-й Крестовый поход (Конрад ΙΙΙ+Людовик VII)
1154 Взятие Нур ад-Дином Дамаска
1168 Взятие Нур ад-Дином (Ширкух) Египта
1174-1193 Султанат Салах ад-Дина
1187 Взятие Салах ад-Дином Иерусалима
1189-1192 III-й Крестовый поход (Филипп ΙΙ, Август, Фридрих I Барбаросса и Ричард Ι Львиное сердце)
1193-1200 Междоусобица Айюбидов.
1200-1218 Султанат Адиля.
1203 IV-й Крестовый поход
1217-1221 V-й Крестовый поход (Андрей II)
1218-1238 Султанат Камиля.
1228-1229 VI-й Крестовый поход (Фридрих ΙΙ)
1248-1254 VII-й Крестовый поход (Людовик Святой)
1269-1270 VIII-й Крестовый поход (Людовик Святой)
3. Прелюдия. В начале XII в. Фатимиды теряют власть над Сирией и Палестиной => там мелкие феодальные княжества – лёгкая цель для крестоносцев. В рез. КП-1 возникают Иерусалимское королевство и зависмые от него графства Эдесское и Триполийское + Антиохийское княжество. Постоянная резня на религиозной почве + торговые неудобства от европейских купцов => недовольство и необходимость отпора. Такой отпор может дать только единая политическая сила (стихийные восстания обречены на поражение: Бейрут 1125).
4. Государство Имад ад-Дина Зенги. 1127 назначен эмиром Ирака, 1146 – умер. За 19 лет подчинил себе многие территории (Халеб, Эдесса). После смерти государство разделено между сыновьями. Самый талантливый –
5. Нур ад-Дин. Укрепил государство, набегами ослаблял крестоносцев (они слабеют, т.к. ругаются между собой, страдают от арабов, скучают по Европе). 1154 взял Дамаск. Его брат, Ширкух – главком войск, брошенных на завоевание Египта (1168 завоёван), затем везир Египта. После смерти Ширкуха его сменил племянник –
6. Салах ад-Дин. Отвоевал у крестоносцев Газу, вследствие чего его влияние усилилось. Нур ад-Дин боится, 1174 умирает. Кому власть? Формально – его малолетнему сыну (сидит в Халебе), но есть и множество других претендентов, которые сидят каждый в своём городе. Салах ад-Дин под предлогом подчинения этих претендентов законному наследнику – сыну Нур ад-Дина – завоёвывает один за другим города Дамаск, Хомс, Баальбек, Эдессу, Хаму, после чего берёт Халеб и сам становится султаном, основав тем самым династию Айюбидов.
7. Гос-строй при Айюбидах. Во главе гос-ва – султан, получающий формальную инвеституру от багдадского халифа. Гос-религия – суннизм вместо ранее господствовавшего шиизма. Основа армии – наёмники (курды, бедуины), мамлюки и регулярные войска, выставляемые вассалами по приказу. Восстановлен флот. Оживлённая торговля и общий экономический подъём. Раздача икта (земли за службу) и вакуфных земель (земли духовенству).
8. Деятельность Салах ад-Дина против непопкорнных эмиров. Заключает союз то с одними, то с другими, то с асассинами. В результате к 1186 – единое гос-во (Египет, большая часть Сирии и Месопотамии). Теперь – мочить крестоносцев.
9. Деятельность Салах ад-Дина против крестоносцев. 1187 завоёваны Табария, Цезарея, Хайфа, Яффа, Сайда, Бейрут, Акка, Аскалон и главное – Иерусалим! В битве при Хаттине в плен взяты король иерусалимский + магистры тамплиеров и госпитальеров. Правда, 1191 – потеря Акки, но перелом состоялся: 1187-1229 Иерусалим у неверных.
10. Междоусобица Айюбидов. 1193 Салах ад-Дин умер. Кому власть? Ещё при жизни разделил государство на 4 части, но все хотят стать единственными. Воюют.
11. Адиль. Брат Салах ад-Дина, по завещанию получил Месопотамию. Объединился со своим племянником – Азизом (Египет), 1196 взял Дамаск, а 1200 – и Египет, после чего – всю остальную мелочь. Восстановил государство брата и правит до 1218. 1218 – V КП, крестоносцы взяли Дамиетту.
12. Камиль. Сын Адиля. 1221 отвоевал Дамиетту, очистил Египет от крестоносцев, но вернул им Иерусалим (1229). Безуспешно воевал с сельджуками. Восстановил державу Айюбидов, но после его смерти (1238) всё развалилось. Некоторое время – медленное загнивание, после чего 1250 – мамлюки.
13. Мамлюки. Мамлюки первоначально – рабы, из которых Айюбиды формируют лично преданные им войска. 1250 берут власть и правят Египтом и Сирией до начала XIV в.
