Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Деканонизация жанров в поэтике художественной модальности




ПХМ отмечена радикальным преобразованием жанровой системы и самой сущности жанра. Жанры существенно трансформировались: из канонических они превратились в неканонические. Нарушение канона и жанровая модальность Процесс с сер.18в.. Медленнеевсего — во Франции, где классицистская система жанров господствует вплоть до 20-х гг.19в. Интенсивнее идет процесс в английской лит-ре, но особенно динамичной в немецкой, тк были сильны барочные традиции. Уже в «Одах» Клопштока начинается переосмысление ведущего жанра классицизма. Ода теряет свою жанровую чистоту и включает в себя то, что должно именоваться застольными песнями, дружескими посланиями и даже любовными стихотворениями.

2) поэты «Бури и натиска», прежде всего Гёте. Он «через голову» классицизма обращается к античным канонам жанра, создавая, «Римские элегии». 1) античная элегия, жанр очень широкого тематического диапазона, и эту особенность использует поэт. 2) Гёте акцентирует в элегии сочетание скорби и радости. 3) поэт художнически сознательно обыгрывает это сочетание, => лирическая тема стихотворения оказывается «свободна от подчинения его сюжетной ситуации, может не совпадать с ней». => становится возможным, что при «безмятежно счастливой» ситуации стихи звучат трагически. Д/элегии канонична ситуация страданий, старости, смерти. В романтизме завершилось стирание жанровых границ: «Романтики смешали все жанры.. Теперь целым становится именно произведение, а жанр — его вариацией. =>неканонический жанр обретает новый облик. Его чертами становятся: жанровая модальность (он — отношения между жанрами), стилистическая трехмерность (он — «образ жанра») и внутренняя мера (заменившая собой жанровый канон).

Принципиально любой жанр может быть включен в конструкцию романа, и фактически очень трудно найти такой жанр, который не был бы когда-либо и кем-либо включен в роман».

Понимая роман как модальный и вероятностно-множественный жанр, Бахтин нашел 3 основные особенности, отличающих роман:1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат лит-го образа в романе; 3) новую зону построения лит-го образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности».

стилистическая трехмерность, является не каноном романа, а одним из пределов его внутренних возможностей, тем направлением, в котором он движется. Роман является мощным фактором деканонизации всей лит-ры.

Материнским лоном лироэпической поэмы и одновременно одним из ее жанровых пределов является эпическая поэма. В 20в. складывается и так называемый лирический эпос, ориентированный на синкретическую «Книгу», типологически более древнюю, чем эпическая поэма. Вместо полноты эпического цикла «потеря— поиск — обретение» в лироэпической поэме мы наблюдаем более или менее явное тяготение события к кульминационному моменту встречи. Иными словами, процессуальный эпический «поиск» редуцировался, но и сконцентрировался на одномоментной «встрече».

Известно, что баллада восходит к весенним хоровым и плясовым песням, имевшим ритуальный смысл: они должны были помочь возродиться тому, что умерло на зиму, — земле, росткам, покойникам. Позже одним из архетипических балладных сюжетов станет приход мертвеца в мир живых.Во 2-ой пол.18 в. Баллада становится особенно популярной на фоне широкого увлечения народной поэзией и фольклорных публикаций В лит-ых балладах неизменно сохраняется заданный фольклором лироэпический синкретизм с элементами драматическими. Расцвет литературной баллады сразу же сопровождается новациями. Гёте в нарушение канона создает баллады, в которых повествование ведется не от третьего, а от первого лица. Спецификой их, однако, является то, что повествователь здесь сам герой баллады, а не лирическое «я».

Это нововведение становится важным шагом на пути деканонизации жанра. Между героем баллады и лирическим «я» устанавливается некая эмоциональная связь, позволяющая предполагать и большее — некий параллелизм их судеб. Следующий, решающий, шаг деканонизации баллады отмечен трансформацией ее субъектной структуры и связанного с ней сюжета. Рассмотрим, как это произошло, на материале стихотворения Пушкина «Бесы».поэт, 1) преодолел условность балладного сюжета, а повествованию придал реалистическую мотивировку, сохранив при этом сюжетные подтексты источника.2) роль лирического, эмоционального начала, предусмотренного каноном и развитого романтиками, возвысилась до прямого преобразования одного из героев в лирическое «я». 3)трансформировалось не только соотношение лирического и эпического начал — существенные изменения претерпело традиционное драматическое начало жанра, с чем связаны глубинные смысловые пласты «Бесов».

Принципы деканонизации жанров, по существу, только начинают изучаться. Собственно, неканонический жанр и отличается от канонического тем, что в нем исторически сложившиеся жанры становятся художественными языками разных типов сознания и тем самым вторично разыгрываются, открывая широкую смысловую перспективу.И так поступает вообще поэтика художественной модальности со своим «блаженным наследством».

 

Теоретическая поэтика





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2530 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2515 - | 2434 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.