На рубеже XIX и XX веков Концепции географического детерминизма обрели сначала вид «политической географии», а затем трансформировались в геополитику.
Основы «политической географии» заложил Фридрих Ратцель. Создателями геополитики были Рудольф Челлен, американский адмирал Альфред Мэхэн, британский географ и политик Хэлфорд Маккиндер, немецкий исследователь Карл Хаусхофер и французский географ Поль Видаль де ла Блаш.
А. Мэхэна и X. Маккиндера принято считать родоначальниками «океанского» направления западной геополитики, которое исходило из особенностей географического положения ведущих морских держав — США и Великобритании — и обслуживало интересы правящих кругов этих стран. Р. Челлен и К. Хаусхофер стоят у истоков «континентального» направления в геополитике, проявившегося в нацистской Германии.
На практике зачастую создатели различных концепций тесно контактировали с политиками, стоявшими у власти А. Мэхэн с Т. Рузвельтом, X. Маккиндер с лордом Дж. Керзоном, К. Хаусхофер с Р. Гессом и А. Гитлером и др.
Геополитика выделилась из политической географии и как наука получила признание,когда появилась возможность создания теоретических основ изучения влияния пространственных факторов на политические процессы.
Французский геополитик, профессор Пьер Галлуа (р. 1911), рассматривая геополитику как науку, изучающую отношения между властной политикой в международном плане и географическими рамками, в которых она проводится, выделял три исторических этапа в ее развитии.
Первый - протогеополитика, ведущая отсчет от ранних этапов человеческого развития до первой промышленной революции. Она основана на географическом фатализме.
Второй - конфронтационная геополитика. Начало ей положила промышленная революция, приведшая к хищнической эксплуатации человеком окружающей природной среды, что привело к обострению глобальных проблем и угрозе существованию человечества.
Третий - неконфронтационная геополитика. К жизни она вызвана тем, что природа начинает «мстить за себя», заставляя государства и политиков «считаться с собой». Необходимость в выработке и реализации общепланетарной геополитики, в основе которой лежали бы интересы спасения цивилизации для будущих поколений.
Геополитика в современном понимании как область исследования международных отношений и мирового сообщества сформировалась на рубеже XIX—XX вв. В границах классической геополитики традиционные представления о международных отношениях основывались на том, что главными акторами (субъектами) международной политики являются национальные государства, положение которых в глобальной политике зависит от территории и местоположения.
Теоретические основы классической политики
Теоретические основы классической геополитики составляли принципы, концепции и методы, господствовавшие в XIX—XX вв. в естественных, социальных и гуманитарных науках. Основатели геополитики перенесли их на анализ международных отношений.
1. Основополагающим принципом геополитики был географический детерминизм.
2. государства как основной субъекта геополитики осуществлялась на основе органического подхода, взятого из социологии. Общество-как биологический организм.
3. Научная модель изучения геополитических перемен опиралась на социал-дарвинизм, согласно которому понять природу постоянно меняющегося мирового порядка позволял закон борьбы за существование, в ходе которой выживает сильнейший.
Социал-дарвинизм -комбинация позитивизма О. Конта (1798—1857) и Ч. Дарвина, предложившего модель изучения перемен.
Согласно социал-дарвинизму войны, конфликты и экономическая конкуренция естественны, так как являются инструментом эволюции нации.
Теория силы государства Р. Челлена.
Все основные положения геополитики были сформулированы другим шведским ученым Р. Челленом (1864 — 1922). Для него геополитика представляла науку о государстве как географическом организме.
Он считал,что борьба за существование естественная форма жизни государства так и война представлялась лишь как одно из проявлений этой формы борьбы за географическое пространство. Р. Челлен утверждал, что жизнеспособность государства обеспечивает, в первую очередь, сила и лишь затем право, поддерживаемое этой силой. Задача права обеспечивать идеолого-нравственные условия применения этой силы.
Р. Челлен не сомневался, что малые страны будут подчинены великим державам.И если в предшествующие периоды, считал он, эту роль выполняли Британия и Россия, то в начале XX в. на ее предстояло сыграть Германии. По его мнению, именно она обладала так называемым «осевым динамизмом» в Европе и поэтому он предлагал создать германо-нордический союз во главе с Германской империей.
Экспансионизм великих держав возводился Р. Челленом в ранг закона природы. Великая держава, опираясь на свое военное могущество, выдвигает требования и простирает влияние далеко за пределы своих границ. В условиях, когда мир уже поделен между великими державами, остается, естественно, лишь одна возможность — отвоевать захваченное другой великой державой пространство.
Идеи Р. Челлена были усвоены и развиты в 20 — 30-е гг. XX в. германским ученым К. Хаусхофером.