В 1171 г. военачальник Салахад-дин (Саладин) совершил в Каире переворот, провозгласив себя султаном. Власть фатимидских халифов пала, а султаны новой династии Алюбидов (1171–1250), будучи суннитами, признали авторитет багдадского халифа. Объединив под своей властью также и Сирию, где в середине XII в. крестоносцы были вынуждены вернуть Дамаск мусульманам (эмиром Дамаска стал курдский полководец Айюб, отец Саладина), и заключив мир с досаждавшими ему ассасинами, дважды покушавшимися на его жизнь, Салах-ад-дин всю свою незаурядную энергию направил на борьбу с крестоносцами. В 1187 г. он занял Иерусалим и захватил почти все важнейшие опорные пункты христова воинства. Правда, после третьего крестового похода Ричард Львиное Сердце заключил с Саладином выгодный мир, оговорив право христиан прибывать в Иерусалим для паломничества в святые места. Но большего крестоносцы добиться уже не могли. И надо сказать, облик Саладина произвел на них неизгладимое впечатление. Будучи, в отличие от большинства современных ему восточных правителей, человеком не только щедрым, но и скромным, Саладин привлек внимание к своей личности. В западноевропейской традиции он предстает в качестве благородного рыцаря, что нашло свое отражение прежде всего в сочинениях менестрелей.
После смерти Салах-ад-дина его наследники повели междоусобную борьбу за султанат, владения которого к этому времени охватывали не только Египет и Сирию, но также Хиджаз с Меккой и Мединой и часть Месопотамии. Междоусобные распри вновь усилили роль мамлюкской гвардии, которую правители создавали из купленных ими рабов. Неудивительно, что в 1250 г. последний из Айюбидов был свергнут одним из мамлюков, после чего Египет на протяжении двух с половиной веков оказался под властью мамлюкских правителей, которые сумели не только сохранить свою власть, но и успешно противостоять монгольским войскам.
Билет 11.
1) Особенности политического, социального и экономического развития государства Корё X-XIII вв.
1. География.. Корейский полуостров. См. карту
2. Хронология.
918–945 Становление государства Коре.
946-1009 Укрепление власти вана.
1009-1170 Расцвет. Войны с киданями.
1170–1258 Ослабление власти ванов. Правление военачальников из рода Чхве. Захват монголами.
3. Экономика. В основе – поливное земледелие. Рис. В основном, натхоз. Обмен слабый (здесь даже деньги не прижились), хотя есть города, а в городах большие рынки. Города здесь имели скорее административную, чем экономическую значимость. Ремесло государственное, с довольно сильным разделением труда. Вовне торгуют с Китаем и Японией, вывозят рис и ремесло, ввозят материалы, оружие, металлы.
4. Социум. В основном, крестьяне. Их 2 категории: янин («добрые люди». Личносвободные, государственные. Платят подати + поземельный налог (10-25%), несут повинность) и чхонин («презренные». Несвободные, под феодалами и государством). Все ремесленники прикреплены к определённой мастерской, положение передаётся по наследству. Купцы никогда не самостоятельны – они лишь агенты феодалов или государства.
5. Культура. Буддизм и конфуцианство (=> Хорошая система образования). Обширное храмовое строительство (самый известный – Хынваса, разрушен монголами). Книгопечатание – начинается с буддийской литературы. Вероятно, здесь (до 1234) была придумана наборная печать.
6. События. До конца IX в. здесь – государство Силла. В IX в. начинаются мощные крестьянские восстания, которые подрывают мощь Силлы и в результате приводят к распаду. Объединителем становится глава Тхэбона, Ван Гон. В 918 Тхэбон переименован в Корё, а столица перенесена в Кэгён. Объединительная политика Ван Гона успешна – к 945 единое государство по всей Корее. Основы для объединения: необходимость подавить восстания внутри, а также внешняя угроза (с севера на корейцев наседают кидани (империя Ляо). Борьба с ними с переменным успехом – вплоть до 1019. Корея низложена, но признаёт формальное верховенство Ляо). В окончательном виде, как «централизованное феодальное государство», Корё складывается только к концу X в.: указ 976 года устанавливает норму наделения чиновников землёй в зависимости от их положения. При Сонджоне (982-997) складывается аппарат управления (выделяются 6 верховных ведомств, причём чиновники чётко разделены на военных и гражданских) и производится административная реформа (12 областей и 10 провинций, разделённых на округа и уезды), создаётся система почтовых станций, вводится всеобщая повинность государственных крестьян (военная и трудовая; крестьян в армии содержали односельчане). Реформы позволили Корё устоять под ударами Ляо, хотя и не устранили предпосылок к распаду – в XI-XII снова начинает расти крупное феодальное землевладение (как светское, так и буддийских монастырей). Это приводит к ослаблению центральной власти с начала XII в., у крупных феодалов тем временем появляются вооружённые отряды. Разворачивается борьба между группами феодалов за влияние над царём (ваном). В условиях новой внешней опастности (китдинастия Цзинь) Корё раскалывается, на СЗ образуется новое Государство великих свершений, но столичная группировка (выступает за централизацию власти и мирное