Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 


Технологичность» творческой педагогики и педагогики творчества




Технологичность – «гармония» и «алгебра» содержания обучения, развития или воспитания в общей педагогике определяется, как способность педагогической технологии подвергаться кодированию («алгебра»), не утрачивая при этом своих воспитательно-обучающих возможностей («гармония»).

Технологичность представляет собой не простую взаимосвязь технологии и творческого вдохновения, но является регулятором равновесия творческо-педагогического процесса на грани рационального и того, что находится за этой гранью (иррационального, бессознательного).

Технологичность как возможность кодирования эмоционально-информационного содержания («информационная теория эмоций» П.В. Симонова, 1964 г.) является общим и универсальным принципом, как науки, так и искусства.

«Театр – закодированная практика, а расшифровка кодов необходима и крайне увлекательна: идёт ли речь о продолжающих существовать до сих пор кодах, определявшихформы прошлого, или о новых кодах, создающихся и утверждающихся сегодня...» – определяет семиотический характер театральности Анни Юберсфельд.

На то, что в сценической педагогике не востребована и не разработана методология «открытых Станиславским вечных законов поведения человека на сцене» сетовал в своё время Г.А. Товстоногов. Происходит это в силу того, что «вечные законы поведения человека» не могут быть ограничены спецификой техники поведения на сцене. Поскольку театральность – это закодированная практика «жизни человеческого духа» во всех её ипостасях и способность к её «расшифровке» определяет способность к творчеству.

В искусстве различные способы кодирования информации (зрительно-пространственными, словесными, акустически образными, цифровыми и т.д.) сочетается с формой выражения (декодирования): мышление звуками, мышление образами, мышление цветовыми комбинациями.

Педагогика творчества развивает и воспитывает одновременно способность творческого мышления к восприятию кода (художественно-эстетическая реакция-восприятие) и способность к выражению на языке этого кода. Специализация художественной деятельности определяется языком этого вида деятельности. Процесс отбора учащихся на конкретную специализацию обусловлен общей проблемой дифференциации способностей к усвоению и пользованию различными типами кодов. В нашем случае таким языком-кодом является сценическое искусство. Театральная педагогика обучает «сценическому» языку, и её технологичность обусловлена набором сценической кодификации. Абсолютизация кодирования и ограничение процесса обучения сценическому искусству чисто технологическими подходами создаёт проблемы «профессионализации» («Специалист подобен флюсу» по К. Пруткову).

Технологичность творческой педагогики обусловлена, в первую очередь, тем, что язык искусства является только поводом («шифром») к раскодированию человеческой истории поведения, чем и является «театральность». Технологический инструментарий творческой педагогики направлен на развитие общей одарённости, способной к созданию собственного кода и своего языка выражения («игровая персонификация»), который был бы основан на познании «вечных законов поведения человека» вне специализации, во всей его целостности.

Таким образом, технологичность творческой педагогики связана с вопросами психологического обоснования законов творчества, которые обуславливают отбор технологических средств развития творческой природы – образного художественного мышления, как психологической единицы человеческого сознания. Технологический отбор осуществляется по интегрированному художественному принципу развития бессознательных основ творчества на базе аналого-ассоциативных механизмов (например, развитие практических технологий формирования «правополушарных» интуитивно-творческих механизмов сверхсознания).

При этом необходимо помнить, что педагогическая технология не механический, раз навсегда заданный процесс с неизменным выходом, а организационно-содержательная структура, сердцевина, определяющая направление взаимодействия педагога и детей при бесконечном разнообразии подходов и отношений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 643 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2471 - | 2351 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.