Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Осн особенности и направления фил Возрождения: гуманизм, натурфилософия, соц утопизм




Истор этапы развития средневек западноевроп фил (патристика и схоластика), ее хар-ные черты.

Эпоха Средневековья – период европейской истории, занимающий промежуток времени с V по XVI в.Фактически средневековая культура, фил. сформировались на основе 2-х традиций – христианства и античной фил. Основ. чертами средневек. Фил. были: Теоцентризм (Бог явл гл предметом фил-их размышлений), Креационизм (представ. о том, что мир сотворен Богом из ничего), Идея откровения (проблема познания трактовалась как откровение: познать истину, сущность божественного можно только через веру), Символизм (стремление находить скрытое зн-ие того или иного предмета или явления), Провиденциализм (представ. о том, что развитие чел-го общества опр-ся сверхъестеств. силами). Средневек. фил. в своем развитии прошла два этапа: этап патристики и этап схоластики.

Патристика (от лат. – отцы) охватывает период с II по VIII в. – это вр. становления христианской догматики. Осн. пред-ли–Василий Великий, Григорий Нисский, Августин Блаженный. Первонач патристика сущ-ла в форме апологетики (ранняя патристика,II-IIIвек), т. е. защиты христианских догматов от язычества. Отцы церкви занимались проблемами сущности, происх. добра и зла, души и тела. Одной из наиб. важных тем стала проблема соотношения веры и разума; за верой закреплялось приоритетное значение.

Проблема соотношения веры и разума:

- «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан, вера якобы независима от разума и в этом смысле возможно веровать в утверждения, бессмысленные с точки зрения разума)

-«верую, чтобы понимать»(Аврелий Августин, без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам своей жизни)

-«понимаю, чтобы верить»

Вершиной патристики явл. творчество Августина Блаженного. Он занимался разработкой проблемы бытия, вр, дв-ия истор-го пр-са. Бог и душа – осн темы фил. Августина. Он полагал, что Бог сотворил не только весь мир, но и время. Бог вечен, неизменен, а чел имеет прошлое, наст. и буд, иными словами, время оказывается чисто чел-им понятием. Ключевая идея мировоззрения Августина – «познай Бога – через душу и душу – через Бога», т. е. чем лучше чел. познает себя, тем ближе он становится к Богу. Этапы чел-ой истории: а) земное царство (эгоизм, доведенный до призрения к Богу), б) царство Божье на земле (любовь чел к Богу, доведенная до призрения к самому себе)

Этап схоластики (от греч.– школа, беседа) VIII – XV в. –предст собой развитие христианской фил. под влиянием идей Аристотеля. Мыслители – Аквинский, Абеляр, Росцелин, Оккам.прилагали усилия чтобы рац-но обосновать веру в Бога. В реш. этой проблемы выделилось 3направления: номинализм, реализм, концептуализм.

Номинализм (от лат–имена) рассм. общие понятия (универсалии) лишь как имена–названия предметов. Они не сущ. объективно, а предст. собой рез. абстрагирующей деят-ти мышления чел. Реализм (от лат. – дейст-ный) утверждал, что имена реально сущ. объективно и явл. первичными по отношению к предметам. Концептуализм (лат.– понятие) отрицал реальное сущ-ние универсалий, но признавал их наличие в сознании людей как особой формы познания дейст-ти. Фома Аквинский выделял универсалии 3х видов: до единичных предметов (в божественном разуме), в самих предметах (как общее в единичном) и после предметов (в человеческом разуме). Фома Аквинский выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Принцип гармонии веры и разума: знания, кот. получил чел, изучая природу, мир, людей носит вторичный хар-р, а вот вера дает осн. знания. След-но вера выше разума.

Осн особенности и направления фил Возрождения: гуманизм, натурфилософия, соц утопизм.

Эпохой Возр. Наз. период с XIV по XVI вв.,когда начинает расти интерес к чел, ко всему земному. Рост населения, развитие торгово-денежных отношений, городской жизни, мануфактурного производства повышали самосознание личности. Это существенным образом сказалось и на развитии фил. Осн. направлениями фил. эпохи Возр. были гуманистическое, неоплатоническое и натурфилософское.

Наиб. выдающимися предст-ми гуманист-го направления явл. Данте, Петрарка, Роттердамский, Макиавелли, Леонардо да Винчи, Мор. Они противопост-ли средневек. теоцентризму (Бог явл. главным предметом фил-их размышлений),глубочайший интерес к чел. Самореализация личности предст-сь гуманистам как путь дух-го творчества, худож-ного оформления своей жизни. Гуманисты не отвергали христианское учение, для них чел-ая жизнь имеет самодостаточную ценность.

