Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности и основные направления русской философии XIX-нач. XX веков (западничество, славянофильство, религиозная философия, русский космизм)




Первый опыт русского философствования относят к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия появляется в ХIХ в. Начало связано с именем Чаадаева, философа и публициста. Чаадаев говорил об отлученности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое. В ХIХ–ХХ вв. идеи Чаадаева были осмыслены представителями западничества и славянофильства.

Западничество оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В. (Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена – Огарева. Основные идеи: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу; 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; 4) высокая оценка преобразований эпохи Петра I. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо западничество на два направления: либеральное (П. А. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д.Кавелин),

отстаивавшее догмат о бессмертии души; революционно-демократическое (А. И. Герцен, Н. П.Огарев, В. Г.Белинский), трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.

Славянофильство оформилось в к. 30 – нач. 60-х гг. ХIХ в. Представители: «старшие» славянофилы: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин; «младшие» славянофилы: К.С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов; «поздние» славянофилы: Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. Основная идея – утверждение самобытности России, ее общественного уклада. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а также особом «живознании», т. е. познании Бога не через рассудок, а через цельность духа. Славянофилы отвергали западный рационализм. Основа российской жизни– это триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); Народность (православная община, солидарность и нравственность).

Русская религиозная философия (Соловьев, Бердяев).

Три аспекта всеединства: единство истин, добра и красоты; единство, науки, философии и религии; единство политического государства, экономического общества и духовной церкви.

Три когерентные силы мирового развития:

- центростремительная (Восток) – подчиняет многообразие единому верховному началу;

- центробежная (Запад) – инициирует личную свободу;

- интегрированная сила – синтезирует первые две, открыла бы позитивные возможности развития человечества.

Бердяев – основные идеи: идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности, идея метаисторического эсхатологического смысла истории. Сущ. 3 вида свободы: свобода, укорененная в небытии; свобода, которая зависит от Бога; свобода творчества человека. Идеал для Бердяева – персоналистский социализм, где главную роль играет личность.

Русский космизм сложился в России в к. ХIХ–нач. XX вв. Выделяют 2 направления: религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский); методологическо-философское (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский). Первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении; второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. Общие идеи: идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека; интерпретация человечества как органичной части космоса; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея вечности жизни (в богочеловечестве).

Человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1474 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2465 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.