признание главенства Китая) во главе с Ким Бусиком (потом напишет «Исторические записки трёх государств», про корею в духе конфуцианства) восстанавливает единство, бунт жестоко подавлен. Во 2/2 века борьба усиливается, 1170 – переворот военных, перерезали приближённых вана Ыджона и свергли его. С этих пор внутренняя борьба особенно сильна, вновь массовые крестьянские восстания (главное – восстание Мани 1176-77). Попытки реформ Чхве Чхунхона (у власти с 1198) проваливаются => восстания продолаются. В 1218 сюда впервые приходят монголы, корейцы отказываются от мира => 1231 – приходят снова, грабят всё, осаждают столицу и, подписав мир и оставив наместников, уходят. Корейская верхушка переезжает на остров Кандо, а на самом полуострове весь век – восстания против монголов и карательные походы. Во время одного из них (1257/8) разрушены все города на территории п-ва
Структура Корё, как стало именоваться теперь государство в принципе не изменилась. Правда, вместо девяти провинций их стало шесть, потом десять, но все с тем же делением на округа и уезды. Продолжала сохраняться и надельная система с налогами и повинностями общинников, со спорадическими перераспределениями наделов. Центральная администрация имела шесть основных ведомств по китайскому танскому образцу. Чиновники получали служебные должностные наделы и делились на гражданских и военных. Армию набирали на рекрутской основе (4 – 5 дворов выставляли одного солдата, экипировавшегося за счет тех дворов, которые солдата не давали). Существовала система централизованного регулирования экономики, включая государственное кредитование крестьян и амбары для помощи в случае неурожаев. Большое место в системе аграрных отношений занимало буддийское монастырское землевладение. Существовало и типично китайское сословное деление на полноправных крестьян-налогоплательщиков – янин (сюда включались и платившие налоги городские слои) и неполноправных, чхонин, которые имущества не имели, налогов не платили, занимались грязными и презираемыми профессиями, хотя подчас использовались и в качестве наемников либо зависимых арендаторов. Обрабатывая земли чиновников, аристократов и иных землевладельцев, чхонин обычно безжалостно эксплуатировались.
Следует сказать, что правители Корё прилагали немало усилий для того, чтобы сохранять общую стабильность структуры. В 976 г. с этой целью был составлен общегосударственный земельный кадастр и введен строгий контроль за использованием земли – мера, весьма необходимая при существовании надельной системы. Однако, несмотря на это, в Корее, как и в Китае, шел процесс укрупнения землевладения, постепенного присвоения служебных и иных казенных земель. Временами возникали крупные полуавтономные уделы влиятельной наследственной знати. Во всех этих случаях центральная власть соответственно ослабевала, возникали кризисные явления, социально-политическая нестабильность. С особой силой это проявилось в XII в., когда крестьянские восстания наслаивались на мятежи знати, власть правителя-вана была ограничена или даже сведена на нет очередной военно-феодальной кликой из того или иного знатного дома. В начале XIII в. над страной нависла угроза монгольского нашествия.
Здесь следует заметить, что веками складывавшаяся внутренняя устойчивость и практика независимого существования страны, пусть даже подчас при формальном сюзеренитете Китая, вели к энергичному сопротивлению любой попытке попрать независимость. Это проявилось в VII в., когда Ян-ди потерпел поражение. Это же повторилось в XI в., когда не увенчалась успехом попытка киданьской империи Ляо завоевать Корею. Конечно, теперь ситуация была сложнее. Монголы были очень грозным противником, а Корея, как только что упоминалось, была ослаблена внутренними распрями. Несмотря на это борьба с монголами растянулась на долгие десятилетия (1231–1258), причем только междоусобные распри и апелляция части знати к монголам с просьбами устранить соперников привели в конечном счете к капитуляции, хотя и после этого в Корее одно за другим продолжали вспыхивать антимонгольские движения.
Монгольское иго длилось несколько десятилетий, на протяжении которых Корея была превращена в плацдарм для монгольского вторжения в Японию. С ослаблением власти монголов в Китае и особенно после начала там мощного антимонгольского движения под эгидой будущих правителей династии Мин в Корее произошел раскол на сторонников как монгольской (юаньский), так и минской династии, между которыми разгорелась ожесточенная борьба. Сторонники новой минской династии, во главе которых стал ван Конмин (1352–1374), уже в 1356 г. сумели изгнать остатки монгольских войск с территории страны. И хотя их промонгольские противники не сложили оружия, а в 1374 г. сумели даже убить Конмина, это им не помогло. Патриотически настроенные группировки в начале 80-х годов, когда победившая династия Мин в Китае могла оказать им помощь, выступили против промонгольской клики. Генерал Ли Сон Ге во главе армии в 1388 г. вошел в столицу и заставил правительство капитулировать. В 1392 г. он же совершил государственный переворот и провозгласил себя основателем новой династии Ли, правившей до 1910 г.