Неоплатоники зан-сь развитием учения Платона. Кузанский создал ориг-ную концепцию развития. По его мнению, весь прир-ый мир предст. собой развертывание всего того, что есть в Боге. Бог бесконечен, поэтому сама природа не имеет границ и центра. Бог–это бытие и сама возможность становления бытия. Мир явл.целостным и единым, отсутствует всякая разница между Землей и небесными сферами. Чел рассм-ся Кузанским как Богочел, как творческое начало. Гл.спос-ть чел–познават-ая деят-ть. Т.обр,взгляды философа демонст-ют переход от средневек к возрожденческим представлениям.

Натурфил-ое направление было нацелено на формир-ие научного мировоззрения,обоснование материализма. Природа стала рассм-ся в качестве основы развития всего сущ-го, источника всех знаний чел.Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей,Леонардо да Винчи способствовали разрушению средневек. мировоззрения. Коперник выдвинул гип-зу о вращении Земли вокруг Солнца.Тем самым он опроверг истинность гип-зы Птолемея, кот. утверждала, что в центре мироздания нах. Земля, а все остальные светила вращаются вокруг нее. Бруно выдвинул идею о бескон-ти вселенной. Он говорил о сущ-нии в ней мн-ва миров, кот никто не создавал. Бруно отождествляет Бога и природу (пантеизм). Вселенная вечна, поэтому сущ. необходимость истор-го рассм-ния ее составных частей. Источник дв-ия в природе –противоречия между конечным и бескон, представ-ми собой единство.

Один из основоположников утопического социализма Мор. В своем произведении дал развернутую критику общественной жизни, основанной на частной собственности, и представил образ желаемой действ-ти, в кот. присутствуют демократическое управление, равенство в труде, общая собственность.

