Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для всех членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.
Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.
Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке, добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения, решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия.
В структуру социальных институтов, как правило, включают следующие элементы:
- цель, т. е. круг общественных потребностей, которые удовлетворяет институт;
- определенная сфера деятельности института;
- люди, находящиеся внутри того или иного института;
- соответствующие институту учреждения;
- материальные средства, необходимые для функционирования института;
- нормы, которыми регулируется деятельность института;
- санкции, стимулирующие людей соблюдать нормы;
- функции, которые тот или иной институт исполняет в регулировании общественных отношений.
Функции социальных институтов сводятся к следующим видам:
1.функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих членов;
2.а даптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды — как природной, так и социальной;
3.интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и (или) всех членов данного общества;
4.коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе;
5.социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, ориентации и реализации ею своего социального статуса;
6.регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.
16. Социальные конфликты: функции и основные подходы к пониманию
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к социальным конфликтам.
Социальный конфликт — это борьба между противоположными сторонами из-за дефицитных ресурсов и за достижение вознаграждения,которая включает в себя попытки подчинить, нейтрализовать, причинить вред, устранить и уничтожить противника.
Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни и представляют собой осознанное столкновение противоположно направленных потребностей, интересов, желаний двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, государств и др.). П. Сорокин считал, что источник конфликтов лежит в проблеме удовлетворения или подавления базовых потребностей людей. Если у субъекта (индивида или группы) появляется какая-то потребность, то субъект предпринимает действия по ее удовлетворению. Однако, если кто-то или что-то мешает удовлетворению потребности, возникает ситуация, называемая «блокадой». В этих условиях субъект пытается преодолеть блокаду, найти новые средства для достижения своей цели. Следует отметить, что конфликты — явление социальное, они свойственны людям,но не животным. В животном мире нет конфликтов, а есть лишь бессознательные инстинктивные столкновения особей, стремящихся к выживанию.
В современной социологии сложилось две точки зрения на социальный конфликт.
Функционализм (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) рассматривает конфликт как социальную болезнь. Эта трактовка вытекает из общих постулатов функционализма о том, что в основе общественной жизни лежит взаимодействие, согласие и сотрудничество, социальные взаимосвязи основаны на принципе солидарности, а социальные системы стремятся к устойчивости. В таком случае конфликт — это расстройство, травма, аномалия в общественной жизни, выражение дисфункции социального организма.
Вторая точка зрения, теория конфликта, рассматривает конфликт не как патологию, а как норму социальной действительности. Конфликты — естественное социальное явление, более того, они могут приносить общественную пользу. К наиболее ярким представителям теории конфликта относят Г. Зиммеля, К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера.
Г. Зиммель утверждал, что конфликты в обществе неизбежны, так как они обусловлены биологической природой людей, их инстинктивной враждебностью. Чем больше будет в обществе конфликтов, тем лучше, ведь многочисленные конфликтные ситуации, пересекаясь, друг с другом, препятствуют разделению людей на два противоборствующих лагеря.
К. Маркс видел причину социальных конфликтов в экономической организации общества, неравном распределении собственности, которое порождает эксплуатацию одного класса другим, социальную поляризацию. До тех пор, пока в обществе будут существовать классы-антагонисты, система будет продуцировать социальные конфликты в огромном количестве. Чем сильнее социальная поляризация, тем более насильственным будет гиперконфликт (революция), и тем больше он вызовет изменений в обществе. Последний из таких гиперконфликтов — социалистическая революция — создаст в конечном итоге систему, основанную на гармоничных социальных отношениях, в результате чего исчезнет возможность для социально-классовых конфликтов.
Р. Дарендорф, один из наиболее ярких представителей современной теории конфликта, полагал, что основу социальных конфликтов составляют политические факторы — борьба за власть, престиж. Конфликты функциональны (полезны), так как усиливают адаптивность системы, способствуют появлению новых норм и механизмов социальной стабилизации. Игнорировать конфликт, тем более подавлять его — контрпродуктивно, поскольку это усиливает потенциальную злокачественность конфликта, дает новый толчок усилению его энергии.
Л. Козер подчеркивал, что конфликт выполняет позитивные функции в обществе:
1.образование новых групп;
2.установление и поддержание относительно стабильной структуры групп;
3.социализация как индивидов, так и самих групп;
4.создание и поддержание баланса власти;
5.получение объективной информации об окружающей среде;
6.стимулирование творчества и новых форм социального контроля;
7.стимулирование создания новых социальных институтов.