Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 


Практическая технология творческой педагогики




Значение научно-теоретического анализа определяется не степенью практического использования (практической апробации), а возможностью создания эвристических технологий, которые, в свою очередь, конкретно реализуются в технологических процессах.

В античной культуре возник термин «Techne», которым определялся характер единства художественной и технической работы, предполагающей участие и разума, и руки: ремесло и искусство в одно и то же время. Удивительный этап истории, когда художник НЕ мог НЕ быть инженером, а конструктор НЕ мог НЕ быть художником. Античная пайдейя обучала воспроизведению единства тех начал, которые мы теперь по отдельности именуем наукой и искусством, ремеслом и творчеством – в «точке интеграции» Человека.

Прим./ Размышляя о режиссуре и педагогике,М.О. Кнебель назвала свою известную книгу «Поэзия педагогики» (М.: ВТО, 1984; М.: ГИТИС, 2005), подразумевая под этим владение «техникой педагогики». Но проблема «техники» всегда связана с проблематикой «метода» в изоморфном соотношении части к целому (pars pro toto). И потому у Марии Осиповны эта «техника» ПОЭТИЧЕСКАЯ, т.е. «художественная». А, следовательно, антропопоэтическая – «внешняя». У её первого учителя, Михаила Александровича Чехова «техника вдохновения» – это техника аутоноэзиса – техника внутреннего образо-образования. И их методологическое неразличение может привести к глубинному внутреннему конфликту.

Под «технологией» понимается творческая комбинаторика (соединение-сочетание) возможных вариантов создания моделей предметного содержания в определённой последовательности операций и действий, которые исходят из общих оснований (принципов). Технология есть организационно-методический инструментарий творческо-педагогического процесса. Общие теоретические принципы выступают в качестве гипотетической (индивидуальной) основы будущей профессиональной деятельности руководителя любительского театрального коллектива.

Таким образом, возникает ряд взаимосвязанных и взаимозаменяемых схематических соотношений, который способствует формированию законченной теории: методология (метатеория) – методика – технология – приёмы и техники. Где методология определяется субъектно – как «ориентировочно мировоззренческая метатеория» (онтологический горизонт событий) и объектно – «общие принципы предметной сферы»; методика – общая объектная («орудийная», «стандартная») система предметных ориентаций; технология – свободная единица субъектных ориентаций в предметной деятельности; приёмы и техники – личный (субъектный) способ действий в предметной деятельности.

Значение рабочего термина «практическая технология» (художественно-творческая) более всего связана с процессами творческого обучения и обучения творчеству. Поскольку имеет ту необходимую свободу ориентировки на общие методологические (и значит – мировоззренческие) принципы, а не объективированно отчуждённые «шаблоны», «предписания» и «практические руководства» к действию. Субъектная значимость «практических технологий» предполагает наличие основополагающих принципов гуманистической направленности в понимании «антропологической» ориентации на творческую природу человека, т.е. его целостности:

· Принцип «управление без управления», в основе которого заложено развитие принципа самодеятельности и самоорганизации по линии «личность – личность».

· Принцип «совместного развития» учителя и ученика – «обучая, обучаюсь» по линии «индивидуальность – индивидуальность», т.е. принцип «совместного творчества» («синергия»).

Итак «практическая технология», в отличие от дифференцированного и систематического набора методического материала, требует личностного (мотивационно ценностного) и субъектного (когнитивного, познавательного) включения в содержательно предметную, операционную область. Т.е. эта содержательная область рассматривается как идеальная модель, субъектно созданная, а не «реально отражённая».

Прим./ Необходимо различать творческий процесс субъектного созидания («внутреннего строительства») какпознавательное мыследействие и психологический процесс создания субъективного представления о предмете (в конечном счёте, так называемого «мнения», который не только по Спинозе, является грехом).

Исходя их этого, конкретно-исторический материал может нас заинтересовать в плане создания «идеальной модели» воспроизводства творческой ситуации в теории и практике театрального любительства. Понятие «идеальная модель» представляет собой аналогово-ассоциативную цепь ситуаций и проблем, которые замыкаются (информационно и энергетически) в некий целостный объём (образ-гештальт), действующий не только на уровне сознания, но в поле напряжения целостного человека (в структуре «личность – индивидуальность – субъект – индивидуум»). Идеальная модель не работает в системе отражений – рецепций. Она создаёт реальные возможности прогнозирования и предвидения. По возможности, целостная, единая и общая модель задаёт внутреннюю телеологию (индивидуально субъектную), т.е. личностное целеполагание по организации творческого процесса деятельности. Таким образом преодолевается механизм отчуждения объекта деятельности (предметной сферы) и субъекта деятельности (индивидуально личностной заинтересованности). В этом случае может идти речь о творчестве в каком-либо роде деятельности.

Во всём объёме содержательного материала мы имеем несколько типовых моделей самодеятельного творчества в театральном любительстве: 1) «цеховую», 2) «культурно-просветительскую», 3) «художественно культурную» и «художественно эстетическую», 4) «клубно-публицистическую», 5) «творческую» (студийную).

Прим. / Относительно этих предметных ориентаций можно, в перспективе, определить основные критерии и качества профессиональной деятельности (компетентности) в области театрального любительства («профессиограмма»).

В общей педагогике существует понятие «профессиограммы», т.е. идеальное моделирование специалиста в сфере педагогической деятельности (матрица компетентностей, модель компетентности). «Модель специалиста» представляет идеальную модель-соотношение образа личности педагога и специфики его профессиональной деятельности. Поэтому при рассмотрении проблематики предметного содержания, необходима, прежде всего, субъектная ориентация на возможность формирования идеальной модели личностной и индивидуально-творческой направленности «себя-как-специалиста-на-свой-тип-деятельности». Субъектно-поисковая установка на формирование «автопрофессиограммы» требует усиленного режима по работе рефлексии «второго уровня». Т.е. осознание и понимание не только предмета исследования (рефлексия первого уровня), но и познание самого себя в предмете исследования («диалогическое отчуждение» в структуре «быть собой» и «быть другим»).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 745 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2525 - | 2336 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.