7.Осн идеи фил Нов. вр. Проблема научного метода: методология эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Дэкарт)
Осн.идеи: 1. Механицизм как мировоззрение XVII в. объясняет всю сов-ть прир. и соц. явлений на основе з-нов механики. Для него хар-но редуцирование сложного к простому, целого к сумме частей. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в вечное дв-ние Универсума.2. Идея Универсума, Вселенной с едиными и неизменными организационными принципами, абсолютно одинаковыми для всех без искл-ния ее областей.3. Деизм учение, кот. признает сущ-ние Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным причинным законам. Каждый из этих законов имеет точное математ-ое выражение.
Новое понимание предмета фил выдвинуло на первый план целый ряд гносеолог-их проблем, осн из кот стала проблема создания универсального метода познания. Метод, по мнению мыслителей Нов. вр, выступает одним из наиб. важных условий плодотворного познания, ориентированного на решение следующих задач:1) получение истинных знаний о мире и увеличение власти чел. над природой;2) обеспечение всеобщего благоденствия и духовного облагораживания чел-ва на основе очищения чел-го разума от заблуждений, иллюзий и предрассудков.
Понимание существа истинного метода в фил Нов вр. опр-ся в направлениях эмпиризма и рационализма. Эмпиризм (родоначальник Ф. Бэкон) – это направление в фил, кот. признает чувственный опыт в качестве осн. источника знаний. Как целостная гносеолог-ая программа эмпиризм оформился в к. XVII–нач. XVIII вв. Материалистический эмпиризм считает, что источником чувственного опыта явл объективно сущ-щий внешн. мир (Ф. Бэкон, Дж. Локк,Д. Дидро, К. Гельвеций и др.). Субъективно-идеалистический эмпиризм признавал ед-ной реальностью субъективный опыт индивида (Д. Юм,Дж. Беркли). Напр, Беркли утверждая, что вещи – это суммы ощущений, формулирует тезис: сущ-ть – значит, быть воспринимаемым. Содержание ощущений при этом сводилось к субъективным переживаниям чел. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт сов-тью ощущений или представлений и отрицает, что в основе опыта лежит объективный мир. Осн. положения эмпиризма: Познание нач-ся с чувственного восприятия, а именно, с непосредственной регистрации фактов. Разум и мышление считаются лишь формирующим, а не творческим началом. Задача разума в пр-се познания сводится к правильному обобщению опытных данных, т.е. к их группировке и систематизации. Получение достоверных знаний возможно лишь на основе индуктивного метода, включающего след. этапы: наблюдение, описание, анализ, сравнение, эксперимент. Основой индуктивной методологии, по Бэкону, выступает научный эксперимент, соотв-щий след. требованиям: а) воспроизводимость (стандартизация условий и процедур проведения опыта);б) проверяемость;в) прогностичность(объяснение наблюдаемых в опыте явлений должно обладать предсказательной силой, т.е. выводить новое знание); г) логичность (рассуждения ученого должны строиться в соответствии с законами и правилами логики). Эксперимент должен дополнить чистое созерцание целенаправленным наблюдением исслед-го явления в спец-но созданных условиях, благодаря чему преодолевается субъективность чувственного восприятия. Индукция должна заменить дедукцию, выводящую частное знание из заранее сформулированной всеобщей идеи, рассуждением, восходящим от установленных фактов к всеобщей идее (от частного к общему). Т.обр, всеобщая идея выступает как конечный рез., а не исходный пункт исследования. Бэкон подчеркивает значимость учета тех аспектов, кот. опровергают обобщения, противоречат им, т.е. усовершенствует метод, позволяющий теперь получить достоверную информацию об изучаемом объекте в полном объеме. Осн. задача метода – очищение разума от заблуждений, так наз. идолов. Идолы пещеры – предрассудки, кот. связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психолог. складом, сформировавшимися вкусами и привычками, воспитанием (напр, личные суеверия). Идолы рынка – ошибки, порожденные неправильным словоупотреблением, привычкой опираться на расхожие представления и некритически относиться к неточной или недостоверной терминологии. Идолы театра – заблуждения, связанные со слепой верой в авторитеты или некритическим усвоением ложных мнений и воззрений.
Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) – направление, кот. признает разум чел. источником познания и критерием его истинности. К осн. тезису эмпириков «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в опыте» рационалисты добавляют «кроме самого разума». По мнению Декарта, создание нового метода требует прочного основания, кот. может быть найдено в самом разуме, а точнее, в его внутреннем первоисточнике – самосознании. Самосознание гарантировано у Декарта наличием Бога, существа, вложившего в чел. естест-ный свет разума: все «смутные» идеи – продукт чел, а потому ложны, все ясные (т.е. врожденные идеи, присущие мышлению изначально, т. е. идеи чисел, фигур, некот аксиомы, напр, целое больше части, осн. положения логики) – от Бога, а потому выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания. Приобретение нового достоверного знания на этой основе Декарт связывает с соблюдением осн. правил метода:1) начинать с простого и очевидного, избегая предвзятости и опрометчивости (так наз. Методолог-ое сомнение);2) делить каждую из исследуемых проблем на столько частей, сколько необходимо для лучшего их решения;3) в исследовании восходить от простого к сложному;4) действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена. Для этого в пр-се познания необходимо отталкиваться от некот. интуитивно ясных, фундаментальных истин, из кот. на основе дедукции (позволяющей осущ-ть восхождение от общего к частному) разум должен выводить все необходимые следствия. В целом философы данного периода способствовали превращению науки из кустарного промысла в организованное, планомерное производство знаний.

 

8. Осн достижения немецкой(18-19в) клас-ой фил.
1)
обосновано предст-ние о предмете фил, ее роли в культуре и жизни чел-ва. Фил предстает как строгая наука, как сист дисциплин 2) осущ-ен поворот к истории как фил-ой проблеме, поставлен вопрос о смысле чел-ой истории, ее хар-ре и закономерностях. История представлена как путь разума, имеющего строгие законы, кот можно исслед-ть и на их основе управлять развитием общества; 3) создан и разработан диалектический метод.
Осн идеи фил. Канта. Родонач. класс. нем. фил. считается И. Кант, кот. обосновал сомнение в спос-ти чел решать все проблемы, опираясь искл-но на собственный разум.В «докритич» периоде (до 1770 г.) Кант развил учение о гравитац-ом взаимод. Земли и Луны, об истор-ом развитии космических тел, выдвинул гипотезу о возник-нии Солнечной сист.естес-ным путем. Кант сумел создать развивающуюся картину мира. Идея развития послужила важным этапом в форм-нии диалектики как учения о развитии и его внутренних источниках.В работах «критического» периода Кант обосновал творческий хар-р чел-го познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал учение об источниках познания, разрушил трад-ные предст-ния о том, что не способы организации мышления согласуются с формами бытия, а наоборот, мир объектов, каким мы его знаем, согласуется с формами организации нашего мышления. Мыслители Канта считали, что в его учении познание рассм-ся как акт. творческий пр-с. Рез. подобного творчества явл. рассогласование между миром «вещей-в-себе» и миром «вещей для нас». Мир «вещей-в-себе» – это нерасчлененная внешняя реальность, сущ-ющая до познания, и независимая от него. Вещь-в-себе лишь возбуждает наши познавательные спос-ти, сообщает им импульс к действию. Рез. этого действия – образ внешн. мира («мир вещей для нас»), состоящего из мн-ва самост., отделенных др от др предметов, связанных между собой уст-ми законосообразными отношениями. Образ мира конструируется в пр-се познания. В числе осн. познават. способностей Кант наз.:1) Чувственность, или спос-ть восприятия и представления: на данном этапе хаос ощущений упорядочивается с пом априорных форм чувственности пр-ва и вр. 2) Рассудок, обладающий априорной спос-тью продуцировать понятия и категории, а также формировать на их основе суждения3) Разум, или спос-ть умозаключения, ф-ия кот закл-ся в формир-ии предельных целей познания в виде безусловных идей – идеи души, природы и Бога. В идее души чел-ий разум стремится охватить всю сферу внутр-го опыта, в идее природы – всю сферу внешнего, в идее Бога – дать обоснование всякому опыту вообще.
Кант выявляет4 антиномии – 4 гр. противоречащих др. др. суждений, одинаково логически доказуемых: 1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пр-ве. / Мир не имеет начала во времени и границ в пр-ве. 2. Все сложные вещи сост из простых частей, и вообще сущ только простое или то, что сложено из простого. / Ни одна сложная вещь не сост из простых частей и, вообще, в мире нет ничего простого. 3. Для объяснения явлений необходимо допустить сущ-ние свободной причинности, т.е. причинность по законам природы не явл ед-ной. / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы. 4. В качестве своей причины мир имеет безусловно необходимую сущность. / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне его – как его причины. И хотя в области разума никаких доказательств бытия Бога Кант не обнаружил, он не отрицает ни сущ-ния Бога, ни бессмертия души, ни возможности свободы.

Объективно-идеалистическая фил Г. Гегеля. В фил Г. Гегеля чел-ая история представлена в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития независимо от того, относятся они к сфере бытия или мышления. Исх. положение в учении Гегеля– принцип тождества бытия и мышления. Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки об организационных принципах мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие оказ-ся явленным так, как оно было замыслено. В соотв. с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, мировое развитие в целом философ представил как пр-с саморазвития и самопознания Абсолютной идеи (Мирового разума). Этот пр-с подчинен з-нам логики и вкл в себя 3этапа: 1) Логич. этап, связан. с пребыванием идеи в стихии чистого мышления, где она раскрывает свое содержание в сист категорий и понятий. Данный этап описан у 2) Природная стадия, связанная с развитием идеи в форме «инобытия». Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждаясь от своей истинной сущности, и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей. Т.образом, различие между природой и абсолютной идеей закл-ся не в содержании, а в форме сущ-ния. При этом природа не способна к развитию во вр. 3) Чел-ий Дух, где идея, покинув природу, возвращается к самой себе в качестве духа и реализуется в чел-ком мышлении и истории.
Диалектика выступает у Гегеля уже не в качестве искусства вести фил-ую дискуссию, а в качестве теории развития. В этой теории сформулированы осн. категории и понятия, выражающие различные аспекты, формы и стадии многоступенчатого пр-са развития. Гегель сумел выявить источники, механизм и схему этого пр-са, проявляющиеся в действии таких всеобщих з-нов диалектики, как борьба и единство противоположностей, переход кол-ных изменений в качественные, и наоборот, а также двойное отрицание. По Гегелю, любое понятие, а, след-но, и любое явление природы, общества и дух. жизни проходит 3хстадийный цикл развития: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное сост объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). Стадия синтеза не только примиряет тезис и антитезис, преодолевая их противоположность, но и сохр-ет в себе положит. содержание обеих предшествующих стадий в высшем гармоническом единстве. Напр, развитие бабочки вкл в себя стадии личинки (тезис), гусеницы (антитезис) и взрослой особи (синтез). Так же и развитие абсолютной идеи осуществляется поэтапно, в соответствии с законами диалектики: чистое мышление (тезис); природа (антитезис); человеческая история, в кот воплощен Мировой дух (синтез).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 690 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.